Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4062/2019 ~ М-2231/2019 от 30.04.2019

ДЕЛО № 2а-4062/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи       Курындиной Е.Ю.,

при секретаре                                    Садчиковой У.А.,

с участием представителя административного – Магеррамова Р.З., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя административного ответчика – Праслова Ю.П., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

заинтересованного лица Кухаренко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску товарищества собственников жилья «Виктория – Северная» к государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным и отмене предписания от (ДД.ММ.ГГГГ) (№),

У с т а н о в и л:

Товарищество собственников жилья «Виктория – Северная» обратилось в суд с административным иском к государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным и отмене предписания от (ДД.ММ.ГГГГ) (№).

В обоснование заявленных требований указав, что (ДД.ММ.ГГГГ) государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Воронежской области Бобкиной О. И. на основании приказа (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ «Виктория - Северная». Вышеуказанная проверка проводилась с целью рассмотрения обращения граждан от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), от (ДД.ММ.ГГГГ) (№). Задачей проверки являлось: получение достоверных сведений об исполнении (ненадлежащем исполнении) ТСЖ «Виктория - Северная» своих обязанностей по соблюдению нормативов обеспечения коммунальными услугами, содержанию и текущему ремонту многоквартирного <адрес>, находящегося в управлении ТСЖ «Виктория – Северная». Предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований.

По результатам проверки был составлен акт проверки (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) и выдано предписание (№) от (ДД.ММ.ГГГГ).

Вышеyказанные документы в адрес ТСЖ «Виктория - Северная» были направлены по почте и получены ТСЖ (ДД.ММ.ГГГГ).

Ссылаясь на нормы п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, нормы Жилищного кодекса РФ административный истец указывает на то, что оспариваемое предписание является незаконным и не обоснованным.

Также ссылается на то, что при проведении проверки государственному инспектору ГЖИ Воронежской области были представлены документы, подтверждающие все обстоятельства связанные с газопроводом, пересекающим дверной проем Кухаренко И.В., в том числе исковое заявление, принятое Коминтерновским районным судом г. Воронежа к производству, в котором содержатся требования о приведении фасада в проектное состояние.

При проведении проверки документы, подтверждающие законность проведенной реконструкции по организации входа в нежилое помещение Кухаренко И.В., согласие всех собственников многоквартирного дома на использование общего имущества многоквартирного дома инспекцией не были проверены. Довод ТСЖ «Виктория – Северная» о том, что нарушение имело место быть по вине самого заявителя Кухаренко И.В. инспектором ГЖИ ВО во внимание не приняты.

Предписание выдано не лицу, совершившему действия, которые привели к нарушению обязательных требований содержания общедомового имущества, а лицу, которое в силу своих обязанностей борется с подобными нарушениями.

Административный истец полагает, что требованием, указанным в предписании, государственный инспектор пытается узаконить незаконную реконструкцию, проведенную собственником нежилого помещения, в интересах которого была проведена внеплановая выездная проверка инспектором ГЖИ ВО.

Считает, что при проведении проверки и выдаче предписания инспектором неверно был установлен субъект в отношении которого необходимо было выдать предписание с целью устранения нарушения, предусмотренного п. 5.4.5 абз.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (л.д. 7-11).

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 30.05.2019 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ведущий специалист второго разряда отдела надзора за содержанием многоквартирных домов государственной жилищной инспекции Воронежской области Бобкина О.И. (л.д. 149).

Судебное заседание назначалось на (ДД.ММ.ГГГГ), затем объявлен перерыв до (ДД.ММ.ГГГГ).

Представитель административного истца ТСЖ «Виктория – Северная» Магеррамов Р.З., действующий на основании доверенности (л.д. 13), в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика – Праслов Ю.П., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 154,155), против удовлетворения заявленных требований возражал.

Заинтересованное лицо – ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом (л.д. 201), представитель в судебное заседание не явился. В судебном заседании 01.07.2019 г. представитель заинтересованного лица - Порядин С.С., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 66,67) пояснил, что поскольку затрагиваются права и законные интересы третьих лиц (собственников помещений многоквартирного дома), ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» для производства работ по изменении конфигурации отрезка газопровода и его монтажу необходимо согласие ТСЖ «Виктория – Северная» оформленное в форме протокола собрания собственников помещений.

Заинтересованное лицо Кухаренко И.В. против удовлетворения заявленных требований возражал, полагал, что предписание является законным и обоснованным.

Заинтересованное лицо – государственный жилищный инспектор, ведущий специалист II разряда отдела надзора за содержанием многоквартирных домов государственной жилищной инспекции Воронежской области Бобкина О.И. о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, после перерыва в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 2, пункт 8.1 статьи 13, часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493.

Государственная жилищная инспекция Воронежской области (далее - инспекция) является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.

Инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, который осуществляет полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по осуществлению муниципального жилищного контроля (Положение о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденное Постановлением Правительства Воронежской обл. от 09.09.2013 N 799).

Согласно подпункту "а" пункта 3 и пункту 10 Положения о государственном жилищном надзоре в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Органы государственного жилищного надзора в силу положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" наделены полномочиями по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний об устранении выявленных нарушений.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с целью рассмотрения обращения граждан от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (л.д. 185-186,187) на основании приказа заместителя руководителя государственной жилищной инспекции <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) в отношении ТСЖ «Виктория – Северная» проведена внеплановая выездная проверка, задачами которой являлось получение достоверных сведений об исполнении (ненадлежащем исполнении) ТСЖ «Виктория - Северная» своих обязанностей по соблюдению нормативов обеспечения коммунальными услугами, содержанию и текущему ремонту многоквартирного <адрес>, находящегося в управлении ТСЖ «Виктория – Северная». Предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований. Предмет проверки – соблюдения обязательных требований (л.д. 183-184).

По результатам проведенной проверки ведущим специалистом 2 разряда государственной жилищной инспекции Воронежской области Бобкиной О.И. составлен акт проверки от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) согласно которому при проведении проверки выявлено наличие газопровода, не относящегося к общедомовому имуществу и внутридомовому газовому оборудованию, проложенного по фасаду многоквартирного дома с пересечением дверного проема аварийного выхода из нежилого помещения, расположенного на первом этаже дома, в котором на момент проверки располагается сетевой магазин розничной торговли «Магнит» (ЗАО «Тандер»), что противоречит пункту 5.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (л.д. 189-191).

Выявленное нарушение послужило основанием для вынесения предписания (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) в адрес ТСЖ «Виктория – Северная», предписано согласовать с ООО «Газпром газораспределение Воронеж» и дать разрешение ООО «Газпром газораспределение Воронеж» на изменение отрезка газопровода и его прокладку (монтаж) и закрепление к фасаду здания многоквартирного <адрес> для исключения пересечения газопровода дверных и оконных проемов здания дома (л.д. 192-193).

Действительно в соответствии с п. 5.4.1. Постановления Госстроя РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" газопроводы не должны пересекать вентиляционные решетки, оконные и дверные проемы. На газопроводах должны быть продувочные трубопроводы диаметром не менее 20 мм. Концы продувочных трубопроводов должны быть защищены от попадания в них атмосферных осадков.

Однако суд не соглашается с мнением государственной инспекцией труда в Воронежской области по выданному предписанию по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса, пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, к составу общего имущества многоквартирного дома относятся помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В силу статьи 247 Гражданского кодекса владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, исходя из содержания указанных выше норм решение на изменение конфигурации отрезка газопровода и его прокладку (демонтаж) и закрепление к фасаду здания многоквартирного <адрес>, может принять только собственники помещений в многоквартирном доме, поскольку фасад многоквартирного дома является общим имуществом.

Указанной позиции придерживается и заинтересованное лицо ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», представитель которого в судебном заседании пояснил, что для переноса газопровода необходимо согласие собственников многоквартирного дома, оформленное протоколом общего собрания, поскольку фасад дома является общедомовым имуществом. Согласие, данное ТСЖ «Виктория – Северная» (без протокола собрания собственников) при рассмотрении обществом вопроса о демонтаже газовой трубы значения не имеет.

В соответствии с п. 6 ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью.

В судебном заседании по ходатайству административного истца в качестве свидетеля допрошена (ФИО)8, являющаяся собственником квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, которая пояснила, что изначально газопровод проходил под окнами помещения Кухаренко И.В., в октябре – ноябре 2018 года рабочие, Кухаренко И.В. и его сын выставили оконную раму и вставили дверь, сделали крышу и металлическую лестницу. Также свидетель пояснила, что она против переноса газопровода.

Оснований сомневаться в показаниях свидетеля (ФИО)8 у суда не имеется, поскольку она предупреждена об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, однако ее показания существенного значения при рассмотрении данного административного дела не имеют, поскольку как указано выше, решение по распоряжению общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома принимается на общем собрании, в установленном законом порядке и при соблюдении соответствующей процедуры.

Из предписания усматривается, что государственной жилищной инспекцией Воронежской области на ТСЖ «Виктория – Северная» возложена обязанности не предусмотренная жилищным законодательством, а именно предписано дать согласие на передачу в пользование третьим лицам общего имущества без согласия и принятого решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.

Учитывая специфику деятельности товарищества собственников жилья как особого вида некоммерческих юридических лиц, руководитель товарищества не может принимать решения о распоряжении общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме без проведения общего собрания членов Товарищества и положительного решения поставленного вопроса. Также вопросы распоряжения общим имуществом не вправе решать и Правление товарищества.

Кроме того, из приобщенных к материалам административного дела документов усматривается, что имеется спор между ТСЖ «Виктория – Северная» и собственником помещений Кухаренко И.В. относительно распоряжения общим имуществом собственником помещений многоквартирного дома. В связи с чем доводы сторон относительно законности установки дверного проема подлежат оценке в рамках гражданского дела по иску ТСЖ «Виктория – Северная» к Кухаренко И.В. об освобождении земельного участка от временного сооружения и приведении фасада здания в прежнее состояние, находящегося в производстве Коминтерновского районного суда г. Воронежа (л.д. 28-33).

Не состоятельным является довод административного ответчика о том, что от товарищества фактически требуется формальное согласие и разрешение, а в случае неясности предписания товарищество может обратиться за разъяснением предписания по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

При этом, исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Следовательно, выдаваемое уполномоченным органом предписание должностного лица должно содержать законные требования, быть реально исполнимо и содержать конкретные указания и сроки исполнения, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю к определенному предписанием сроку, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Вместе с тем, оспариваемое предписание от 10 января 2019 года указанным критериям не отвечает, поскольку подлежащие выполнению мероприятия не конкретизированы, на юридическое лицо фактически возложена обязанность выдать разрешение на распоряжение общим имуществом без волеизъявления собственников.

Учитывая изложенные, административные исковые требования ТСЖ «Виктория – Северная» о признании незаконным и отмене предписания (№)от (ДД.ММ.ГГГГ) подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск товарищества собственников жилья «Виктория – Северная» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание государственной жилищной инспекции Воронежской области от (ДД.ММ.ГГГГ) (№).

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                            Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме изготовлено 15 июля 2019 г.

ДЕЛО № 2а-4062/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи       Курындиной Е.Ю.,

при секретаре                                    Садчиковой У.А.,

с участием представителя административного – Магеррамова Р.З., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя административного ответчика – Праслова Ю.П., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

заинтересованного лица Кухаренко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску товарищества собственников жилья «Виктория – Северная» к государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным и отмене предписания от (ДД.ММ.ГГГГ) (№),

У с т а н о в и л:

Товарищество собственников жилья «Виктория – Северная» обратилось в суд с административным иском к государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным и отмене предписания от (ДД.ММ.ГГГГ) (№).

В обоснование заявленных требований указав, что (ДД.ММ.ГГГГ) государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Воронежской области Бобкиной О. И. на основании приказа (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ «Виктория - Северная». Вышеуказанная проверка проводилась с целью рассмотрения обращения граждан от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), от (ДД.ММ.ГГГГ) (№). Задачей проверки являлось: получение достоверных сведений об исполнении (ненадлежащем исполнении) ТСЖ «Виктория - Северная» своих обязанностей по соблюдению нормативов обеспечения коммунальными услугами, содержанию и текущему ремонту многоквартирного <адрес>, находящегося в управлении ТСЖ «Виктория – Северная». Предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований.

По результатам проверки был составлен акт проверки (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) и выдано предписание (№) от (ДД.ММ.ГГГГ).

Вышеyказанные документы в адрес ТСЖ «Виктория - Северная» были направлены по почте и получены ТСЖ (ДД.ММ.ГГГГ).

Ссылаясь на нормы п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, нормы Жилищного кодекса РФ административный истец указывает на то, что оспариваемое предписание является незаконным и не обоснованным.

Также ссылается на то, что при проведении проверки государственному инспектору ГЖИ Воронежской области были представлены документы, подтверждающие все обстоятельства связанные с газопроводом, пересекающим дверной проем Кухаренко И.В., в том числе исковое заявление, принятое Коминтерновским районным судом г. Воронежа к производству, в котором содержатся требования о приведении фасада в проектное состояние.

При проведении проверки документы, подтверждающие законность проведенной реконструкции по организации входа в нежилое помещение Кухаренко И.В., согласие всех собственников многоквартирного дома на использование общего имущества многоквартирного дома инспекцией не были проверены. Довод ТСЖ «Виктория – Северная» о том, что нарушение имело место быть по вине самого заявителя Кухаренко И.В. инспектором ГЖИ ВО во внимание не приняты.

Предписание выдано не лицу, совершившему действия, которые привели к нарушению обязательных требований содержания общедомового имущества, а лицу, которое в силу своих обязанностей борется с подобными нарушениями.

Административный истец полагает, что требованием, указанным в предписании, государственный инспектор пытается узаконить незаконную реконструкцию, проведенную собственником нежилого помещения, в интересах которого была проведена внеплановая выездная проверка инспектором ГЖИ ВО.

Считает, что при проведении проверки и выдаче предписания инспектором неверно был установлен субъект в отношении которого необходимо было выдать предписание с целью устранения нарушения, предусмотренного п. 5.4.5 абз.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (л.д. 7-11).

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 30.05.2019 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ведущий специалист второго разряда отдела надзора за содержанием многоквартирных домов государственной жилищной инспекции Воронежской области Бобкина О.И. (л.д. 149).

Судебное заседание назначалось на (ДД.ММ.ГГГГ), затем объявлен перерыв до (ДД.ММ.ГГГГ).

Представитель административного истца ТСЖ «Виктория – Северная» Магеррамов Р.З., действующий на основании доверенности (л.д. 13), в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика – Праслов Ю.П., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 154,155), против удовлетворения заявленных требований возражал.

Заинтересованное лицо – ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом (л.д. 201), представитель в судебное заседание не явился. В судебном заседании 01.07.2019 г. представитель заинтересованного лица - Порядин С.С., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 66,67) пояснил, что поскольку затрагиваются права и законные интересы третьих лиц (собственников помещений многоквартирного дома), ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» для производства работ по изменении конфигурации отрезка газопровода и его монтажу необходимо согласие ТСЖ «Виктория – Северная» оформленное в форме протокола собрания собственников помещений.

Заинтересованное лицо Кухаренко И.В. против удовлетворения заявленных требований возражал, полагал, что предписание является законным и обоснованным.

Заинтересованное лицо – государственный жилищный инспектор, ведущий специалист II разряда отдела надзора за содержанием многоквартирных домов государственной жилищной инспекции Воронежской области Бобкина О.И. о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, после перерыва в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 2, пункт 8.1 статьи 13, часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493.

Государственная жилищная инспекция Воронежской области (далее - инспекция) является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.

Инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, который осуществляет полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по осуществлению муниципального жилищного контроля (Положение о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденное Постановлением Правительства Воронежской обл. от 09.09.2013 N 799).

Согласно подпункту "а" пункта 3 и пункту 10 Положения о государственном жилищном надзоре в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Органы государственного жилищного надзора в силу положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" наделены полномочиями по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний об устранении выявленных нарушений.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с целью рассмотрения обращения граждан от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (л.д. 185-186,187) на основании приказа заместителя руководителя государственной жилищной инспекции <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) в отношении ТСЖ «Виктория – Северная» проведена внеплановая выездная проверка, задачами которой являлось получение достоверных сведений об исполнении (ненадлежащем исполнении) ТСЖ «Виктория - Северная» своих обязанностей по соблюдению нормативов обеспечения коммунальными услугами, содержанию и текущему ремонту многоквартирного <адрес>, находящегося в управлении ТСЖ «Виктория – Северная». Предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований. Предмет проверки – соблюдения обязательных требований (л.д. 183-184).

По результатам проведенной проверки ведущим специалистом 2 разряда государственной жилищной инспекции Воронежской области Бобкиной О.И. составлен акт проверки от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) согласно которому при проведении проверки выявлено наличие газопровода, не относящегося к общедомовому имуществу и внутридомовому газовому оборудованию, проложенного по фасаду многоквартирного дома с пересечением дверного проема аварийного выхода из нежилого помещения, расположенного на первом этаже дома, в котором на момент проверки располагается сетевой магазин розничной торговли «Магнит» (ЗАО «Тандер»), что противоречит пункту 5.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (л.д. 189-191).

Выявленное нарушение послужило основанием для вынесения предписания (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) в адрес ТСЖ «Виктория – Северная», предписано согласовать с ООО «Газпром газораспределение Воронеж» и дать разрешение ООО «Газпром газораспределение Воронеж» на изменение отрезка газопровода и его прокладку (монтаж) и закрепление к фасаду здания многоквартирного <адрес> для исключения пересечения газопровода дверных и оконных проемов здания дома (л.д. 192-193).

Действительно в соответствии с п. 5.4.1. Постановления Госстроя РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" газопроводы не должны пересекать вентиляционные решетки, оконные и дверные проемы. На газопроводах должны быть продувочные трубопроводы диаметром не менее 20 мм. Концы продувочных трубопроводов должны быть защищены от попадания в них атмосферных осадков.

Однако суд не соглашается с мнением государственной инспекцией труда в Воронежской области по выданному предписанию по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса, пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, к составу общего имущества многоквартирного дома относятся помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В силу статьи 247 Гражданского кодекса владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, исходя из содержания указанных выше норм решение на изменение конфигурации отрезка газопровода и его прокладку (демонтаж) и закрепление к фасаду здания многоквартирного <адрес>, может принять только собственники помещений в многоквартирном доме, поскольку фасад многоквартирного дома является общим имуществом.

Указанной позиции придерживается и заинтересованное лицо ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», представитель которого в судебном заседании пояснил, что для переноса газопровода необходимо согласие собственников многоквартирного дома, оформленное протоколом общего собрания, поскольку фасад дома является общедомовым имуществом. Согласие, данное ТСЖ «Виктория – Северная» (без протокола собрания собственников) при рассмотрении обществом вопроса о демонтаже газовой трубы значения не имеет.

В соответствии с п. 6 ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью.

В судебном заседании по ходатайству административного истца в качестве свидетеля допрошена (ФИО)8, являющаяся собственником квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, которая пояснила, что изначально газопровод проходил под окнами помещения Кухаренко И.В., в октябре – ноябре 2018 года рабочие, Кухаренко И.В. и его сын выставили оконную раму и вставили дверь, сделали крышу и металлическую лестницу. Также свидетель пояснила, что она против переноса газопровода.

Оснований сомневаться в показаниях свидетеля (ФИО)8 у суда не имеется, поскольку она предупреждена об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, однако ее показания существенного значения при рассмотрении данного административного дела не имеют, поскольку как указано выше, решение по распоряжению общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома принимается на общем собрании, в установленном законом порядке и при соблюдении соответствующей процедуры.

Из предписания усматривается, что государственной жилищной инспекцией Воронежской области на ТСЖ «Виктория – Северная» возложена обязанности не предусмотренная жилищным законодательством, а именно предписано дать согласие на передачу в пользование третьим лицам общего имущества без согласия и принятого решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.

Учитывая специфику деятельности товарищества собственников жилья как особого вида некоммерческих юридических лиц, руководитель товарищества не может принимать решения о распоряжении общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме без проведения общего собрания членов Товарищества и положительного решения поставленного вопроса. Также вопросы распоряжения общим имуществом не вправе решать и Правление товарищества.

Кроме того, из приобщенных к материалам административного дела документов усматривается, что имеется спор между ТСЖ «Виктория – Северная» и собственником помещений Кухаренко И.В. относительно распоряжения общим имуществом собственником помещений многоквартирного дома. В связи с чем доводы сторон относительно законности установки дверного проема подлежат оценке в рамках гражданского дела по иску ТСЖ «Виктория – Северная» к Кухаренко И.В. об освобождении земельного участка от временного сооружения и приведении фасада здания в прежнее состояние, находящегося в производстве Коминтерновского районного суда г. Воронежа (л.д. 28-33).

Не состоятельным является довод административного ответчика о том, что от товарищества фактически требуется формальное согласие и разрешение, а в случае неясности предписания товарищество может обратиться за разъяснением предписания по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

При этом, исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Следовательно, выдаваемое уполномоченным органом предписание должностного лица должно содержать законные требования, быть реально исполнимо и содержать конкретные указания и сроки исполнения, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю к определенному предписанием сроку, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Вместе с тем, оспариваемое предписание от 10 января 2019 года указанным критериям не отвечает, поскольку подлежащие выполнению мероприятия не конкретизированы, на юридическое лицо фактически возложена обязанность выдать разрешение на распоряжение общим имуществом без волеизъявления собственников.

Учитывая изложенные, административные исковые требования ТСЖ «Виктория – Северная» о признании незаконным и отмене предписания (№)от (ДД.ММ.ГГГГ) подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск товарищества собственников жилья «Виктория – Северная» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание государственной жилищной инспекции Воронежской области от (ДД.ММ.ГГГГ) (№).

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                            Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме изготовлено 15 июля 2019 г.

1версия для печати

2а-4062/2019 ~ М-2231/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ТСЖ "Виктория-Северная"
Ответчики
Государственная жилищная Инспекция Воронежской области
Другие
Кухаренко Игорь Владимирович
Ведущий специалист 2 разряда отдела надзора за содержанием многоквартирных домов Бобкина О.И.
ООО "Газпром газораспределение Воронеж"
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Курындина Елена Юрьевна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
30.04.2019Регистрация административного искового заявления
06.05.2019Передача материалов судье
06.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
06.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.05.2019Предварительное судебное заседание
01.07.2019Судебное заседание
08.07.2019Судебное заседание
15.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее