Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-503/2017 ~ М-226/2017 от 06.02.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года Самарский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Коваленко О.П.,

при секретаре Бреенковой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гирина В.И., Гириной Л.А, Гириной О.В, Гирина М.А к ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ о признании права на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства и восстановлении на учете нуждающихся в получении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ о признании незаконным решения об отказе в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся и признании права на жилье, указав, что Гирин В.И. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ. Приказом командующего войсками ПУрВО -ПМ от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы по достижению им предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом командира войсковой части 21208 от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части. В период прохождения военной службы ему и членам его семьи согласно ордеру была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>, 23 "а" - 66, где он и члены его семьи проживают до настоящего времени. В период прохождения военной службы он обращался к командованию воинской части с рапортом о постановке его и членов его семьи на жилищный учет, между тем в связи с изменением органа, осуществляющего жилищный учет военнослужащих, он не был восстановлен надлежащим образом в реестре военнослужащих, нуждающихся в жилищном обеспечении. Истец обратился с заявлением в 1 отдел в <адрес> ФГУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании его нуждающейся в жилом помещении в соответствии со ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и предоставлении ему жилого помещения. Однако решением начальника 1 отдела ГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в принятии на жилищный учет в связи с тем, что на момент обращения утратил статус военнослужащего. Решением Самарского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение было признано незаконным. Апелляционным определением Приволжского окружного военного суда от 27.05.2016г. решение Самарского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено и принято новое решение, которым Гирину В.И. было отказано в удовлетворении заявленных им требований.

Истцы полагали свои права нарушенными, в связи с чем просили суд признать незаконным решение начальника 1 отдела ГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, признать за истцами право на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства в <адрес> за счет средств Министерства обороны РФ, обязать ответчика восстановить истцов в реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения с 29.09.2005г.

Определением Самарского районного суда <адрес> от 19.04.2017г. производство по гражданскому делу по иску Гирина В.И., Гириной Л.А., Гириной О.В., Гирина М.А. к ФГКУ «Центрегионжилье» о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся и признании права на жилье прекращено в части требований о признании за истцами права на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства в <адрес> за счет средств Министерства обороны РФ на основании ст. 220 ГПК РФ.

Представитель истцов в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ и начальника 1-го отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ Некуш К.Б. иск не признала, ссылаясь на законность вынесенного решения, просила в иске отказать.

Представитель третьего лица командир войсковой части 21208 в судебное заседание не явился, в адресованном суду ходатайстве просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» в судебное заседание не явился, в адресованном суду ходатайстве просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Приказом Министра обороны N 1280 от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция "О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма".

Согласно п. 3 Инструкции, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Судом установлено, что Гирин В.И. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ.

Приказом командующего войсками ПУрВО -ПМ от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы по достижению им предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом командира войсковой части 21208 от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части.

Выслуга лет на момент увольнения в календарном исчислении составляет более 10 лет.

В период прохождения военной службы ему и членам его семьи согласно ордеру от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>, 23 "а" - 66, где он и члены его семьи проживают до настоящего времени.

В период, предшествующий его увольнению, Гирин В.И. обратился к командованию части с рапортом и необходимыми для этого документами с вопросом о постановке его и членов его семьи на жилищный учет.

В связи с изменением органа, осуществляющего полномочия по обеспечению жильем военнослужащих (ранее Чернореченская КЭЧ района, а в настоящее время ФГКУ «Центррегионжилье»). Гирин В.И. обратился в ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением и соответствующими документами, в котором просил восстановить его и членов его семьи на жилищном учете.

Решением начальника 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ Гирину В.И. было отказано в постановке его и членов его семьи на жилищный учет.

Не согласившись с указанным решением, Гирин В.И. обратился в Самарский гарнизонный военный суд, который своим решением от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение ФГКУ «Центррегионжилье» признал незаконным и обязал указанный орган рассмотреть вопрос о признании Гирина В.И. нуждающимся в жилом помещении для проживания с составом семьи четыре человека по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в запас в <адрес>. Апелляционным определением Приволжского окружного военного суда от 27.05.2016г. решение Самарского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено и принято новое решение, которым Гирину В.И. было отказано в удовлетворении заявленных им требований. Основанием для отказа послужил тот факт, что в связи с отсутствием решения жилищной комиссии воинской части, в которой Гирин В.И. проходил военную службу по контракту в период, предшествующий увольнению, у начальника 1-го отделения не было законных оснований для принятия положительного решения, и, как следствие, он действовал в рамках закона. При этом военный суд апелляционной инстанции указал, что принимаемое решение по административному делу не препятствует дальнейшей реализации права Гирина В.И. на жилищное обеспечение за счет Министерства обороны Российской Федерации при установлении законных к тому оснований.

Суд полагает требования истцов обоснованными по следующим основаниям.

На момент увольнения Гирина В.И. с военной службы порядок учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N» 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, помимо необходимого стажа военной службы и оснований увольнения военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.

В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).

В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

При указанных обстоятельствах, право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащим, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ No 80 и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии с п. 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.

Согласно п.п. 13,14 указанных Правил военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет нуждающихся.

Ответчик не оспаривает, что Гирин В.И. на момент увольнения имел основания быть признанным нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания, учетное дело Гирина В.И. жилищная группа Чернореченской КЭЧ района им не передавала.

Из материалов дела усматривается, что при увольнении с военной службы Гирин В.И. ДД.ММ.ГГГГ подавал рапорт об обеспечении его жильем, в листе беседы ходатайствовал о включении его в списки очередников на получение жилого помещения по избранному месту жительства <адрес>, что также отражено в представлении о досрочном увольнении Гирина В.И. от ДД.ММ.ГГГГ. Оригиналы указанных документов представлены Управлением кадров Объединенного стратегического командования центрального военного округа, поэтому каких-то сомнений в подлинности представленных документов у суда не имеется, ходатайств о назначении судебной экспертизы ответчиком не заявлено.

Как следует из ответа врио командира в/ч 21208 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с передислокацией войсковой части 21208 из <адрес> в <адрес> в 2010 году, книга протоколов заседания жилищной комиссии 2005 г. и журнал исходящих документов были утеряны, в связи с чем, предоставить заверенную выписку из протокола жилищной комиссии о признании нуждающимся в постоянном жилье и заверенную копию журнала исходящих документов по проведению работ о включении Гирина В.И. в реестр нуждающихся в постоянном жилье не представляется возможным (л.д. 23).

Таким образом, процедура подачи соответствующего рапорта в период прохождения военной службы истцом была соблюдена, однако истец не может нести негативные последствия за действие (бездействие) должностных лиц войсковой части, которые в установленном порядке не оформили надлежащим образом документы о постановке истца на учет нуждающихся в получении жилого помещения.

Кроме того, по данным Филиала Центрального архива МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ в деле ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» за 2000-2011 гг. «Список граждан, подлежащих отселению из ЗВГ «Рощинский» значится старший прапорщик Гирин В.И., с местом желаемого отселения в <адрес>, с датой подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что истцы проживают в служебной квартире. Доказательств наличия у истцов права пользования жилым помещением по договору социального найма суду не представлено. Наличие в собственности у Гирина В.И. и Гириной Л.А. жилого помещения, площадью 22,9 кв.м, приобретенного по договору купли-продажи с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40), не исключает право состоять на учете Гирину В.И. с составом семьи из 4-х человек в качестве нуждающихся, поскольку их обеспеченность не превышает учетную норму в <адрес>, установленную Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе Самара» (11 кв.м).

В силу п. 3 ст. 6 и п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации и обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства (аналогичные положения были предусмотрены ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4338-1, действовавшего на момент обращения истца с рапортом).

Избрание гражданином постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий (подпункта "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054, далее Правил).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с подпунктом "г" п. 26 Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.

Изложенное свидетельствует о том, что Гирин В.И. ввиду соответствующего срока военной службы, основания увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, приобрел право на обеспечение его жильем в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», по избранному месту жительства – в <адрес>. При этом обеспеченность жилым помещением на момент обращения с заявлением истца к ответчику составляла менее учетной нормы.

Следовательно, Гирин В.И. имел все основания для признания его нуждающимся в получении жилого помещения, и приобрел право на получение жилого помещения по избранному месту жительства, с учетом площади жилого помещения, находящегося у него в собственности.

С учетом положений п. 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в силу которых никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Гирина В.И, Гириной Л.А, Гириной О.В, Гирина М.А к ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ о признании права на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства и восстановлении на учете нуждающихся в получении жилого помещения - удовлетворить.

Признать за Гириным В.И. и членами его семьи право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства в <адрес> за счет средств Министерства обороны РФ.

Обязать ФГКУ «Центррегионжилье» восстановить Гирина В.И. и членов его семьи в реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-503/2017 ~ М-226/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гирин В.И.
Гирина О.В.
Гирин М.А.
Гирина Л.А.
Ответчики
Начальник 1 отдела ФГКУ Центррегионжилье Мо рФ
ФГКУ Центррегионжилье
Другие
ФКУ "УФО МО РФ по Свердловской области"
Командир Войсковой части 21208
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Коваленко О.П.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
06.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2017Передача материалов судье
09.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.02.2017Предварительное судебное заседание
16.03.2017Судебное заседание
03.04.2017Судебное заседание
19.04.2017Судебное заседание
15.05.2017Судебное заседание
19.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2017Дело оформлено
21.06.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее