РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2016 года г.о. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда, Самарской области Попова О.А., с участием прокурора Некрасова К.В., представителя заинтересованного лица – Глава администрации с.п.Подстепки Кочеткова Д.В., при секретере Ширяевой К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-1859/16 по иску Прокурора Ставропольского района в интересах муниципального образования - муниципального района Ставропольский Самаркой области и неопределенного круга лиц к Администрации с.п Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и строительного мусора
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ставропольского района Самаркой области в интересах муниципального образования - муниципального района Ставропольский и неопределенного круга лиц к Администрации с.п. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области о возложении обязанностей,
просил обязать ответчика организовать сбор и вывоз бытовых и строительных отходов с территории по правой стороне автодороги Подстепки-Ягодное по направлению к р.Волга, в 350 м от ул.Полевой села Подстепки, а также с территории в 20 м от дорожного знака «Подстепки» в районе пересечения улиц Полевая и Юбилейная села Подстепки сельского поселения Подстепки;
- организовать с территории села Подстепки сельского поселения Подстепки регулярный вывоз мусора, в том числе крупногабаритного и бытовых отходов из села Ташла с.п. Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области.
В судебном заседании прокурор полностью поддержал исковые требования.
Представитель заинтересованного лица – Глава администрации с.п.Подстепки Кочетков Д.В. в судебном заседании пояснил суду, что администрация всячески устраняют выброс мусора и предотвращает его накопление по мере возможности. Мусор с указанной территории, по проверке прокуратуры собрали и вывезли. П
Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.
К такому выводу суд приходит, основываясь на нормах материального и процессуального права Российской Федерации, а также на исследованных в судебном заседании обстоятельствах.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьей 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную среду, право на получение достоверной информации: о её состоянии и право на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Данная группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.
В соответствии с требованиями ст. ст. 21, 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
При этом согласно ст. 2 данных Правил, объектами очистки являются территории домовладений, уличные подъезды, площади, скверы, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, с удобными подъемными путями для транспорта. Для определения числа устанавливаемых контейнеров для сбора мусора следует исходить из численности населения, норм накопления отходов и сроков их хранения. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиалогической службы (в настоящее время органы Роспотребнадзора).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе и на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В силу ст. 51 данного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.
Прокурором Ставропольского района в результате проверки исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, было установлено, что на территории по правой стороне автодороги Подстепки-Ягодное по направлению к р.Волга, в 350 м от ул.Полевой села Подстепки, а также с территории в 20 м от дорожного знака «Подстепки» в районе пересечения улиц Полевая и Юбилейная села Подстепки сельского поселения Подстепки образована несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов.
На указанном участке складируются бытовые отходы различного класса опасности: обломки досок, железобетонных конструкций, строительных материалов, пакеты и т.д.
Разрешительных документов, предоставляющих право на размещение отходов в указанном мете, не имеется.
В судебном заседании установлено, что администрацией с.п.Подстепки были организованы сбор и вывоз мусора с указанной территории.
Судом также установлено, что администрацией с.п.Подстепки принимаются меры к организации вывоза мусора, в том числе крупногабаритного, и бытовых отходов.
Таким образом, на момент рассмотрения гражданского дела требования, содержащиеся в п.2 просительной части административного искового заявления, потеряли свою актуальность. Данные обстоятельства подтверждаются фототаблицей.
Следовательно в удовлетворении требований прокурора об обязании администрации с.п.Подстепки организовать сбор и вывоз мусора, регулярный вывоз мусора, следует отказать.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В силу ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичная норма содержится в Уставе сельского поселения Подстепки. Так, согласно п. 20 ст. 7 Устава сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденного Решением Собрания представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области от 24.04.2014 N13, к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Между тем, было установлено что на указанной территории накапливаются бытовые отходы и мусор. При этом вывоз накопленных отходов на объекты их размещения для последующего использования, обезвреживания, размещения, захоронения администрацией сельского поселения не производился, что является нарушением действующего законодательства.
В результате бездействия ответчика ухудшается состояние земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду,
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ставропольского района - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский по организации сбора и вывоза бытовых и строительных отходов.
В остальной части административных исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья