УИД 55OS0000-01-2019-000300-31
Дело № 66а-437/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новосибирск 10 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И.,
судей Вольной Е.Ю., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре Ковалевой С.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-59/2020 по административному исковому заявлению администрации г. Омска к Министерству имущественных отношений Омской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «СпецСтройТорг» на решение Омского областного суда от 25 февраля 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Тертишниковой Л.А., судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Администрация города Омска обратилась в Омский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, д.2, в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года.
В обоснование исковых требований указано, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится в собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года утверждена приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2014 года № 50-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области» и составляет 12 154 842,24 руб.
14 мая 2019 года администрация города Омска обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Комиссия) с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, представив отчет об оценке № 11-1/03/2019-И от 7 мая 2019 года, подготовленный оценщиком Воловиком Д.П., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 52 136 000 руб.
Решением Комиссии от 5 июня 2019 года № 113 заявление администрации города Омска было удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере рыночной согласно отчету.
Решением Омского областного суда от 26 сентября 2019 года по делу № 3а-120/2019 вышеуказанное решение Комиссии признано незаконным и на Комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление администрации города Омска.
При повторном рассмотрении представленных материалов Комиссия решением от 20 ноября 2019 года № 309 отклонила заявление администрации города Омска в связи с наличием замечаний к отчету об оценке.
Указывая на несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости, что затрагивает права муниципального образования как получателя арендных платежей, ссылаясь на положения Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), выводы отчета об оценке, административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости в сумме 52 136 000 руб.
Впоследствии административный истец уточнил заявленные требования, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости, определенной в представленном обществом с ограниченной ответственностью «СпецСтройТорг» (далее ООО «СпецСтройТорг») отчете об оценке № 33/19 от 30 декабря 2019 года, в сумме 42 473 000 руб.
Решением Омского областного суда от 25 февраля 2020 года административное исковое заявление администрации города Омска об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворено.
Установлена по состоянию на 1 января 2014 года кадастровая стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости в сумме 42 473 000 рублей.
Датой подачи заявления указано 14 мая 2019 года.
Не согласившись с указанным решением, заинтересованным лицом ООО «СпецСтройТорг» подана апелляционная жалоба, в которой изложена просьба об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
По мнению апеллянта, истцом не предоставлено доказательств о нарушении его прав несоответствием кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости, своей заинтересованности и обоснования требований, поэтому у суда не было оснований для удовлетворения иска.
Обращает внимание, что суд не обоснованно отказал заинтересованному лицу в назначении экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01 января 2020 года. По мнению заинтересованного лица экспертиза необходима для установления наличия или отсутствия злоупотребления истцом своими правами. Истец считает, что рыночная стоимость спорного земельного участка составляет более 52 000 000 руб., однако в настоящее время в связи с падением рынка, его рыночная стоимость не более 12 000 000 руб. Поскольку рыночная стоимость земельного участка снизилась, у истца отсутствует нарушенное право.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
На основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены правильного по существу решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, правообладателем (собственником) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 4 июня 2009 года.
Арендатором указанного земельного участка на основании договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного в городе Омске для строительства № Д-Кр-31-11013 от 22 мая 2015 года является заинтересованное лицо ООО «СпецСтройТорг».
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года составляет 12 154 842,24 руб., дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости 21 января 2015 года.
Решением Комиссии № 113 от 5 июня 2019 года было удовлетворено поданное представителем администрации города Омска Окишевым К.В. 14 мая 2019 года заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Кадастровая стоимость этого участка определена в размере, установленном в представленном заявителем отчете об оценке № 11-1/03/2019-И от 7 мая 2019 года, в сумме 52 136 000 рублей.
Решением Омского областного суда от 26 сентября 2019 года по делу № 3а-120/2019 вышеуказанное решение Комиссии признано незаконным и на Комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление администрации города Омска.
При повторном рассмотрении поданного представителем администрации города Омска Окишевым К.В. 14 мая 2019 года заявления Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области № 309 от 20 ноября 2019 года отказала в удовлетворении заявления в связи с несоответствием отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
В соответствии с положениями статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельного участка, в подтверждение величины его рыночной стоимости в размере 52 136 000 руб. по состоянию на 01 января 2014 года административным истцом представлен отчет № 11-1/03/2019-И, выполненный 07 мая 2019 года оценщиком ООО «Центр интеллектуальных технологий» Воловик Д.П.
Из представленного заинтересованным лицом ООО «СпецСтройТорг» отчета от 30 декабря 2019 года № 33/19 об оценке объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2014 года, выполненного оценщиком ООО «Центр независимой экспертизы и оценки «АРУС» Мосиной Е.В., следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 42 473 000 руб.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из предусмотренных законом оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенном отчетом об оценке рыночной стоимости № 33/19 от 30 декабря 2019 года выполненного оценщиком ООО «Центр независимой экспертизы и оценки «АРУС» Мосиной Е.В., при этом пришел к выводу, что указанный отчет об оценке отвечает требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, надлежащих доказательств, опровергающих выводы профессионального оценщика, административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлено.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости затрагиваются права и законные интересы административного истца при реализации им правомочий собственника земельного участка.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац второй части одиннадцатой статьи 24.18 указанного Закона).
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Исходя из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что административный истец является собственником земельного участка и получателем арендной платы, размер которой исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, результаты определения кадастровой стоимости объекта оценки затрагивают его права, а потому доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с заявленными требованиями несостоятельны, поскольку основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы относительно необоснованного отказа в назначении судебной экспертизы не опровергают правильности выводов суда по существу спора и о нарушении норм процессуального права не свидетельствуют, поскольку согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации экспертиза назначается судом лишь при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний. Право определения достаточности доказательств по делу принадлежит суду (часть 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопрос о назначении экспертизы рассмотрен судом первой инстанции в соответствии со статьей 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и при наличии в материалах дела иных доказательств, достаточных для рассмотрения спора по существу, оснований для ее назначения судом не выявлено.
При этом, в соответствии с частью 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом первой инстанции, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> утверждена по состоянию на 1 января 2014 года приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2014 года № 50-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области».
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для назначения экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2020 года у суда первой инстанции не имелось, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, судом первой инстанции в целом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Омского областного суда от 25 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица ООО «СпецСтройТорг» без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>