Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2351/2015 ~ М-1685/2015 от 20.04.2015

Дело №2-2351/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*** 2015 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

судьи Емельяновой Л.В.

при секретаре Листовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиповой Е.Г. к Главному государственному управлению сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области о признании незаконным решения №09-06/1392 от 20 марта 2015 года об отказе в перечислении социальной выплаты на приобретение жилья в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года», признании права в рамках реализации Программы на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Осипова Е.Г. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Главному государственному управлению сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области о признании незаконным решения №09-06/1392 от 20 марта 2015 года об отказе в перечислении социальной выплаты на приобретение жилья в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года», признании права в рамках реализации Программы на приобретение жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что истец с учетом несовершеннолетних детей, включена в состав участников программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 года и на период до 2020 года». Для участия в программе истец выполнила все необходимые условия: была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, работает в сельской местности, имеет собственные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости приобретаемого жилья.

10.11.2014 года истцу было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, согласно которого Осипова Е.Г. признана участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы, истцу была предоставлена возможность получить социальную выплату в размере 737100 рублей на приобретение жилого помещения в Лычевской волости Великолукского района Псковской области.

22.12.2014 года между истцом, ответчиком и работодателем ООО «Слактис» был заключен трёхсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом предоставленной на эти цели социальной выплаты. Истцом по условиям заключенного договора, было подобрано жилое помещение по адресу: Псковская область, Великолукский район, Л. волость, п. Д., д.***, кв. ***.

20.03.2015 года решением Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области №09-06/1392 истцу отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение квартиры по тем основаниям, что данное жилое помещение имеет срок эксплуатации более 5 лет и не может быть приобретено за счет средств социальной выплаты.

Истец считает отказ незаконным и нарушающим ее право и право несовершеннолетних детей на обеспечение жильем.

Полагает, что ответчик ссылаясь в решении об отказе на недействующую редакцию Постановления Правительства РФ от 15.07.2013 года №598 «О федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», не применив действующую редакцию от 16.01.2015 года Постановления, нарушил конституционные принципы равенства всех перед законом и лишил истца возможности реализовать гарантированное государством право на жилище.

В связи с этим, истец с учетом уточнения заявленных требований, просила суд признать решение Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области №09-06/1392 от 20 марта 2015 года об отказе в перечислении социальной выплаты на приобретение жилья в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года» незаконным. Признать за Осиповой Е.Г. право в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года» на приобретение жилого помещения по адресу: Псковская область, Великолукский район, Л. волость, п. Д., д.***, кв. ***.

В судебное заседание истец не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело ее отсутствие, исковые требования поддержала.

В судебном заседании представители ответчика - Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области иск не признали. Указали, что Управлением проведена проверка документов, предоставленных Осиповой Е.Г. и выявлено, что приобретаемая квартира находится в жилом доме, срок эксплуатации которого превышает 5 лет с даты ввода, что является нарушением условий предоставления социальной выплаты.

Представитель 3-го лица – Администрации Псковской области вопрос по заявленным требованиям оставила на усмотрение суда.

Представители 3-х лиц – ООО «Слактис» и Администрации Великолукского района в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (ред. от 29.04.2014) социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением.

Право граждан на получение указанной социальной выплаты удостоверяется свидетельством по установленной форме.

Гражданин, имеющий право на получение указанной социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства соответствующее заявление.

Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов.

Право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности;

б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), определяется субъектом Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;

в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме, предусмотренной приложением N 5 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 (далее - Программа), которое не является ценной бумагой. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Судом установлено, что Осипова Е.Г. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года».

01 ноября 2014 года Осиповой Е.Г. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №22, в соответствии с которым истцу предоставлена социальная выплата в размере 737100 рублей на приобретение жилого помещения в Лычевской волости (л.д. 18).

С целью реализации права на приобретение жилья с учетом социальной выплаты, Осиповой Е.Г. в Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области были представлены документы на объект недвижимого имущества по адресу: Псковская область, Л. волость, п. Д., д.***, кв. ***.

Согласно ответа Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области №09-06/1392 от 20.03.2015 г. Осиповой Е.Г. отказано в приобретении указанной квартиры за счет социальной выплаты, поскольку жилое помещение имеет срок эксплуатации более 5 лет (л.д. 19).

Согласно пункта 9 Постановления Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 (ред. от 29.04.2014) «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), вправе ее использовать:

а) на приобретение жилого помещения в сельской местности, находящегося в эксплуатации не более 5 лет с момента его ввода;

б) на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома);

в) на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.

Таким образом, указанным Постановлением были установлены определённые условия которым должно отвечать жилое помещение, на приобретение которого предоставлена выплата, в том числе по сроку эксплуатации – не более 5 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.2015 года №17 « О внесении изменений в федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", пункт 9 Программы изложен в новой редакции.

Так, согласно внесённых изменений,жилое помещение (жилой дом), на приобретение (строительство) которого предоставляется социальная выплата, должно быть:

а) пригодным для постоянного проживания;

б) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах также и газоснабжение);

в) не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.

Данным условиям приобретаемое истцом жилье отвечает.

При разрешении заявленных истцом требований суд полагает необходимым исходить из следующего.

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40, части 1 и 2).

Одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительством Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», направленная на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, проживающим в сельской местности, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, и предусматривающую для них возможность получения за счет бюджетных ассигнований социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которую они вправе использовать наряду с привлечением собственных средств и дополнительных средств кредитных и других организаций.

Таким образом, социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований молодым семьям, проживающим в сельской местности, в рамках указанной программы носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище.

Возлагая на Российскую Федерацию обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, Конституция Российской Федерации не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой в этой сфере тем или иным категориям граждан, что дает федеральному законодателю достаточно широкую свободу усмотрения при выборе мер социальной поддержки, установлении критериев их дифференциации и условий предоставления (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года N 17-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2014 года N 236-О).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 19 октября 2010 года N 1333-О-О и др.).

Соответственно, Правительство Российской Федерации - соблюдая требования Конституции Российской Федерации, которые обязывают его обеспечивать баланс публичных и частных интересов, не нарушая принципы справедливости и равенства, выступающие конституционным критерием оценки нормативного правового регулирования в данной сфере общественных отношений, и реализуя в рамках указанной Программы.

Введение ограничений относительно срока эксплуатации приобретаемого жилья за счет средств субсидии в понимание рассматриваемого нормативного положения не учитывает различное предназначение этих мер социальной поддержки в основанной на требованиях статей 7 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1) и 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации системе социальной защиты молодых семей, проживающих в сельской местности, что вопреки его конституционно-правовому смыслу - ставит те из них, кто признан участником Подпрограммы до внесения изменений в условия Программы в худшее положение по сравнению с теми лицами, которые заявили о своём праве после внесения соответствующих изменений, тем самым приводит к не имеющей объективного и разумного оправдания дифференциации условий получения данной социальной выплаты семьями, относящимися к одной категории - молодые семьи, проживающие в сельской местности, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

При этом право истца на получение социальной выплаты в рамках Программы не оспаривается.

Также суд учитывает, что в той местности где истец осуществляет трудовую деятельность свободный рынок нового жилья, фактически отсутствует, что делает невозможным реализацию права на приобретение жилого помещения в рамках указанной целевой Программы.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №09-06/1392 ░░ 20 ░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 2014-2017 ░░. ░ ░░ ░░░░░░ ░░ 2020 ░░░░» ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 2014-2017 ░░. ░ ░░ ░░░░░░ ░░ 2020 ░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░. ░., ░.***, ░░. ***.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ *** 2015 ░░░░.

2-2351/2015 ~ М-1685/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Осипова Екатерина Геннадьевна
Ответчики
ГГУ сельского хозяйства, ветеринарии и государственного надзора ПО
Другие
ООО "Слактис"
Администрация ПО
Администрация Великолукского района ПО
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Лукьянова Людмила Викторовна
Дело на сайте суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
20.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2015Передача материалов судье
24.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.05.2015Предварительное судебное заседание
22.06.2015Судебное заседание
29.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2015Дело оформлено
31.07.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее