Дело № 5-22/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
пос. Октябрьский 03 февраля 2022 года
Судья Устьянского районного суда Архангельской области Заостровцева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда, по адресу: п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 19 дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ в отношении Иевлева О.Ю., родившегося ...г. в ..., гражданина РФ, паспорт серии ..., работающего рабочим в ООО «...», проживающего по адресу: ..., ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,
установил:
16.11.2021 около 14 часов 00 минут в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками ЦПЭ УМВД России по Устьянскому району установлен факт публичного демонстрирования изображений, содержащих нацистскую символику и атрибутику, совершенного гражданином Иевлевым О.Ю. путем размещения 10.06.2019, находясь по адресу: ..., в сети интернет в свободном доступе на принадлежащей последнему странице в социальной сети «... изображения, содержащего нацистскую символику и атрибутику в виде нацисткой свастики и униформы и символики СС, публичное демонстрирование которого запрещено на территории Российской Федерации согласно Федеральному закону от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечивании победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и Федеральному закону РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Иевлев О.Ю. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
На основании положений части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие Иевлева О.Ю.
Исследовав и оценив материалы дела, прихожу к выводу о наличии в действиях Иевлева О.Ю. состава административного правонарушения.
Запрет использования в Российской Федерации в любой форме нацистской символики, при котором имеются признаки пропаганды или оправдания нацизма, как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах установлен частью второй статьи 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» (далее по тексту - Закон № 80-ФЗ, здесь и далее положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).
В силу статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее по тексту – Закон № 114-ФЗ) к экстремистской деятельности (экстремизму) отнесены пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
Само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23.10.2014 № 2480-О).
Под нацистской символикой понимаются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашисткой партией Италии: свастики и других отличительных знаков государственных, военных и других структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, фасций, приветственных жестов и т.д., а также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую).
К нацистской (фашистской) символике относятся: - эмблема НСДАП, знамя (флаги, штандарты), бланк, плакаты, листовки НСДАП и сопутствующая символика (френчи, фуражки, нарукавные знаки, пряжки, другие детали экипировки руководителей НСДАП), эмблема и штандарты СА – штурмовых отрядов, военизированных подразделений НСДАП; - эмблема, флаги, штандарты и другая символика фашистской организации бывших ветеранов национальной войны; символика СС (нарукавные знаки, эмблемы и т.д.); - символика гестапо (эмблемы, жетоны сотрудников гестапо и т.п.).
Основным символом фашистской Германии периода Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. является изображение свастики в виде креста с загнутыми под прямым углом концами.
Под демонстрацией нацистской атрибутики (символики) понимается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-кино - и видео материалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным.
Публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ.
Согласно ст. 3 Федерального закона №114-ФЗ, одним из направлений противодействия экстремистской деятельности является принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.
В силу ст. 12 Федерального закона №114-ФЗ, запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками ЦПЭ ОМВД России по Устьянскому району установлено, что Иевлев О.Ю. в социальной сети «В контакте» в открытом доступе, на своей странице с электронным адресом ... разместил публично, в свободном доступе изображение нацистской символики и атрибутики в виде нацисткой свастики и униформы и символики СС.
Событие административного правонарушения и вина Иевлева О.Ю. в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении ... от 18.01.2022, рапортом оперуполномоченного ЦПЭ УМВД России по Архангельской области ФИО1 от 17.11.2021, актом наблюдения электронной страницы в интернете от 16.11.2021 со скриншотами страницы социальной сети Интернет «...» пользователя «О.Ю.» и фотографиями, справкой оперуполномоченного по ОВД ЦПЭ УМВД России по Архангельской области ФИО1 от 17.11.2021 о принадлежности страницы в социальной сети «...» и абонентского номера, письменными объяснениями Иевлева О.Ю. от 18.01.2022, не оспаривающего факт совершения административного правонарушения.
Указанные доказательства получены в установленном законом порядке, отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составлен правильно в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ и с участием Иевлева О.Ю. Событие правонарушения и сведения о Иевлеве О.Ю. исследованы полно, процедура оформления протокола соблюдена. Процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, а также положения ст. 51 Конституции РФ Иевлеву О.Ю. разъяснены.
Рапорт сотрудника полиции соответствует требованиям статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо специальных требований к составлению рапорта Кодекс не предусматривает. Не доверять рапорту сотрудника полиции оснований не имеется, поскольку изложенные в нем обстоятельства согласуются с другими доказательствами по делу об административном правонарушении, а также с показаниями этого лица, сообщенными ими в ходе судебного заседания в районном суде.
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.
Поскольку скриншоты - это страницы в сети Интернет (снимок экрана, показывающий то, что видит пользователь на экране монитора), подтверждающие размещение информации, подлежащей фиксации, то в силу положений статей 26.2 и 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, они являются допустимыми доказательствами, так как получены сотрудником полиции в результате мониторинга сети "Интернет" социальной сети "...", и содержат информацию о дате их получения, наименовании сайта и принадлежности.
Изучив представленные изображения, прихожу к выводу, что указанные изображения в виде флага «Третьего рейха» на красном фоне в белом круге нацистская свастика (крест черного цвета с загнутыми концами, направленными в правую сторону и повернутыми на 45°), слева от которой изображение А.Гитлера, справа текст на немецком языке, а также изображение девушки с оружием в военной немецкой форме времен ВОВ, с имеющейся на воротнике эмблемой нацистской полиции СС в виде сдвоенных рун «зиг» («соулу»), на груди железный крест, являвшийся во время Второй мировой войны военным символом гитлеровской Германии, являются нацистской символикой и атрибутикой, публичное демонстрирование которого запрещено на территории Российской Федерации согласно Федеральному закону от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечивании победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и Федеральному закону РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В данном случае сходство является очевидным и его установление не требует специальных познаний.
Установлено также, что аккаунт по адресу: ... использует Иевлевым О.Ю., зарегистрированным по адресу: .... Поскольку социальная сеть «...» является интернет-ресурсом и представляет собой совокупность информации, содержащейся в сети интернет, то физическое лицо, зарегистрированное в данной сети, вправе обеспечивать доступ к информации, размещенной на его странице неопределенному кругу лиц, в соответствии с Правилами, установленными администратором данного сайта.
При таких обстоятельствах факт публичного демонстрирования Иевлевым О.Ю. нацистской атрибутики (символики), сомнений не вызывает, как подтвержденный совокупностью перечисленных выше и иных имеющихся в деле доказательств.
Действия Иевлева О.Ю. подлежат квалификации по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, как публичное демонстрирование нацистской атрибутики (символики), либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, публичное демонстрирование которых запрещено федеральными законами.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Оснований для прекращения производства по делу, в том числе в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, не установлено.
При назначении административного наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитываю характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, влияющие на административную ответственность.
Смягчающим административную ответственность обстоятельствами, в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, признаю признание вины и раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Иевлева О.Ю., не установлено.
Учитывая характер совершенного Иевлевым О.Ю. административного правонарушения, его личность и имущественное положение, обстоятельства, влияющие на административную ответственность, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю возможным назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции части 1 статьи 20.3 КоАП РФ, полагая, что данный вид наказания способен достичь целей, установленных ст.3.1 КоАП РФ.
Поскольку предметом административного правонарушения является изображение, которое было размещено в информационно-коммуникационной сети «Интернет», суд не применяет дополнительное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Иевлева О.Ю. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 ч. 1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей, без конфискации предмета административного правонарушения.
Указанный размер штрафа в сумме 1000 (одна тысяча) рублей необходимо перечислить:
Получатель платежа: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (УМВД России по Архангельской области), ИНН 2901071427, КПП 290101001, расчетный счет № 03100643000000012400, банк получателя: Отделение Архангельск Банка России/УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, КБК: 18811601201019000140, БИК 011117401, ОКТМО 11654151, УИН 18880429220296559637.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Заостровцева И.А.
Оплату штрафа произвести в течение 60 суток со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки (ст. 31.5 КоАП РФ), в порядке, установленном ст. 32.2 КоАП РФ, на имя получателя.
Квитанцию об уплате штрафа в тот же срок предоставить в приемную Устьянского районного суда, по адресу: пос. Октябрьский, ул. Ленина, д. 19, каб. 3.
В случае неуплаты штрафа в течение 60 суток со дня вступления данного постановления в законную силу лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме, вдвое превышающей размер неуплаченного штрафа, либо административному аресту на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.