Дело №2-3606/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2021 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Анциферовой Н.Л.,
при секретаре Евстигнеевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сурковой Маргариты Николаевны, Суркова Ивана Ивановича к администрации города Ульяновска о сохранении права на участие в программе и восстановлении в очереди подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021-2025 гг.,
У С Т А Н О В И Л:
Суркова М.Н., Сурков И.И. обратились в суд с иском к администрации города Ульяновска о сохранении права на участие в программе и восстановлении в очереди подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021-2025 гг., указав следующее.
24.05.2012 (протокол № 11) их семья из трех человек с несовершеннолетним ребенком ФИО9 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для последующего участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.
09.08.2017 (протокол № 15) в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий для последующего участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., включены с составом семьи из 4 человек.
Однако за период с июня 2012 года по настоящее время семья не обеспечена сертификатом по программе «Обеспечение жильем молодых семей» в соответствии с действующим законодательством. Неоднократно были написаны обращения. В июне 2020 года, в феврале 2021 года звонила в Управление образования администрации города Ульяновска отдел по делам молодежи и молодежной политики и в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области Волковой Ирине, которые поясняли, что семья в очереди под № 74, и что все зависит от финансирования и при достижении ей или супругом возраста 36 лет, семью исключат из очереди программы «Обеспечение жильем молодых семей». В мае 2021 года из администрации города Ульяновска пришло письмо от 3.05.2021 №73-ИОМСУ-24.022/5411, о том, что решением комиссии по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилого помещения их семья исключена из списка семей-участников мероприятия «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на основании п.27 приложения №1 к постановлению Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными слугами граждан РФ в связи с достижением одним из супругов возраста 36 лет. С решением не согласны, так как семья была включена в список программы в 2012 году, когда условия были иными. Согласно пункту 6 Приложения №3 к программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы Жилище» на 2011-2015годы, участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет... А так как закон не имеет обратной силы, исключать нашу семью из списков при достижении одним из супругов 36 лет, считают незаконным.
Просили сохранить право семьи на участие в целевой программе и восстановить семью в прежней очереди программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021-2025, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.
В судебном заседании истцы поддержали доводы иска, дополнив, что права их нарушены. Они вчетвером проживают в однокомнатной квартире площадью 33 кв.м. Все условия участия в федеральной программе были выполнены, но до них так и не дошла очередь. В этом их вины нет, администрация специально оттягивают срок. Прежде всего они защищают интересы своих детей.
В судебное заседание представитель ответчика администрации г.Ульяновска Золотарева Ю.И. не явилась, извещалась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представила письменный отзыв, согласно которому семья Сурковых признана участницей Мероприятия решением комиссии по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от 12.03.2013 № 10. Решением комиссии по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от 27.04.2021 № 53-ПР семья Сурковых исключена из списка семей-участников Мероприятия на основании п.27 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в связи с достижением супругов (одним из супругов) возраста 36 лет. Просит отказать в удовлетворении исковых требований семьи Сурковых как несоответствующей нормам действующего законодательства.
В судебное заседание представители третьих лиц Министерство финансов Ульяновской области, Финансовое управление администрации г.Ульяновска не явились, извещались.
Выслушав истцов, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доказательствам, которые представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Согласно пунктам «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, протоколом № 11 заседания комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г.Ульяновска от 24.05.2012 семья Сурковых в составе трёх человек (Суркова М.Н., Сурков И.И., сын ФИО3) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.
Социальные выплаты семьям предоставляются по мере поступления бюджетных средств (федеральный, областной и местный бюджеты) согласно строгой очерёдности.
При формировании списка молодых семей-участников Программы семьи указываются в следующем порядке: а) молодые семьи - участники программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года; б) молодые семьи, имеющие трёх и более детей; в) молодые семьи, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации; г) молодые семьи-участники программы.
Протоколом № 15 заседания комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г.Ульяновска от 09.08.2017, семья Сурковых включена в список составом семьи из 4 человек (жена – Суркова М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, муж - Сурков И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
В настоящее время Сурковы и несовершеннолетние дети зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 33,7 кв.м, принадлежащей на праве общей долевой собственности.
13.05.2021 администрация г.Ульяновска уведомила Суркову М.Н. о том, что решением комиссии по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального дома от 27.04.2021 № 53-ПР, семья в составе трех человек исключена из списка семей-участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на основании п. 27 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в связи с достижением супругов (одним из супругов) возраста 36 лет.
С данным решением истцы не согласны, считают его незаконным.
Суд считает, что исковые требования Сурковой М.Н. и Суркова И.И. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
С 1 января 2018 года действие федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, досрочно прекращено в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1243.
Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 1 января 2018 года осуществляется в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710.
Согласно изменениям, внесенным в акты Правительства Российской Федерации указанным Постановлением, для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
В соответствии с пунктом 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 24 Правил установлено, что орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы (пункт 26 Правил).
В соответствии с пунктом 27 Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Такое правовое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан.
В связи с этим достижение Сурковой М.Н., возраста 36 лет, семья Сурковых правомерна исключена из списка семей-участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Доводы истцов основаны на неправильном понимании положений закона, факт признания молодой семьи участником подпраграммы не влечет безусловного права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме до включения в список претендентов. Период же ожидания зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.
Руководствуясь ст. 12, 56, 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Сурковой Маргариты Николаевны, Суркова Ивана Ивановича к администрации города Ульяновска о сохранении права на участие в программе и восстановлении в очереди подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021-2025 гг., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л.Анциферова
Решение в окончательной форме будет принято 11.08.2021.