№5-2121/10-2021
46RS0030-01-2021-003616-74
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 апреля 2021 года город Курск
Судья Ленинского районного города Курска Митюшкин В.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Сергеева Дмитрия Александровича, ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, работающего <адрес>, женатого,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сергеева Д.А. был составлен протокол об административном правонарушении №, из которого следует, что в этот день в период времени с 14 час. 00 мин. до 14 час. 30 мин. Сергеев Д.А. принял участие в публичном мероприятии, не согласованном с органами местного самоуправления города Курска, проводимого в форме шествия, участники которого в количестве примерно 100 человек, развернув баннер размером 3 х 1,5 м с надписью «Свободу Навальному», прошли по тротуару <адрес> от <адрес> до <адрес>, несмотря на требования сотрудников ОВД о прекращении участия в данном публичном мероприятии, чем нарушил п.1 ч. 3 ст. 6 ФЗ от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Сергеев Д.А. вину в совершении правонарушения не признал. В обоснование доводов указал, что в публичном мероприятии не участвовал. Примерно в 14 час. 30 мин. прибыл со своей семьей на <адрес>, чтобы погулять. О том, что в это время на улице ул. Ленина г. Курска проводится запрещенный митинг ему не было известно, участвовать нем не собирался, а прибыл в указанное место для проведения досуга. Он увидел, что со стороны Красной площади проезжает много автомобилей полиции и ему стало интересно, что там происходит. Сразу после этого, он вместе с супругой и другом ФИО3 направились по тротуару по <адрес> площади, где увидели, что сотрудники полиции задерживают находящихся там лиц. К нему также подошел мужчина в гражданской одежде и, ничего не поясняя, его и супругу, а также его друга вместе с остальными задержанными доставили в отдел полиции. В митинге не участвовал, требований от сотрудников полиции не получал. Правонарушений не совершал.
Выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Диспозиция ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи Кодекса.
В соответствии с п.п. 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон № 54-ФЗ) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
В силу ст. 3 указанного закона проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах: 1) законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; 2) добровольность участия в публичном мероприятии.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона №54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Согласно ч. 3 ст. 6 Закона №54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
На нарушение п. 1 ч. 3 ст. 6 указанного закона приводится ссылка должностным лицом в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленном в отношении ФИО4.
Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, предполагает наступление ответственности за совершение умышленных действий (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 33 Постановления Пленума от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
Судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14 час. 00 мин. до 14 час. 30 мин. Сергеев Д.А. принял участие в публичном мероприятии, не согласованном с органами местного самоуправления города Курска, проводимого в форме шествия, участники которого в количестве примерно 100 человек, развернув баннер размером 3 х 1,5 м с надписью «Свободу Навальному», прошли по тротуару <адрес> от <адрес> до <адрес>, то есть от пл. Перекальского до Театральной площади города Курска, несмотря на требования сотрудников ОВД о прекращении участия в данном публичном мероприятии.
Между тем указанные обстоятельства не нашли своего подтверждения при исследовании собранных по делу доказательств.
Так основанием к составлению протокола послужили рапорты сотрудников полиции ФИО5 и ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ. Однако указанные рапорты содержат сведения о совершении Сергеевым Д.А. правонарушения при иных обстоятельствах, нежели указанные в протоколе, а именно о принятии им участия в шествии, имевшем место на Красной площади города Курска, несмотря на требования сотрудников ОВД о прекращении участия в данном публичном мероприятии.
Допрошенные в качестве свидетелей ФИО5 и ФИО6 указали, что видели Сергеева Д.А. лишь на Красной площади города Курска, при этом очевидцами шествия граждан от <адрес> до <адрес>, то есть от пл. Перекальского до Театральной площади города Курска, в том числе, что его участником был Сергеев Д.А., не являлись. Его лично не задерживали, впервые его увидели, когда его подвели другие сотрудники полиции к служебному автомобилю.
Приведенные свидетелями обстоятельства согласуются с доводами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также показаниями допрошенной в качестве свидетеля ФИО7 о том, что задержан он был на Красной площади города Курска, в шествии от <адрес> до <адрес>, то есть от пл. Перекальского до Театральной площади города Курска, участия не принимал.
Указанные обстоятельства также подтверждаются видеозаписью задержания, исследованной в судебном заседании.
Сергеев Д.А. как на момент возбуждения дела, так и на момент его рассмотрения последовательно отрицал сам факт своего участия в вышеприведенном публичном мероприятии. Иных доказательств, свидетельствующих об обратном, не добыто.
Кроме того, не находит своего объективного подтверждения в деле и указание на нарушение Сергеевым Д.А. п. 1 ч. 3 ст. 6 Закона №54-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В п. 13 Постановления Пленума №5 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» Верховный Суд Российской Федерации указал о том, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, прихожу к убеждению в том, что отсутствуют основания считать доказанной вину Сергеева Д.А. в том, что он являлся участником публичного мероприятия, проводимого в форме шествия от пл. Перекальского до Театральной площади города Курска, а также нарушил его установленный порядок проведения.
В соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.2 ч.5 КоАП РФ, в отношении Сергеева Д.А. в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
На постановление может быть подана жалоба в Курский областной суд в течение 10 дней со дня его вручения.
Судья