№ 2-3223/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Химки, <адрес> 10 августа 2020 года
Химкинский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Букина Д.В.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к ГАУЗ <адрес> «Химкинская областная больница» об увеличении должностного оклада, внесении изменений в трудовой договор в части увеличения размера должностного оклада, взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ
Указом Президента Российской Федерации от <дата> № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях совершенствования государственной социальной политики в п.1 постановлено Правительству Российской Федерации:
- повысить к 2018 году среднюю заработную плату врачей до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе (п/п.«а»);
- в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до <дата> программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:
повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе (п/п.«е»).
ФИО1 и ФИО2 являются врачами-специалистами ГАУЗ МО «Химкинская областная больница», ссылаясь на то, что размер заработной платы за ставку в 2018, 2019 и 2020 годах был менее 200% средней заработной платы в <адрес>, просили обязать работодателя установить их должностной оклад в размере 200% от средней заработной платы по <адрес>, заключить с ними соответствующие дополнительные соглашения к трудовому договору и внести в трудовой договор условие об обязанности работодателя по ежегодному пересмотру размера должностного оклада при увеличения средней заработной платы по <адрес>, а также выплатить разницу между фактически выплаченной в 2018, 2019, 2020 годах и причитающейся по Указу Президента Российской Федерации от <дата> № 597 заработной платой.
В судебном заседании требования поддержали.
ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» иск не признало по мотивам, изложенным в письменных возражениях, в частности со ссылкой на то, что средняя заработная плата по данной категории врачей в целом по данному учреждению здравоохранения соответствует 200% средней заработной платы в <адрес>.
Исследовав по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
В силу ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в т.ч. указами Президента Российской Федерации.
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам (ч.7).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, локальные нормативные акты работодателя, коллективные договоры и соглашения, которые устанавливают систему оплаты труда, не могут ухудшать положение работника по сравнению с федеральным законодательством и не противоречащим трудовому закону иными нормативными правовыми актами (подзаконными актами), в т.ч. указами Президента Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается такой правовой акт, который устанавливает, изменяет или прекращает правовую норму (норму права) – обязательное предписание (правило поведения), распространяющееся на неопределенный кругл лиц и рассчитанное на неоднократное применение.
Указ Президента Российской Федерации от <дата> № 597 в части п/п.«а» и «е» п.1 является ненормативным актом, адресовано не неопределенному кругу лиц, а Правительству Российской Федерации, какого-либо правила поведения для неоднократного применения не создает, определяя направление внутренней политики государства (ч.3 ст. 80 Конституции Российской Федерации).
Следовательно, названный указ источником трудовых прав и обязанностей не является и непосредственно трудовые отношения не регулирует.
Источниками трудовых прав истцов в рассматриваемой части являются действовавшие в спорные периоды положения об оплате труда работников ГАУЗ МО «Химкинская областная больница», коллективный договор на 2016-2018 годы, постановление Правительства <адрес> от <дата> № 483/23 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения <адрес>», Закон <адрес> от <дата> № 60/2007-ОЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений <адрес>, руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес>».
При рассмотрении настоящего дела истцы признали, что размер оплаты труда соответствует указанным локальным нормативным актам, коллективному договору и нормативным правовым актам <адрес>.
Поскольку при отправлении правосудия суд руководствуется законами и не противоречащими им нормативными правовыми актами (ч.1 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), размер полученной истцами заработной платы за 2018, 2019, 2020 годы не противоречит ТК РФ, соответствует нормативным актам, непосредственно регулирующим трудовые отношения сторон и прямо не возлагающим на работодателя обязанности по заявленному повышению заработной платы, то суд не имеет правовых оснований для обязания работодателя изменить размер оплаты труды.
Дополнительно следует обратить внимание на следующее.
Во исполнение названного указа распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата> № 2190-р утверждена программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы.
Из содержания программы усматривается, что реализация государственной социальной политики в данном вопросе осуществляется не путем установления каждому работнику соответствующей категории заработной платы в размере не менее 200% средней заработной платы в регионе, а путем совершенствования в целом систем оплаты труда в учреждениях.
Согласно разделу IV Программы достижение показателей, определенных названным указом, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории. Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указом для соответствующей категории работников.
Таким образом, исковые требования основаны на ошибочном толковании названного указа. Политико-правовые аргументы истцов о несправедливой системе оплаты труда медицинских работников учреждений здравоохранения, не должны восприниматься судом в силу принципа разделения властей (ст. 10 Конституции Российской Федерации).
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ
В иске ФИО1 и ФИО2 к ГАУЗ <адрес> «Химкинская областная больница» об увеличении должностного оклада до 200% средней заработной платы по <адрес>, внесении изменений в трудовой договор в части увеличения размера должностного оклада в случае увеличения средней заработной платы по <адрес>, взыскании задолженности по заработной плате за 2018, 2019, 2020 годы отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.В. Букин
В окончательной форме принято
<дата>.