59RS0007-01-2021-003209-55
Дело № 2-4419/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28.09.2021 года город Пермь
Свердловский районный суд города Перми в составе:
судьи Мангасаровой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Павленко Н.О.
с участием истцов Быкова А.А., Муртазова М.П., представителя ответчика Данилевича А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Быкова А. А., Лебедева А. А., Синяева Е. В., Верхоланцева В. Р., Муртазова М. П. к ООО «Главное управление обслуживания» о признании незаконными действий по обработке хлорным раствором наружных поверхностей здания многоквартирного доме, по включению в отчет перед собственниками помещений многоквартирного дома по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома стоимости работ, обязании произвести перерасчет стоимости оказанных услуг по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома, уменьшив стоимость услуг, обязании предоставить скорректированный отчет перед собственниками помещений многоквартирного дома по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома стоимости работ,
установил:
Истцы, Быков А.А., Лебедев А.А., Синяев Е.В., Верхоланцев В.Р., Муртазов М.П., обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, ООО «Главное управление обслуживания», с требованием о признании незаконными действий по обработке хлорным раствором наружных поверхностей здания многоквартирного доме <адрес> в период с марта по ДД.ММ.ГГГГ года, по включению в отчет перед собственниками помещений многоквартирного дома по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стоимости данный работ на сумму <данные изъяты> руб., обязании ответчика произвести перерасчет стоимости оказанных услуг по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома, уменьшив стоимость услуг на сумму 393 024 руб., обязании предоставить скорректированный отчет перед собственниками помещений многоквартирного дома по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома стоимости работ,
Требования истцы обосновывает тем, что являются собственниками квартир №, № №, №, № в доме по адресу: <адрес>, который находится в управлении ответчика. Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ представлен отчет по текущему ремонту/содержанию жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в котором включена стоимость работ по обработке хлорным раствором наружных поверхностей здания многоквартирного <адрес> в период с марта по ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> руб. Истцы полагают, что ответчиком незаконно включена стоимость данных работ в поименованный отчет по следующим основаниям. Ответчик неправомерно в качестве оснований для проведения работ ссылается на предписание Управления Роспотребназдора по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание адресовано управляющей компании, осуществляющей эксплуатации МКД в <адрес>. В предписание отсутствует указание на необходимость обработки наружных поверхностей МКД. предписание содержит указание на необходимость проведения работ с ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ года такая необходимость отсутствовала. Кроме того данные работы были проведены в отсутствие решения собрания собственников помещений МКД. Отсутствуют основания для включения стоимости спорных работ за счет средств, уплачиваемых собственниками на текущий ремонт, поскольку данные виды работ не относятся к текущему ремонту. Указанная в отчете стоимость работ не соответствует сведениям представленных актам выполненных работ- <данные изъяты> руб.
Истцы - Быков А.А., Муртазов М.П. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, письменных пояснений.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, представил отзыв на исковые требования в котором просит в удовлетворении исковых требования отказать в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, истцы – Лебедев А.А., Синяев Е.В., Верхоланцев В.Р., третьи лица, не заявляющие самостоятельные исковые требования относительно предмета спора – Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю, <адрес>, ИГЖН по Пермскому краю о времени и месте проевдения судебного заседания извещались, не явились.
Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что в МКД № по <адрес> истцу – Быкову А.А. принадлежит на праве собственности квартира №, истцу – Лебедеву А.А. принадлежит на праве собственности квартира №№, истцу – Синяеву Е.В. принадлежит на праве собственности квартира № истцу – Верхоланцеву В.Р. принадлежит на праве собственности квартира №, истцу – Муртазову М.П. принадлежит на праве собственности квартира №, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.147-164 том 1).
ООО «Главное управление обслуживания» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, что сторонами не оспорено и подтверждается договором управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ, договором управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65-117 том 1).
Как следует из искового заявления, ответчиком ДД.ММ.ГГГГ представлен отчет по текущему ремонту/содержанию жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в котором включена стоимость работ по обработке хлорным раствором наружных поверхностей здания многоквартирного <адрес> в период с марта по ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>.
Истцы полагают, что ответчиком незаконно включена стоимость данных работ в поименованный отчет по следующим основаниям. Ответчик неправомерно в качестве оснований для проведения работ ссылается на предписание Управления Роспотребназдора по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание адресовано управляющей компании, осуществляющей эксплуатации МКД в <адрес>. В предписание отсутствует указание на необходимость обработки наружных поверхностей МКД. предписание содержит указание на необходимость проведения работ с ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ года такая необходимость отсутствовала. Кроме того данные работы были проведены в отсутствие решения собрания собственников помещений МКД. Отсутствуют основания для включения стоимости спорных работ за счет средств, уплачиваемых собственниками на текущий ремонт, поскольку данные виды работ не относятся к текущему ремонту. Указанная в отчете стоимость работ не соответствует сведениям представленных актам выполненных работ- <данные изъяты> руб.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняла решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).
При этом услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия условиям договора управления многоквартирного дома (п.п.3,5 Правил №, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ).
Как указал ответчик, обработка мест общего пользования МКД хлорным раствором была произведена на основании предписания Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, письма Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, Рекомендаций Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, Указов Губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, требований ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в условиях объявленного режима повышения готовности.
На основании предписания Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № руководителю организации ответчика было предписано обеспечить с ДД.ММ.ГГГГ ежедневное проведение текущей уборки мест общего пользования, стволов мусоропровода и мусороприемных камер с использованием дезинфицирующих средств по вирусному режиму с обязательной дезинфекцией контактных поверхностей (ручек, перил, кнопок лифта и т.п.).
Письмом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес ответчик направлены рекомендации по проведению указанных мероприятий, в которых, в том числе указано на необходимость обработки мест общего пользования в МКД, тротуаров, наружных поверхностей зданий, детских площадок, уличной инфраструктуры и т.д.
Также письмом ИГЖН Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ руководителям управляющих компаний сообщено о необходимости обработки мест общего пользования МКД с указанием на возможность привлечения к административной ответственности лиц, не обеспечивающих данную обработку.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция.
В соответствии с Указом Губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который является обстоятельством непреодолимой силы.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV»руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предписано, в числе иного, организовать контроль за соблюдением дезинфекционного режима на транспортных узлах (аэропорты, порты, железнодорожные и автовокзалы) и в местах массового скопления людей (в том числе на торговых объектах, в местах проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятий); за организацией и проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (пункт 6.2 указанного документа).
Пунктом 3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3 руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предоставлено право давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием (подпункт 3.2).
Согласно пункту 3.1 санитарно-эпидемиологических правил "СП ДД.ММ.ГГГГ-03.3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 131, дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
Таким образом, должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право вносить юридическим лицам предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий не только в случае выявления нарушения санитарного законодательства, но и при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Из содержания пункта 4.3.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП ДД.ММ.ГГГГ-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 131, следует, что в местах общего пользования жилых домов, а также в гостиницах, общежитиях профилактическую дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию проводят в соответствии с нормативными документами, а очаговую дезинфекцию в квартирах жилых домов, а также в гостиницах, общежитиях - по эпидемиологическим показаниям.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и техническом регулировании в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик и требований к архитектурному облику дома, его безопасности, доступности помещений для пользования, постоянной готовности инженерных коммуникаций.
В случае если собственники выбрали способ управления многоквартирным домом управляющей организацией, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения соответствующего договора в соответствии с пунктом 16 Правил, то есть надлежащее содержание общего имущества обеспечивается путем выполнения обязательств на основании договора управления, управляющие организации за надлежащее содержание общего имущества несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 42 Правил).
На основании части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления существенными условиями являются перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, порядок изменения такого перечня, порядок определения цены договора и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с Минимальным перечнем работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 290, управляющая организация обязана осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В случае если управляющая организация приняла все меры по доведению собственникам необходимость принятия решения общего собрания об утверждении обязательного перечня работ и услуг в необходимом объеме и с экономически обоснованным финансированием, а собственники не утвердили решением общего собрания перечень работ и услуг в необходимом объеме или утвердили перечень работ и услуг в необходимом объеме без необходимого и достаточного финансирования, управляющая организация осуществляет деятельность в рамках установленных условий договора управления и несет ответственность в соответствии с установленными обязательствами за те работы и услуги, которые определены договором управления.
Если выполнение неотложных, аварийных работ, необходимых для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности, согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации и за возникновение которых она не отвечает в силу того, что собственниками не принято решение, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений многоквартирного дома.
В силу п. 23 указанного Постановления, к числу работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, относятся: сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
Таким образом, обязанность управляющей организации предоставлять услугу по уборке и санитарно - гигиенической очистке помещений общего пользования является частью содержания общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав обязательных услуг, предоставляемых управляющей организацией при управлении многоквартирным домом, и не зависит от волеизъявления сторон договора.
Доводы истцов о том, что действия, перечисленные в оспариваемом предписании, выходят за пределы полномочий управляющей компании, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права. Изложенные истцами обстоятельства того, что в отчете стоимость работ не соответствует сведениям представленных актам выполненных работ- <данные изъяты> руб. не свидетельствует о незаконности самого факта проведения спорных видов работ, при этом при проведении общего собрания собственников помещений, последние обладают правомочием по утверждению либо внесению корректировки в представленный управляющей компанией отчет по содержанию/текущему ремонту общего имущества МКД. при этом как следует из представленного протокола № от ДД.ММ.ГГГГ общее собрание собственников помещений МКД № по <адрес>, в том числе по вопросу утверждения отчета о выполненных работах в ДД.ММ.ГГГГ году, не состоялось в связи с отсутствием кворума.
Таким образом суд не находит оснований ля удовлетворения заявленных исковых требований, в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Быкова А. А., Лебедева А. А., Синяева Е. В., Верхоланцева В. Р., Муртазова М. П. к ООО «Главное управление обслуживания» отказать в полном объеме.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.В. Мангасарова
Решение в полном объеме изготовлено 15.10.2021.