Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-952/2011 ~ М-995/2011 от 06.09.2011

ГД№1065/2011                                                                                                                          

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2011 года       город Нижний Новгород       

Нижегородский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Трофимова Н.В., при секретаре судебного заседания Алифановой О.Ю., с участием заявителя Веселова Е.А., представителя командира и жилищной комиссии войсковой части майора юстиции Пшечук В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части майора Веселова Е.А., об оспаривании действий командира войсковой части и жилищной комиссии войсковой части , связанных с отказом в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма (для постоянного проживания),

установил:

Веселов М.В. обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей был заключен первый контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны РФ. В ноябре 2004 года была уволена с военной службы в связи с окончанием контракта. В декабре 2004 года заключила контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках и назначена на должность начальника медицинского пункта войсковой части . Жилое помещение для постоянного проживания от Министерства обороны и внутренних войск МВД России не получала, служебное помещение, которое было предоставлено от МО РФ в <адрес> сдала надлежащим образом.

ДД.ММ.ГГГГ Веселов М.В. обратилась с рапортом о признании ее вместе с членами ее семьи нуждающимися в получении жилого помещения для постоянного проживания.

ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия войсковой части своим решением отказала ей и членам ее семьи в признании нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания, а командир войсковой части утвердил данное решение.

Не соглашаясь с данным решением Веселов М.В., с учетом устных уточнений в судебном заседании, просила суд:

- признать решение жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом , об отказе Веселова Е.А. вместе с членами ее семьи в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, а также действия командира войсковой части , связанные с утверждением данного решения, незаконными;

- обязать командира войсковой части и жилищную комиссию войсковой части отменить решение жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом , об отказе Веселова Е.А. вместе с членами ее семьи в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания и рассмотреть вопрос о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

В судебном заседании заявитель настаивала на удовлетворении своих требований и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она заключила первый контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны РФ, в 1996 году окончила военно-медицинский факультет при Сибирском медицинском университете и ей было присвоено воинское звание лейтенант. По окончании очной интернатуры в 1997 году ей было присвоено воинское звание старший лейтенант и с ДД.ММ.ГГГГ проходила военную службу в должности начальника медицинской службы войсковой части . В 2004 году она заключила новый контракт с внутренними войсками МВД России.

Указывает, что она, как военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, имеет право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания.

Представитель командира войсковой части и жилищной комиссии войсковой части Пшечук В.А. требования Веселов М.В. не признал и указал, что жилищная комиссия отказывая в принятии заявителя на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания сослалась на п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку считает, что заключенный в 2004 году контракт с внутренними войсками МВД России является первым, а следовательно представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Иных оснований, препятствующих постановке Веселов М.В. и членов ее семьи на учет нуждающихся в получении жилого помещения Пшечук В.А. не привел.

Заслушав объяснения заявителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из рапорта заявителя усматривается, что она просит жилищную комиссию рассмотреть вопрос о постановке на жилищный учет с составом семьи 3 человека (заявитель, дочь Анна 2001 г.р. и дочь Юлия 2010 г.р.).

В судебном заседании Веселов М.В. пояснила, что просила жилищную комиссию войсковой части поставить ее на учет для получения жилого помещения именно для постоянного проживания.

Из копии выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Веселов М.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания с составом семьи 3 человека в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях).

Согласно договору найма жилого помещения, Веселов М.В. с семьей проживает на условиях найма в квартире по адресу <адрес>.

Состав семьи заявителя подтверждается справкой войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, а также копиями свидетельств о рождении и заключении брака.

Справкой о сдаче жилого помещения серии от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Веселов М.В. служебное жилое помещение по адресу <адрес> сдала квартирным органам МО РФ. Также в названной справке указано, что справку ВМФ при Сибирском МУ сдала.

Согласно выписке из домовой книге , Веселов М.В. и две ее дочери снялись с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.

Из копии справки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Веселова Е.А. (Веселова Е.А.) за время обучения на Томском военно-медицинском факультете при Сибирском медицинском университете жильем не обеспечивалась.

Согласно копиям справок «Нижтехинвентаризация» и копиям уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним у Веселов М.В. и членов ее семьи прав собственности не зарегистрировано.

Из копий свидетельств о регистрации по месту пребывания усматривается, что Веселов М.В. и две ее дочери имеют регистрацию по месту прохождения военной службы в войсковой части по адресу <адрес>.

Супруг заявителя Веселов М.В. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются также выпиской из домовой книге и выпиской из финансового лицевого счета .

При этом, учитывая, что Веселов М.В. был зарегистрирован по указанному выше адресу, а его мать приватизировала жилое помещение общей площадью 40,4 кв.м. на основании договора о безвозмездной передачи жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ), суд считает установленным, что Веселов В.М. (супруг заявителя) имеет равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, и приходит к выводу, что на него приходится 20,2 кв.м. общей площади жилого помещения.

При этом данное обстоятельство не отрицалось заявителем, которая пояснила, что действительно ее супруг отказался от участия в приватизации указанной квартиры.

Согласно копии послужного списка, Веселов М.В. ДД.ММ.ГГГГ заключила контракт о прохождении военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила военную службу на офицерских должностях в войсковой части (МО РФ), ДД.ММ.ГГГГ заключила контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках МВД Росси и проходит военную службу в войсковой части по настоящее время в должности начальника медицинского пункта.

Прохождение военной службы по контракту было впервые закреплено в разделе V Закона РФ от 11 февраля 1993 года № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе». В названном правовом акте указано, что контракт о прохождении военной службы может быть первым и новым.

Действующим в настоящее время Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» также установлены критерии заключения как первого, так и нового контракта.

В соответствии со ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, контракт может быть первым или новым.

Согласно ст. 8 Положения, первый контракт заключают граждане, ранее не проходившие военную службу по контракту.

В статье 9 названного Положения указано, что новый контракт может быть заключен с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе. Новый контракт заключается, в частности, с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (с гражданином, проходившим военную службу по контракту), - на три года, пять лет, десять лет либо на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, а также на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе).

Согласно п. 5 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ , командир (начальник) воинской части, вправе заключать первый или новый контракт с кандидатом в соответствии с п.п. 8 и 9 Положения о прохождении военной службы.

Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, суд приходит к убеждению, что заключенный с Веселов М.В. в 2004 году контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках МВД России является новым, а не первым.

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в частности, офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Таким образом, майор Веселов М.В., как военнослужащая заключившая первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ вправе претендовать на жилое помещение на общих основаниях, т.е. для постоянного проживания.

Согласно ч. 5 ст. 5 ЖК РФ, федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. При этом, в соответствии с ч. 6 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента РФ, также относится к компетенции органов государственной власти РФ.

В ч. 3 ст. 49 ЖК РФ указано, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента от 19 июля 2004 года № 927 (далее - Положение), Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Таким образом, Министерство внутренних дел Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду РФ, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.п. 3, 18, 19, 22, 26 и 27 приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный ), и, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция), вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД РФ жилыми помещениями решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации и организуется в порядке, предусмотренном Инструкцией. В целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, в каждой части приказом соответствующего командира создаётся жилищная комиссия. Для принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подаётся в порядке подчинённости рапорт с резолюцией непосредственного начальника, с приложением необходимых документов. Военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей. Решение о постановке или о невозможности постановки на учет военнослужащих, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимается жилищной комиссией по результатам рассмотрения рапорта (заявления) не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в комиссию. При рассмотрении жилищных вопросов в протоколах жилищных комиссий подробно указываются жилищные условия военнослужащих, состав семьи (персонально) со ссылкой на конкретные положения законодательства Российской Федерации, на основании которых военнослужащий признается нуждающимся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).

По смыслу указанных норм, принятие военнослужащего на учет нуждающихся в получении жилых помещений осуществляется в воинской части по месту прохождения службы на основании решения жилищной комиссии части, а следовательно заявитель правомерно поставил вопрос о признание его и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания (по договору социального найма).

Согласно ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются:1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что супруг Веселов М.В. имеет право пользования жилым помещением в размере 20,2 кв.м., что исходя из количества членов семьи заявителя, является менее учетной нормы на одного человека, установленной в размере 11 кв.м. на одного человека постановлением Городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Из объяснений представителя командира и жилищной комиссии войсковой части , а также из протокола заседания жилищной войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Веселов М.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ с ней был заключен контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках впервые, что свидетельствует о приобретении ею права на обеспечение лишь служебным жилым помещением.

Вместе с тем, поскольку заключенный в 2004 году Веселов М.В. контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках признан судом не первым, а новым, что являлось единственным основанием для принятия решение жилищной комиссией войсковой части , семья заявителя обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы, а иных обстоятельств препятствующих принятию Веселов М.В. и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма не имеется, принятие на жилищный учет Веселов М.В., являющейся военнослужащей, должно осуществляться в воинской части по месту прохождения службы, суд признает незаконным решение жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом , в части отказа Веселов М.В. и членам ее семьи в признании нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания.

Для восстановления нарушенных прав заявителя суд находит необходимым обязать командира войсковой части и жилищную комиссию войсковой части отменить свое решение от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом , об отказе в признании Веселов М.В. вместе с членами семьи нуждающимися в жилых помещения для постоянного проживания и повторно рассмотреть вопрос о постановке Веселов М.В. вместе с членами семьи на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения.

Ссылка представителя командира и жилищной комиссии войсковой части Пшечук В.А. на кассационное определение Московского окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ беспредметна, поскольку какого-либо преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела указанное определение не имеет, и, кроме этого, предметом разбирательства была иная категория военнослужащих, а применена иная норма законодательства (абз. 7 п. 1 ст. 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, военный суд

решил:

Заявление майора Веселова Е.А. - удовлетворить.

Признать незаконными решение жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом , об отказе Веселова Е.А. вместе с членами ее семьи в признании нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания и действия командира войсковой части по его утверждению.

Обязать командира войсковой части и жилищную комиссию войсковой части :

- отменить решение жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом , об отказе Веселова Е.А. вместе с членами ее семьи в признании нуждающимся в жилых помещениях для постоянного проживания;

- рассмотреть вопрос о признании Веселова Е.А. вместе с членами ее семьи нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Московский окружной военный суд через Нижегородский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>       

Судья                                                                                              Трофимов Н.В.

Секретарь судебного заседания                                                   Алифанова О.Ю.

14 сентября 2011 года

2-952/2011 ~ М-995/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Веселова Елена Анатольевна
Ответчики
Жил.комиссия в\ч 3424
Суд
Нижегородский гарнизонный военный суд (Нижегородская область)
Судья
Трофимов Николай Владимирович
Дело на сайте суда
nizegorodskygvs--nnov.sudrf.ru
06.09.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.09.2011Передача материалов судье
07.09.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2011Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее