Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кривицкой О.Г.,
при секретаре Старшиновой Е.А.,
с участием представителя прокуратуры <адрес> Сапруновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара к Столбовой ЛФ, Таранкову ДА о выселении,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом <адрес> обратился в суд с иском к Столбовой Л.Ф., Таранкову Д.А. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, в обосновании своих требований указав, что распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный дом включен в государственную программу <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>» до ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Финансирование Программы строго целевое и осуществлялось за счет средств бюджетов городского округа Самара, <адрес> и федерального бюджета.
В целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Программы был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений у застройщика в жилых домах, расположенных в <адрес>, в микрорайоне Крутые ключи.
В комнате, расположенной в коммунальной <адрес>, проживают и зарегистрированы Столбова Л.Ф., Таранков Д.А. Указанный жилой объект находится в общей долевой собственности ответчиков.
В целях реализации вышеуказанной Программы, истец предложил ответчикам заключить договор мены, по которому Столбова Л.Ф. и Таранков Д.А. обязуются передать в муниципальную собственность принадлежащее им жилое помещение, а Департамент управления имуществом <адрес>, в свою очередь, обязуется предоставить в собственность ответчикам жилое помещение – двухкомнатную квартиру, общей площадью 56,8 кв.м., жилой площадью 30,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
С предложенным жилым помещением Столбова Л.Ф., Таранков Д.А. согласились, что подтверждается смотровым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ года. Однако с необходимым пакетом документов ответчики в Департамент управления имуществом <адрес> не явились.
На основании изложенного истец просил выселить Столбову Л.Ф., Таранкова Д.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> посредством заключения договора мены жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на жилое помещение, расположенное пол адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель истца Тарасов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Ответчик Таранков Д.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, против их удовлетворения не возражал, суду пояснил, что ответчица Столбова Л.Ф. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, представив свидетельство о ее смерти.
С учетом указанного обстоятельства представителем истца исковые требования были дополнены.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании ^ такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, отдавать имущество в залог, а также заключать договоры мены.
Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Из материалов дела следует, что Распоряжением первого заместителя Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 39).
Указанный дом включен в государственную программу <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>» до ДД.ММ.ГГГГ года (далее Программа), утвержденную <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Финансирование Программы строго целевое и осуществляется за счет средств бюджетов городского округа <адрес> т федерального бюджета.
В рамках обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации вышеуказанной Программы был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений у застройщика в жилых домах, расположенных в <адрес> (л.д. 10-17).
Исходя из условий указанного контракта, на основании технического здания строились квартиры конкретного метража, рассчитанного для обеспечения жилыми зданиями помещениями граждан, проживающих в домах, входящих в Программу, с учетом действующих строительных норм.
Согласно справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ГУП <адрес> «ЕИРРЦ», в комнате, расположенной в коммунальной <адрес>, проживают и зарегистрированы Столбова ЛФ и Таранков ДА (л.д. 41). Указанный жилой объект находится в общей долевой собственности Столбовой ЛФ и Таранкова ДА.
В целях реализации Программы, Департамент управления имуществом <адрес> предложил ответчикам заключить договор мены, по которому Столбова Л.Ф. и Таранков Д.А. обязуются передать в муниципальную собственность принадлежащее им жилое помещение, а Департамент, в свою очередь, обязуется предоставить в собственность ответчикам жилое помещение -двухкомнатная квартира, общей площадью 56,8 кв. м., жилой площадью 30,5 кв. м. расположенную по адресу: <адрес>.
С предложенным жилым помещением ответчики согласились, что подтверждается смотровым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42) и пояснениями Таранкова Д.А. в судебном заседании.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчик Столбова Л.Ф. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50).
Кроме того, в материалы дела представлено свидетельство о праве на наследство серии <адрес>9 от ДД.ММ.ГГГГ года, выданное Таранкову Д.А. после смерти матери - Столбовой Л.Ф. на 13/77 долей в общей долевой собственности на шестикомнатную квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> (л.д. 51).
В соответствии с распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № собственникам жилых помещений в доме, расположенном по адресу: <адрес> рекомендовано осуществить снос указанного дома.
До настоящего времени собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не осуществлен снос указанного дома, что свидетельствует о невыполнении Распоряжения.
Следовательно, в результате неисполнения собственниками требований Распоряжения о сносе указанного дома органом местного самоуправления должно быть принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд, которое, в свою очередь, подлежит регистрации в Управлении Росреестра по <адрес>.
В свою очередь, для издания такого решения органу местного самоуправления необходимо идентифицировать земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, поскольку согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
В соответствии со статьей 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением в орган кадастрового учета помимо иных документов должна быть представлена копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости. Следовательно, орган местного самоуправления не в состоянии единолично осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет, поскольку является собственником не всех жилых помещений, расположенных на данном земельном участке.
В связи с вышеизложенным, собственник жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, должен осуществить совместно с иными собственниками жилых помещений на данном земельном участке постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Однако выкуп является нецелесообразным, поскольку является длительным процессом и требует значительных финансовых затрат для собственников жилых помещений.
Проживание в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, представляет угрозу жизни и здоровью собственникам таких жилых помещений.
Изъятие земельного участка для муниципальных нужд в порядке ст. 32 Жилищного кодекса РФ является пролонгированным во времени.
Суд приходит к выводу о том, что наиболее целесообразным является заключение договоров мены аварийных жилых помещений на другие благоустроенные жилые помещения муниципального жилищного фонда на основании ст. 567 Гражданского кодекса РФ. Правомерность заключения подобных договоров подтверждается Постановлением ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 14947/10.
Ответчик, сторона по договору, согласился на его заключение.
На основании изложенного, учитывая согласие ответчика Таранкова Д.А. с заявленными требованиями, исковые требования Департамента управления имуществом <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требований Департамента управления имуществом городского округа Самара к Столбовой ЛФ, Таранкову ДА о выселении удовлетворить.
Выселить Таранкова ДА из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, посредством заключения договора мены жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на жилое помещение, расположенное пол адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья Кривицкая О.Г.
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ г.