Мировой судья
судебного участка № 29
Октябрьского судебного района г. Самары
Самарской области Шабанова Т.М.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
по делу № 11 -28/2023
27.02.2023 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мининой О.С.,
при секретаре Алексеевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-35/2022 по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Ульянову Александру Алексеевичу о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО, по апелляционной жалобе Ульянова Александра Алексеевича на решение мирового судьи судебного участка № 29 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от 30.03.2022 г., которым постановлено:
«Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к Ульянову Александру Алексеевичу удовлетворить полностью.
Взыскать с Ульянова Александра Алексеевича в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 г. по 31.01.2021 г. в размере 39 928 руб. 50 коп., а также уплаченную государственную пошлину в размере 1 398 рублей, а всего в размере 41 326 рублей 50 копеек (сорок одна тысяча триста двадцать шесть рублей 50 копеек)...»,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» обратился к мировому судье с исковым заявлением к Ульянову Александру Алексеевичу о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01. 2019 г. по 31.01.2021 г. в размере 39 928 руб. 50 коп., а также уплаченной государственной пошлины в размере 1 398 рублей.
В исковом заявлении указал, что ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и вследствие заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Самарской области. В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) (далее – Потребитель, Должник) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором (далее - Договор). Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641» (далее – Правила № 1156). Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил № 1156, Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предложение о заключении Договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018 г., а также опубликовано 25 декабря 2018 г. в средствах массовой информации – в газете «Волжская коммуна», выпуск №343 (30578) от 25.12.2018 г. Таким образом, в силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения Договора подлежат оплате с 01.01.2019 г., то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю. Данная позиция подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04, в котором указано, что договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется. Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за обращение с ТКО. Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется Региональным оператором по обращению с ТКО. Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее – Правила № 354). В силу ч. 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуг. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 148 (36) Правил № 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Согласно пункту 56 (2) Правил определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. В п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 г. № 22 разъяснено, что временное неиспользование нанимателя, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Согласно выписки из ЕГРН Ульянов А.А. является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: адрес. В соответствии с пунктом 148 (30) правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении (пункт 148 (44) правил № 354) производится перерасчет платы за услуги по обращению с ТКО. Одновременно следует отметить, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ и пункт 148 (30) Правил № 354). В случае принятия такого решения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО. Общая площадь объекта недвижимости, принадлежащего ответчику, составляет 352, 1 кв. м. Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО согласно указанной выше формуле, выглядит следующим образом: 1 597 руб. 14 коп. = 352,1 м2 х 0,091/12 х 598,16, где 352,1 м2 – общая площадь жилого помещения, 0,091 м3/год– норматив накопления ТКО, «12» - количество месяцев в году, 598,16 руб./м3 –тариф. Таким образом, в соответствии с вышеприведенной формулой, сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для потребителя составляет: 1 597 руб. 14 коп. 17.03.2021г. Мировым судьей судебного участка № 23 Куйбышевского судебного района г. Самара Самарской области вынесен судебный приказ № 2-1775/2021 о взыскании с Ульянова А.А. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с января 2019г. по январь 2021г. в размере 39 928 руб. 50 коп., а также уплаченной государственной пошлины в размере 699 рублей. Определением мирового судьи от 26.04.2021г. приведенный судебный приказ был отменен по заявлению Ульянова А.А. Поскольку задолженность Ульяновым А.А. до настоящего времени не погашена, представитель истца обратился с приведенными исковыми требованиями.
Мировым судьей постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик, подав апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании Ульянов А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представив в материалы дела дополнительные пояснения к апелляционной жалобе.
Представитель ООО «ЭкоСтройРесурс» в суд апелляционной инстанции не явился. О дате, месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил; направила в суд письменное ходатайство, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав пояснения Ульянова А.А., оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения мирового судьи.
Согласно Жилищному кодексу РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи4), при этом к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг и внесением платы за них, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом (статья 8).
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.3, 4 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора являются обязательными для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Пунктом 1 статьи 24.7 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) установлено правило, в соответствии с которым Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО. При этом договор на оказание таких услуг является публичным для Регионального оператора.
Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ.
Норма п. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ предписывает заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, с возможностью его дополнения по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО применяются Правила - обращения с ТКО, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».
П. 8(4) Постановления № 1156 определяет основания для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, которыми являются: письменная заявка, подписанная потребителем или его законным представителем (представителем по доверенности), либо предложение Регионального оператора о заключении такого договора.
Согласно п. 8(17) Постановления № 1156 Региональный оператор Самарской области по обращению с ТКО в течение месяца со дня заключения соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом № 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения информации на своем официальном сайте в сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Предложение о заключении Договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018 г., а также в средствах массовой информации - в газете «Волжская коммуна», выпуск №343 (30578) от 25.12.2018 г.
Потребитель, в свою очередь, в течение 15 рабочих дней с даты размещения такого предложения направляет региональному оператору заявку потребителя в соответствии с правилами, определенными для таких заявок Постановлением № 1156.
Обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО Потребителями с Региональным оператором и оплаты соответствующих услуг предусмотрена ст. ст. 24.6 и 24.7 Закона № 89-ФЗ и п. 4 Постановления № 1156.
Действующее законодательство (Закон № 89-ФЗ) определяет договор на оказание услуг по обращению с ТКО как публичный.
Договор о предоставлении услуг по обращению с ТКО является договором возмездного оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги.
В силу ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, установление порядка расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 16 ст. 12 ЖК РФ).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в частности, относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (п.9 ст. 13 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что ответчик Ульянов А.А., с 02.08.2008 г. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и вследствие заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Самарской области.
В свою очередь, на сайте Администрации г.о. Самара размещен реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г.о. Самара, данный реестр обновляется. Ответчиком в материалы дела предоставлены распечатки данного реестра по состоянию на 30.04.2021 г., 28.12.2021г.
Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г.о. Самара по состоянию на 28.12.2021г. места накопления твердых коммунальных отходов для сбора ТКО указаны не только по указанному ответчиком адресу по адрес (порядковый №... ) с указанием количества контейнеров и емкостей для сбора ТКО, расположенных на площадке.
Из содержания приведенного письменного отзыва представителя третьего лица – Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара следует, что в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г.о. Самара Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара имеется информация о том, что по адресу адрес (порядковый №...) и адрес (порядковый №...) имеются места накопления твердых коммунальных отходов для сбора ТКО. 17.04.2021г. бункер по адресу адрес был перевернут неустановленными лицами. Регоператором для корректной работы при организации вывоза ТКО бункер был приведен в надлежащее положение. 21.04.2021г. указанный бункер вновь был перевернут.
На основании предоставленных ответчиков доказательств – карт участка местности, на котором расположен принадлежащий ответчику жилой адрес установлено, что жилой дом ответчика находится на относительно равном удалении от приведенных мест накопления твердых коммунальных отходов по адрес, в связи с чем ответчик не был лишен возможности пользоваться площадкой для сбора ТКО по двум приведенным адресам, в том числе по адрес.
Предоставленные ответчиком доказательства отсутствия точек сбора ТКО по адрес в 2022 году, выполненные в период рассмотрения гражданского дела судом, в том числе материалы фото фиксации, а также копии ответов адрес г.о. Самара А.А. Коробкова от 25.03.2022г. по содержанию, соответствующему приведенной письменной позиции третьего лица, не доказывают отсутствие точек сбора ТКО (бункеров) по адрес в заявленный истцом в исковых требованиях период задолженности ответчика (с 01.01. 2019г. по 31.01. 2021г.). Приведенной письменной позицией третьего лица - Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара подтверждается, что по состоянию на 17.04.21г. бункер для сбора ТКО был установлен по адресу: адрес, поскольку он был перевернут неустановленными лицами. Суд руководствуется письменной позицией третьего лица - Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара, поскольку на органы местного самоуправления возложено обустройство площадок ТКО, на них же возложено соблюдение соответствующих норм и правил расположения контейнерных площадок.
По тем же основаниям несоответствие мест расположения точек приема ТКО согласно доводам ответчика, экологическим и иным нормам, в том числе по основанию их нахождения в водоохранных зонах, не освобождают ответчика от обязанности оплаты задолженности.
Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО выполнен представителем истца исходя из общей площади жилого помещения, принадлежащего Ульянову А.А., норматива потребления и примененного тарифа. Данный расчет судом проверен и является верным. Доказательств некачественности предоставленной истцом услуги по сбору и вывозу ТКО ГЖИ Самарской области ответчиком за период с 01.01.2019 г. по 31.01.2021 г. суду не предоставлено.
Оснований для освобождения ответчика от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему, за приведенный в иске период судом не установлено.
Стороной ответчика не представлено ни одного акта фиксации нарушений по договору, соответствующего требованиям действующего законодательства, являющегося доказательством, подтверждающим ненадлежащее оказание Региональным оператором услуг по обращению с ТКО. Действующим законодательством не предусмотрен порядок осуществления физическими лицами самостоятельной утилизации ТКО, не нарушающегося санитарные правила.
Установлено, что 17.03.2021 г. мировым судьей судебного участка № 23 Куйбышевского судебного района г. Самара Самарской области вынесен судебный приказ № 2-1775/2021 о взыскании с Ульянова А.А. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с января 2019г. по январь 2021 г. в размере 39 928 руб. 50 коп., а также уплаченной государственной пошлины в размере 699 рублей. Определением мирового судьи от 26.04.2021г. приведенный судебный приказ отменен по заявлению Ульянова А.А., поскольку должник не согласился с требованиями взыскателя.
При таких обстоятельствах мировой судья, установив, что задолженность ответчика за приведенный период до настоящего времени не погашена, пришел к правильному выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 98 ГПК РФ суд также обоснованно взыскал с Ульянова А.А. в пользу истца расходы по оплате госпошлины в размере 1 398 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами мирового судьи, поскольку они являются правильными, соответствуют установленным обстоятельствам, положениям материального закона, подлежащим применению к спорным отношениям.
Доводы апелляционной жалобы Ульянова А.А. о том, что Региональным оператором не доказан факт оказания услуг за период с января 2019 г. по январь 2021 г., несостоятельны, ввиду следующего.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - «Закон № 89-ФЗ») предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Аналогичная норма содержится в п. 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641» (далее - «Постановление Правительства № 1156»).
В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее -«Территориальная схема»).
Территориальная схема обращения с отходами Самарской области (далее - «Территориальная схема Самарской области») утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 г. № 228, электронная модель которой опубликована на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Ближайшая к дому, расположенному по адресу: адрес контейнерные площадки, включенная в Территориальную схему, расположены по адресу: адрес., которая включает 2 контейнера объемом 1,1 м3 и по адрес, которая включает 2 контейнера объемом 1,1 м3.
С января 2019 г. по декабрь 2019 г. вывоз ТКО осуществлял перевозчик Регионального оператора- АО «СпецАвтоТранс».
С января 2020 по настоящее время вывоз ТКО осуществляет перевозчик ООО «ТрансЭко».
Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 г. № 471 (далее - «Постановление Правительства № 471») утвержден порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области, в котором места сбора ТКО определяются, согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами на территории Самарской области.
Согласно п.2 постановления Правительства РФ №1156 определено, что:
«контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления ТКО. обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Исходя из императивных указаний Федерального законодательства, регулирующего обращение с ТКО, в частности постановления Правительства РФ № 1156, следует, что место накопления ТКО - это непосредственно контейнерная площадка, которая соответствует требованиям законодательства РФ в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а также включена в территориальную схему обращения с отходами.
Порядок включения мест (площадок) накопления ТКО в Территориальную схему обращения с отходами Самарской области предусматривается Постановлением Правительства № 471, а именно, п. 15.2, согласно которому, включение уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО в Территориальную схему осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
Вместе с тем в соответствии с п. 15.2 постановления Правительства Самарской области № 471 процедура включения уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО в территориальную схему осуществляется в порядке с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130.
Согласно п. 4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также порядок ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО предусмотрен постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» (далее - «Постановление Правительства № 1039»).
В силу положений п.5 постановления Правительства Самарской области № 471 создание и обустройство мест (площадок) накопления ТКО осуществляется в соответствии постановлением Правительства РФ № 1039.
Лицами, ответственными за организацию, содержание контейнерных площадок и определяющими количество, объём и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, являются собственники земельного участка, собственники помещений или лица, ответственные за содержание общего имущества МКД, органы местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Правительства № 1039 места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом место накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
Следовательно, законодательство РФ возлагает обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО и крупногабаритных отходов (ТКО, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах) на органы местного самоуправления. При этом стоит отметить, что создание контейнерной площадки и специальной площадки для складирования КТО невозможно без установки на них контейнеров и бункеров.
Таким образом, контейнеры и бункеры могут приобретаться и устанавливаться в местах накопления ТКО, в частности, органами местного самоуправления; собственниками или уполномоченными ими пользователями земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО; собственниками или уполномоченными ими пользователями объектов, на которых образуются ТКО; организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, или собственниками помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирными домами собственниками помещений; региональным оператором по обращению с ТКО на территории Самарской области - в случае включения расходов на приобретение контейнеров и бункеров в единый тариф на оказание услуги по обращению с ТКО Региональным оператором.
Количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются ответственными за содержание контейнерных площадок лицами, а не Региональным оператором.
Таким образом, для создания места (площадки) накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.
Однако, обязанность у вышепоименованных органов по реализации своих полномочий в сфере создания мест накопления ТКО и внесения их Территориальную схему возникает у них только в случае обращения заинтересованного лица, в данном случае Ответчика, в орган местного самоуправления с соответствующей заявкой на создание места накопления ТКО.
Ответчик, как заинтересованное лицо, не реализовал своего права на обращение в органы местного самоуправления с заявкой об организации контейнерной площадки в непосредственной близости от своего места жительства.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства № 1156 Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
При этом под погрузкой ТКО понимается перемещение ТКО из мест (площадок) накопления ТКО с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО. В свою очередь под уборкой мест погрузки ТКО понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО отходов и перемещению их в мусоровоз (п. 2 Постановления Правительства № 1156).
Исходя из общедоступности контейнеров для сбора ТКО и обязанности собственников ТКО накапливать отходы одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способом, следует, что ответчик не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО.
Кроме того, Региональный оператор не может нести ответственность за бездействие органов местного самоуправления по организации контейнерных площадок, соответствующих требованиям действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включенным в территориальную схему.
Законодательством, регулирующим предоставление коммунальных услуг не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.
Действующее законодательство не возлагает на Регионального оператора бремя доказывания факта оказания коммунальных услуг по обращению с ТКО.
При этом единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - акт), порядок составления которого содержится в разделе VI Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1156.
До настоящего времени ответчиком не представлено ни одного акта, соответствующего требованиям действующего законодательства, являющийся доказательством, подтверждающим ненадлежащее оказание Региональным оператором услуг по обращению с ТКО.
Ответчиком не предоставлено доказательств, подтверждающих самостоятельное обращение с ТКО способами, не нарушающими законодательства в области обращения с отходами, санитарного законодательства, на основании которых можно было бы сделать вывод о том, что истец не пользовался предоставляемой Региональным оператором услугой по обращению с ТКО.
Исходя из изложенного, следует, что у ответчика имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайшей к объекту недвижимости контейнерной площадки, расположенной на территории общего пользования.
Таким образом, услуги по обращению с ТКО Региональным оператором оказывались своевременно, надлежащим образом и подлежат оплате с 01.01.2019 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако, ответчик в нарушение требований указанной выше нормы не представил суду доказательств, подтверждающих факт неоказания услуг Региональным оператором по обращению с ТКО.
Истец не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему.
Соответственно, ответчик имеет возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайших контейнерных площадок, находящихся в непосредственной близости от места его жительства.
Таким образом, доводы ответчика об отсутствии контейнерных площадок и о неоказании услуг Региональным оператором не соответствуют обстоятельствам дела и не являются основаниями для освобождения ответчика от оплаты коммунальных услуг по обращению с ТКО и услуга, оказываемая РО, подлежит оплате с 01.01.2019.
Рассматривая доводы ответчика, о том, что не представлены сведения спутниковой навигации ГЛОНАСС и маршрутные журналы, суд исходит из следующего.
Согласно постановления Правительства РФ № 1156 подпункт "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 35, ст. 4037) дополнить словами "транспортирования твердых коммунальных отходов" система ГЛОНАСС является условием допуска транспортного средства к вывозу ТКО и не может являться доказательством по гражданскому делу, так как не соответствует принципам относимости и допустимости доказательств, закрепленными ст. ст. 59-60 ГПК РФ и служит инструментом внутреннего контроля перемещения автотранспортных средств Регионального оператора и не может являться доказательством по гражданскому делу, что подтверждается в том числе разделом VI формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Правилами № 1156,
В настоящее время Территориальная схема Самарской области насчитывает около 18 200 (Восемнадцать тысяч двести) контейнерных площадок, вывоз ТКО, с которых осуществляется 37 (Тридцатью семью) перевозчиками посредством 733 (Семиста тридцати трех) единиц спецтехники.
В соответствии с п. 27 постановления Правительства РФ № 1156 транспортирование ТКО с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 01.01.2018. К аппаратуре спутниковой навигации относится система ГЛОНАСС, которая является способом удаленного слежения за перемещениями транспортного средства, основанного на спутниковой навигации.
Данная система предназначена для слежения в режиме реального времени (онлайн) за передвижением транспортных средств и не подразумевает под собой обязательное хранение полученных данных. В связи с чем, у Регионального оператора отсутствует установленная законом обязанность хранить сведения из системы ГЛОНАСС за спорный период.
Согласно п. 30 постановления Правительства № 1156 в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с ТКО, осуществляющий транспортирование ТКО, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию ТКО.
Руководствуясь абз. 2 п. 4 Постановления Правительства РФ № 1156 Региональный оператор воспользовался своим правом привлечения операторов к оказанию услуг по обращению с ТКО и заключил с ними договоры на оказание услуг по транспортированию ТКО.
Следовательно, лицами, непосредственно осуществляющим обращение с ТКО с мест накопления, являются перевозчики, на которых в силу закона лежит обязанность по ведению маршрутных журналов и путевых листов.
Кроме того, форма маршрутного журнала мусоровоза должна быть утверждена уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Однако, уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области, нормативно-правовые акты, регламентирующих форму, содержание и сроки хранения маршрутных журналов, до настоящего времени не приняты.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области № 179 от 24.12.2020 утверждена форма маршрутного журнала мусоровозов при транспортировании ТКО на территории Владимирской области. Согласно п. 3 указанного документа, срок хранения информации, содержащейся в журнале, составляет 1 (Один) год.
Данный факт свидетельствует о том, что федеральное законодательство не относит маршрутный журнал движения мусоровозов к документам, подлежащим хранению.
В связи с чем указанные журналы являются одним из механизмов проверки работы подрядчиков Регионального оператора по вопросу оказания услуг по обращению с ТКО в текущем периоде. При этом, при приемке работы подрядчиков Региональный оператор вправе запросить указанные журналы при наличии жалоб потребителей относительно периодичности и качества оказания услуг по обращению с ТКО. Однако за период с 01.01.2019 по 31.01.2021 жалобы не поступали, в связи с чем услуги, оказанные транспортировщиками приняты без замечаний и оплачены Региональным оператором.
Доводы апеллянта о том, что пакеты или другие емкости для сбора ТКО не предоставляются, также не могут быть приняты во внимание.
В силу п. 11 постановления Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471 (далее - постановление Правительства Самарской области № 471), п. 10 постановления Правительства РФ № 1156 складирование ТКО, за исключением крупногабаритных ТКО (далее - КГО), осуществляется потребителями в местах (на площадках) накопления ТКО следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные Региональным оператором;
г) в стационарных и мобильных пунктах, в том числе с использованием автоматических устройств для приема отдельных видов ТКО.
В соответствии п. 8 постановления Правительства Самарской области № 471 контейнеры, бункеры, пакеты и (или) другие емкости для накопления ТКО могут приобретаться:
- органами местного самоуправления;
- собственниками или уполномоченными ими пользователями земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО;
- собственниками или уполномоченными ими пользователями объектов, на которых образуются ТКО;
- организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами (далее - МКД), или собственниками помещений в МКД при непосредственном управлении МКД собственниками помещений;
- региональным оператором по обращению с ТКО на территории Самарской области в случае включения расходов на приобретение контейнеров, бункеров, пакетов и (или) других емкостей в единый тариф на оказание услуги по обращению с ТКО Региональным оператором в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки Регионального оператора на очередной период регулирования.
Согласно положениям Основ ценообразования, в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее - Основы) допускается приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, непосредственно региональными операторами.
Основами предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Таким образом, Региональный оператор вправе приобрести контейнеры и (или) бункеры, в том числе пакеты и другие емкости, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы.
Однако в тарифе на услугу Регионального оператора на 2019- 2022 годы, не учтены расходы на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, в том числе предназначенных для раздельного накопления ТКО.
Кроме того, ответ Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области исх. №15/5008 от 12.07.2019 на запрос Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Самарской области Хинштейна А.Е., в котором в абз. 3, стр.3 указано: «Тариф на услугу регионального оператора установлен министерством. В указанный тариф на 2019 год не включены расходы на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и специально предназначенных емкостей».
На основании вышеизложенного следует, что обязанность предоставления потребителям контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, для накопления ТКО может быть возложена на Регионального оператора только в случае включения расходов на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, в единый тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
Следовательно, у Регионального оператора отсутствует обязанность предоставления потребителям контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, для накопления ТКО.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Региональный оператор как добросовестный участник гражданских правовых отношений осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Оснований для освобождения от оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственника недвижимого имущества, расположенного по адресу: адрес, не имеется, поскольку услуги по обращению с ТКО оказаны надлежащим образом и подлежат оплате в полном объеме.
Доводы апеллянта об освобождении от оплаты услуг Регионального оператора, в связи с непроживанием в приведенном жилом доме по адресу: адрес, наличии постоянной регистрации по адресу: адрес, где ответчик оплачивает вывоз мусора, несостоятельны, по следующим основаниям.
Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственником жилого помещения не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.
В свою очередь, в применяемых формулах расчета коммунальной услуги по обращению с ТКО расчетной единицей является площадь жилых помещений (1 кв.м.), что не предусматривает зависимости размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц.
Методика и основания перерасчета коммунальной услуги по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителя в случае установления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО, установленных на 1 кв.м. общей площади, не предусмотрен действующим законодательством РФ.
Таким образом, начисления производятся Региональным оператором правомерно и основания для освобождения ответчика от оплаты услуг по обращению с ТКО отсутствуют.
Остальные доводы апелляционной жалобы и дополнительные пояснения к ней, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, поскольку они основаны на неверном толковании заявителем норм материального права, при этом, не содержат аргументов и доказательств, опровергающих правильность выводов мирового судьи, а сводятся к возражениям, направленным на переоценку установленных мировым судьёй обстоятельств, что в силу ст. 330 ГПК РФ не является основанием к отмене решения.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, разрешая заявленные требования, мировой судья правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 29 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от 30.03.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ульянова Александра Алексеевича, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через мирового судью судебного участка № 29 Октябрьского судебного района г. Самары.
Судья подпись О.С. Минина
Копия верна.
Судья:
Секретарь: