Дело № 2-8044/30-2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2012 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кайгородовой О.В.,
при секретаре Пятковой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ольшанникова Д. И. к Государственному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования Республики Карелия Профессиональное училище № 14 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Ольшанников Д.И. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Государственному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования Республики Карелия Профессиональное училище № 14 (далее – ГБОУ НПО Профессиональное училище № 14) по тем основаниям, что он проживает в комнате № общежития, расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что здание, где располагается спорное жилое помещение, находится в государственной собственности Республики Карелия и передано на праве оперативного управления балансодержателю - ГБОУ НПО РК Профессиональное училище №14. При этом здание общежития, в котором проживает истец, как объект жилищного фонда, подлежало передаче в муниципальную собственность, поскольку данный объект относится к муниципальной собственности в силу приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 года. Согласно п.2 указанного Постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимого от того, на чьем балансе они находятся, должны быть переданы в муниципальную собственность. Обязанность по передаче здания в муниципальную собственность основана также на Постановлении Правительства №235 от 07 марта 1995 года, согласно п.1 Положения, утвержденного данным Постановлением, данное Положение распространяется на приватизированные, находящиеся в стадии приватизации и неприватизируемые предприятия. На основании статьи 7 ФЗ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Следовательно, если бы в соответствии с действующим законодательством, здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, находилось в настоящее время в собственности Администрации Петрозаводского городского округа, то истец имел бы право приватизировать занимаемое жилое помещение, в том числе поскольку ранее истец таким правом не пользовался. В настоящее время Ольшаников Д.И. лишен возможности реализовать данное право. Согласно статье 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность безвозмездно. Между истцом и ГБОУ НПО РК Профессиональное училище №14 заключен договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Ввиду того, что в нарушение норм действующего законодательства здание, где расположено занимаемое истцом жилое помещение, не передано в муниципальную собственность, истец поставлен в неравные условия с гражданами, проживающими в общежитиях, переданных в муниципальную собственность. С учетом изложенного, Ольшанников Д.И. просит признать за ним право собственности на жилое помещение №, расположенное на <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель истца Матыцына Т.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что Ольшаников Д.И. проживает в спорном жилом помещении один, ранее не участвовал в приватизации иного жилого помещения. В данное общежитие истец, будучи работником подведомственного учреждения Министерства образования РК, вселился в ДД.ММ.ГГГГ на основании договора социального найма. Фактически жилое помещение общежитием не является, для проживания студентов не используется.
Представитель ответчика директор ГБОУ НПО РК Профессиональное училище №14 Комар С.В., полномочия которого подтверждены приказом Министерства образования и по делам молодёжи РК от ДД.ММ.ГГГГ № п.№, в судебном заседании исковые требования признал, при этом пояснил, что согласие собственника здания общежития на отчуждение данного имущества не получал, спорное жилое помещение в качестве общежития в настоящее время не используется.
Представитель ответчиков Правительства Республики Карелия и Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд Ратчина М.И., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, полагая, что Правительство РК и Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд являются ненадлежащими ответчиками по делу. Кроме того пояснила, что в соответствии с действующим законодательством ГБОУ НПО РК Профессиональное училище № 14 вправе заключать договор приватизации жилого помещения от своего имени с согласия Правительства РК, при этом Комитет не правомочен давать согласие на отчуждение находящегося в собственности Республики Карелия недвижимого имущества. За получением согласия на отчуждение имущества в Правительство РК ни истец, ни училище не обращались. Поддержала доводы, изложенные в отзывах на исковое заявление, представленных суду.
Представители третьих лиц ГУП РК РГЦ «Недвижимость», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Министерства образования Республики Карелия и Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, позиции изложили в представленных письменных отзывах, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей, разрешение заявленных требований оставили на усмотрение суда. ГУП РК РГЦ «Недвижимость» не возражало против удовлетворения иска.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на жилище (статья 40) и право иметь в частной собственности имущество (статья 35).
В соответствии со статьёй 1 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 (ред. от 16 октября 2012 года) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Как следует из приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
Согласно п.2 указанного Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
На основании статьи 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее – Закон) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретённое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 7 Закона).
В силу статьи 4 указанного выше Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
В то же время, в силу ст.7 ФЗ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ч. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом.
В судебном заседании установлено, что истец Ольшаников Д.И. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Между истцом и ответчиком заключен договор социального найма данного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное жилое помещение является постоянным местом жительства истца, который работает в должности <данные изъяты>. Ольшанников Д.И. проживает в изолированном жилом помещении, состоящем из одной комнаты общей площадью <данные изъяты> кв.м., исполняет обязанности нанимателя жилого помещения, вносит оплату жилищно-коммунальных услуг.
Здание, где располагается указанное жилое помещение, находится в государственной собственности Республики Карелия и передано на праве оперативного управления балансодержателю - ГБОУ НПО РК Профессиональное училище №14 (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ). При этом здание общежития, в котором проживает истец, как объект жилищного фонда, подлежало передаче в муниципальную собственность, поскольку данный объект относится к муниципальной собственности в силу приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года.
Учитывая то, что здание, где расположено жилое помещение, занимаемое истцом, в муниципальную собственность не передано, истец лишен возможности приватизировать занимаемое жилое помещение.
В соответствии со справкой ГУП РК РГЦ «Недвижимость» Ольшанников Д.И. участия в приватизации жилых помещений по Республике Карелия не принимал, обращался в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» с заявлением о заключении договора безвозмездной передачи спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, однако в приватизации истцу было отказано, поскольку занимаемое истцом жилое помещение расположено в здании общежития, которое не передано в ведение органов местного самоуправления.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, материалами дела.
Также в судебном заседании установлено, что занимаемое истцом жилое помещение в качестве общежития не используется, не обладает признаками общежития, предусмотренными Примерным положением об общежитиях, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года, а также Примерным положением о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования РФ, подведомственного Федеральному агентству по образованию, утверждённым Министерством образования и науки РФ 10 июля 2007 года, а именно: не используется для проживания на период обучения иногородних студентов, аспирантов, и т.д., не укомплектовано мебелью, оборудованием, постельными принадлежностями и другим инвентарем.
Указанный факт подтверждается пояснениями представителя истца, договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами заседания комиссии Министерства образования РК от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и ответчиком ГБОУ НПО РК Профессиональное училище № 14 не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на спорное жилое помещение не распространяется особый правовой режим, предусмотренный для помещений, находящихся в общежитии, поэтому ограничение права истца на приватизацию спорного жилого помещения противоречит требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан, установленных Конституцией РФ.
При принятии решения суд учитывает правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда РФ от 14 декабря 1999 года N 229-О, согласно которой отнесение законодателем жилых помещений … к объектам, не подлежащим приватизации ввиду специального целевого назначения, требует судебной проверки фактов, обосновывающих в каждом конкретном случае распространение на то или иное жилое помещение особого правового режима. Осуществляя такую проверку, судам надлежит исходить не только из формального решения о целевом назначении данного помещения, но и из практики и перспектив его целевого использования, наличия соответствующей инфраструктуры. Без учёта указанных фактических обстоятельств не может быть обеспечена реальная судебная защита права частной собственности на жилое помещение.
Исходя из положений, закрепленных в ст.6 Закона № 1541-1 от 04.07.1991 года, следует, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
На основании изложенного, суд полагает, что надлежащим ответчиком по делу является ГБОУ НПО РК Профессиональное училище № 14, которое как балансодержатель здания № по <адрес> вправе передавать жилые помещения, принадлежащие ему на праве оперативного управления, в собственность граждан в порядке приватизации. Однако ГБОУ НПО РК Профессиональное училище №14 не вправе отчуждать недвижимое имущество без согласия собственника.
Судом установлено, что ГБОУ НПО РК Профессиональное училище № 14 не обращалось в Правительство РК или Государственный комитет РК по управлению имуществом и размещению заказов за получением согласия на отчуждение спорного жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст. 39 ГПК РФ не принимает признание иска ответчиком ГБОУ НПО РК Профессиональное училище № 14, поскольку признание иска противоречит требованиям закона, ответчик не получил согласия собственника недвижимого имущества на его отчуждение.
Согласно п.1 ст.17 ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившее в законную силу решение суда является основанием для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним и подлежит обязательному исполнению.
Суд учитывает, что отсутствие решения соответствующего органа о передаче жилого помещения из государственной собственности в муниципальную, не должно создавать препятствий к осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления соответствующих документов. С учетом совокупности исследованных по делу доказательств, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу ст.98 ГПК РФ истец не настаивал на возмещении судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Ольшанникова Д. И. удовлетворить.
Признать за Ольшанниковым Д. И. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья О.В. Кайгородова
Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2012 года.