63RS0044-01-2022-000172-40
2а-2629/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 июля 2022 года г.Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2629/2022 по административному исковому заявлению Станина Дениса Александровича к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка,
установил:
Станин Д.А. обратился в Железнодорожный районный суд г.Самары с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка.
В обоснование заявления указано, что Станин Д.А. неоднократно обращался в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлениями об изменении координат земельного участка без увеличения его площади, принадлежащего ему на праве долгосрочной аренды, находящегося по адресу: <адрес>, с целью приведения границ участка в соответствие с документацией и действующим законодательством. На все жалобы Департамент управления имуществом г.о.Самара в лице сотрудников Савинова А.В., Панкратовского Е.А., Крючкова А.С. отвечал неправомерным отказом, не давая мотивированного ответа со ссылкой на нормы закона, а если они были указаны, то к данному случаю подобраны некорректно либо подтверждали, что заявитель имеет полное право на перераспределение земельного участка, пример: ст. 39.27 п.1 пп. 4 (пп. 4 введен законом от 02.08.2019г. № 283-ФЗ). После каждого отказа истец подавал заявление с жалобой и просил пояснить мотивы отказа со ссылкой на законодательство, данные жалобы должностными лицами Департамента игнорировались. Отказы мотивированы тем, что перераспределение земель невозможно в связи с наличием постановления Администрации г.о.Самара № 1105 от 31.12.2019. Истец считает данные действия Департамента незаконными, противоречащими Закону № 283-ФЗ. Постановление № 1105 от 31.12.2019 является техническим документом, содержащим только координаты и улицы, оно не может разрешать или запрещать перераспределение земель.
Ссылаясь на изложенное, с учетом уточнения, просит признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в перераспределении земельного участка, выраженный в ответе от 20.11.2020 исх. № 15-07-26/41013 на заявление от 24.09.2020 вх.№ 15-01-22/10265; ответе от 06.04.2021 исх.№ 15-07-26/12761 на заявление от 26.03.2021 вх. № 15-07-07/4874; ответе от 15.07.2021 исх. № 15-07-26/29615 на заявление от 16.06.2021 вх.№ 15 07-07/10288; ответе от 07.09.2021 исх№ 15-07-26/39109 на заявление от 13.08.2021 вх.№ 15 07-07/13556; ответе от 31.01.2022 исх.№ 15-07-26/3195 на заявление от 22.12.2021 вх. № 02/6-04/3767; ответе от 31.03.2022 исх.№ 15-07-26/12588 на заявление от 01.02.2022 вх.№ 15 01-27/193; обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара согласовать (оформить) разрешительные документы об изменении границ земельного участка.
Определением Железнодорожного районного суда г.Самары от 26.01.2022 исковое заявление передано на рассмотрение по правилам административного судопроизводства.
Определением того же суда от 01.03.2022, оставленным без изменения апелляционным определением Самарского областного суда от 19.04.2022, административное дело передано по подсудности в Ленинский районный суд г.Самары.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Юрасов А.Ю. требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Рязанов С.С. возражал против иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве и пояснениях, указав, что ответы на заявления истца даны Департаментом в соответствии с возложенными на него полномочиями по предоставлению муниципальной услуги по заключению соглашений о перераспределении земельных участков. Считает отказ в перераспределении земельных участков законным, так как утвержденным проектом межевания территории предлагаемое истцом перераспределение земельных участков не предусмотрено.
Заинтересованное лицо Департамент градостроительства г.о. Самара представителя в судебное заседание не направил, отзыв не представил, извещен надлежаще.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Станину Д.А. принадлежит на праве общей долевой собственности нежилое здание (мойка) с кадастровым номером №:3387 по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №:9, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 130-134).
Земельный участок с кадастровым номером №:9 является собственностью муниципального образования г.о.Самара, в отношении земельного участка зарегистрировано обременение в виде договора аренды со Станиным Д.А.
21.09.2020 Станин Д.А. обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №:9 и земельных участков площадью 32 кв.м и 270 кв.м из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 94-95, 114-115).
24.09.2020 данное заявление перенаправлено по компетенции в Департамент управления имуществом г.о.Самара (л.д. 93).
Письмом от 20.11.2020 исх.№ 15-07-26/41013 Департамент управления имуществом г.о. Самара сообщил заявителю о невозможности принятия решения о перераспределении земельных участков и возвратил представленный пакет документов. В обоснование отказа указано, что в рассматриваемом случае перераспределение земельных участков возможно на основании подп. 4 п. 1 ст. 29.37 Земельного кодекса РФ и производится исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Согласно выписке из ИСОГД г.о.Самара образуемый в результате перераспределения земельный участок площадью 436 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, полностью расположен в границах территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории (постановление Администрации г.о.Самара от 31.12.2019 № 1105). Утвержденным проектом межевания территории образование земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №:9 и земельных участков площадью 32 кв.м и 270 кв.м из земель, государственная собственность на которые не разграничена, не предусмотрено (л.д. 96-98).
С данным решением Станин Д.А. не согласился, в адрес Департамента управления имуществом г.о. Самара им неоднократно направлялись жалобы на действия должностных лиц с приложением документов для повторного рассмотрения вопроса о перераспределении земельных участков.
На заявление от 26.03.2021 вх. № 15-07-07/4874 дан ответ от 06.04.2021 исх.№ 15-07-26/12761, на заявление от 16.06.2021 вх.№ 15 07-07/10288 дан ответ от 15.07.2021 исх. № 15-07-26/29615, содержащие аналогичные разъяснения (л.д. 15-16,19,22, 100-123).
На заявление от 13.08.2021 вх.№ 15 07-07/13556 дан ответ от 07.09.2021 исх.№ 15-07-26/39109, на заявление от 22.12.2021 вх. № 02/6-04/3767 дан ответ от 31.01.2022 исх.№ 15-07-26/3195, на заявление от 01.02.2022 вх.№ 15 01-27/193 дан ответ от 31.03.2022 исх.№ 15-07-26/12588 о том, что ранее заявителю давались подробные разъяснения по рассматриваемому вопросу, в связи с чем переписка прекращена.
В силу ст. 226 КАС РФ при рассмотрении дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления суду надлежит выяснять: имеет ли орган полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 21.09.2018 N 767 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашений о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, и земельных участков, находящихся в частной собственности".
Согласно п. 2.2 Административного регламента предоставление муниципальной услуги обеспечивается в том числе Департаментом управления имуществом г.о.Самара. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а также выдача заявителю результата предоставления муниципальной услуги осуществляются Департаментом управления имуществом г.о.Самара.
Таким образом, Департамент управления имуществом г.о.Самара имел полномочия для рассмотрения заявлений Станина Д.А. о перераспределении земельных участков и подготовке ответов на них.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков по общему правилу прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка по общему правилу прекращается и образуется новый земельный участок. Допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.Главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены различные случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (статья 39.27), и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (статья 39.28).
Поскольку Станиным Д.А. ставится вопрос о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, между собой, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из перечисленных в пункте 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации случаев, в которых допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой, к спорным правоотношениям применимы положения подпункта 4, согласно которому такое перераспределение допускается, если границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В соответствии с названными нормативными предписаниями, а также пунктом 2.1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обремененного правами частного лица, с землями и (или) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на основании проекта межевания территории.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1). Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (пункт 1 части 2).
В проекте межевания в его текстовой части указываются перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования (пункт 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а на чертежах межевания территории отображаются границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки и межевания территории осуществляется на основании документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям (часть 21 статьи 45).
Установлено, что образуемый в результате перераспределения земельный участок площадью 436 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, полностью расположен в границах территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории (постановление Администрации г.о.Самара от 31.12.2019 № 1105), что подтверждается выпиской из ИСОГД г.о.Самара.
Участниками процесса не оспаривалось, что утвержденным проектом межевания территории не предусмотрено образование земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №:9 и земельных участков площадью 32 кв.м и 270 кв.м из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
При таких обстоятельствах, поскольку перераспределение земельных участков в случае, указанном в подпункте 4 пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса РФ, возможно исключительно в соответствии с проектом межевания территории, и утвержденный проект межевания не предусматривает изменение границ земельного участка, основания для заключения соглашения о перераспределении земельных участков на основании схемы расположения земельного участка у административного ответчика не имелось.
Истец не лишен права на обращение в соответствии с частью 21 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ с заявлением о внесении изменений в утвержденный проект планировки территории с проектом межевания. Заявленные по настоящему делу требования по существу направлены на обход установленной процедуры образования земельных участков при наличии утвержденной документации по межеванию и планировке территории.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таких оснований при рассмотрении дела судом не установлено, оспариваемое решение об отказе перераспределении земельных участков принято в пределах компетенции уполномоченного органа в соответствии с действующим законодательством и права административного истца не нарушает.
Кроме этого, административным истцом пропущен срок обращения в суд с требованием об оспаривании отказа в перераспределении земельных участков. Решение об отказе было изложено в ответе от 20.11.2020 № 15-07-26/41013, последующие ответы на обращения истца по существу содержали разъяснения ранее принятого решения. Настоящий административный иск согласно почтовому штампу направлен в суд только 13.01.2022. Уважительных причин пропуска срока обращения в суд по делу не установлено, обращение истца с жалобами в тот же орган к числу таких причин не относится.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Станина Дениса Александровича к Департаменту управления имуществом г.о. Самара – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 26.07.2022.