дело № 2-1383/2020
24RS0013-01-2019-004880-29
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2020 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Нихау Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лепешкина Л.Ф. к МБОУ «Устюжская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Лепешкина Л.Ф. обратилась с иском к МБОУ «Устюжская СОШ» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 46527 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя заявленные требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в МБОУ «Устюжская СОШ» на должность рабочей кухни по основному месту работы на 1 ставку; договором работнику в соответствии с законодательством РФ производятся выплаты компенсационного характера: 30% районный коэффициент, 30% северная надбавка. Размер заработной платы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом нормы рабочего времени составил менее минимальной заработной платы, на которую подлежат начислению северная надбавка 30% и районный коэффициент 30%, в связи с чем просила взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в указанной сумме.
В судебное заседание истец Лепешкина Л.Ф. не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель ответчика МБОУ «Устюжская СОШ» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении в своё отсутствие.
Представители третьих лиц – МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района», МКУ «Центр по бюджетному учету» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом в соответствии со ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ при установлении системы оплаты труда необходимо в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 года № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 года № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 года № 162-О-О и от 25 февраля 2013 года № 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 года № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995 года в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,3, применяется и на территории Емельяновского района.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Лепешкина Л.Ф. принята в МБОУ «Устюжская СОШ» на должность рабочей кухни по основному месту работы на 1 ставку.
Согласно п.6.2. трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Лепешкина Л.Ф., работнику установлена шестидневная рабочая неделя.
Как следует из представленной в материалы дела карточки-справки учета, истица в ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года отработала норму рабочего времени, в ДД.ММ.ГГГГ отработано 18 дней при норме 26 дней, в ДД.ММ.ГГГГ – 4 дня при норме 27 дней.
Начисленная заработная плата за отработанное истицей рабочее время, согласно справке о доходах физического лица за ДД.ММ.ГГГГ год, составила:
в ДД.ММ.ГГГГ по 11016 рублей в месяц;
в ДД.ММ.ГГГГ – по 11163 рубля в месяц;
в ДД.ММ.ГГГГ – 7728,23 рублей;
в ДД.ММ.ГГГГ – 1653,77 рублей.
Разрешая требования иска, суд учитывает, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере, не менее установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В соответствии с установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с ДД.ММ.ГГГГ МРОТ установлен в сумме 7800 рублей в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 9489 рублей в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ – 11163 рубля в месяц.
Таким образом, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%, с учетом выполнения нормы рабочего времени, с ДД.ММ.ГГГГ истице должна была начисляться и выплачиваться заработная плата за полностью отработанный месяц не менее 15182,40 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ – не менее 17860,80 рублей.
Поскольку согласно материалам дела за спорный период истица работала на 1 ставку, суд находит, что размер заработной платы истицы за указанный период не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, в связи с чем исковые требования Лепешкина Л.Ф. о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за указанный период, являются обоснованными.
Размер недоначисленной выплаты составляет 35690,41 рублей, исходя из расчета:
ДД.ММ.ГГГГ 16665,60 рублей ((15182,40 (норма выплаты) - 11016 (выплата по факту) х 4 мес.);
ДД.ММ.ГГГГ – 13395,60 рублей ((17860,80 – 11163) х 2 мес.);
ДД.ММ.ГГГГ – 4636,94 рублей (17860,80 рублей/26 дн. (норма) х18 дн. (отработано) – 7728,23 рублей);
ДД.ММ.ГГГГ – 992,27 рублей (17860,80 рублей/27 дн. (норма) х4 дн. (отработано) – 1653,77 рублей)
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1270,71 рублей (35690,41 – 20000) х 3%) + 800), от уплаты которой истица была освобождена при подаче иска в силу закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лепешкина Л.Ф. к МБОУ «Устюжская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать с МБОУ «Устюжская средняя общеобразовательная школа» в пользу Лепешкина Л.Ф. задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 35690 рублей 41 копейка.
Взыскать с МБОУ «Устюжская средняя общеобразовательная школа» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1270 рублей 71 копейка.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко