Дело 2-4094/2016
Решение
Именем Российской Федерации
27 декабря 2016 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Масловой Л.А.,
при секретаре Головиной А.В.,
с участием истца Иванова А.А. , его представителя Никифоровой Н.В. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова А.А. к Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования «Учебный центр министерства труда и занятости населения Оренбургской области», Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании права собственности в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Иванов А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора найма жилого помещения ему предоставлена <адрес>, в <адрес>. Согласно домовой книги по вышеуказанному адресу зарегистрированы он, а также Иванов И.А., Иванова С.Б., которые отказались от приватизации. Спорная квартира находится в государственной собственности, на основании распоряжения Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №. На основании распоряжения Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> в <адрес> закреплена на праве оперативного управления за ГАУ ДПО «Учебный центр министерства труда и занятости населения Оренбургской области». С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он проживает в указанной квартире. На его заявление о предоставлении ему квартиры в собственность в порядке приватизации ответчиком дан ответ, что не возражает, однако оформить переход права в административном порядке не предоставляется возможным. Просил признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Истец Иванов А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что его супруга Иванова С.Б. ранее участвовала в приватизации, в настоящее время его супруга Иванова С.Б. и сын Иванов И.А. отказываются от приватизации квартиры.
Представитель истца Никифорова Н.В., действующая на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области, представитель ответчика ГАУ ДПО «Учебный центр министерства труда и занятости населения Оренбургской области», третьи лица Иванов И.А., Иванова С.Б. в судебное заседание не явились, были извещены о дне и месте судебного заседания надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о дне и месту судебного заседания.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области Зыбина Л.И. и представитель ответчика ГАУ ДПО «Учебный центр министерства труда и занятости населения Оренбургской области», Вагапова Э.Р. в письменных отзывах на исковое заявление указали, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является собственностью Оренбургской области. В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц, подлежит удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды правом с согласия всех проживающих несовершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность. Министерство осуществляет от имени Оренбургской области в установленном порядке управление и распоряжение областным имуществом, включая приватизацию кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других органов. В соответствии с решением Оренбургского городского Совета от 25.04.2011 года №165 «Об утверждении Положения об Управлении жилищной политики администрации г. Оренбурга» заключает договоры социального найма жилых помещений (пункт 2.10 положения), осуществляет в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами приватизацию жилищного фонда (пункт 2.13 положения). Просили суд принять решение по имеющимся материалам и рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области и в отсутствии представителя ГАУ ДПО «Учебный центр министерства труда и занятости населения Оренбургской области».
Третьи лица Иванов А.А. и Иванова С.Б. представили в материалы дела письменные заявления, в которых указали, что они не возражают против удовлетворения исковых требований Иванова А.А., просили рассмотреть дело в их отсутствии, указали, что от приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, отказываются.
Суд, заслушав объяснения истца и его представителя, исследовав материалы гражданского, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – закон РФ от 4 июля 1991 года №1541-1) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст.6 того же Закона РФ, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
На основании распоряжения Министерства природных ресурсов, земельный отношений и имущественных отношений Оренбургской области от 21.01.2010 года № 1856-р закреплены на праве оперативного управления за Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Учебный центр министерства труда и занятости населения Оренбургской области» нежилое трехэтажное здание литер <данные изъяты> нежилое одноэтажное здание литер <данные изъяты> квартира № и квартира № по адресу: <адрес>.
Распоряжением Министерства природных ресурсов, земельный отношений и имущественных отношений Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № было закреплено право оперативного управления за Государственным образовательным учреждением начального профессионального образования профессионального училища № <адрес> на объекты недвижимости по адресу: <адрес>, в том числе и на литер <данные изъяты> одноэтажное нежилое кирпичное здание с жилыми помещениями, общей площадью <данные изъяты> в том числе площадь спортзала <данные изъяты> кв.м., <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. и квартира № общей площадью <данные изъяты>
На основании распоряжения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № объекту недвижимости – одноэтажному нежилому зданию с жилыми помещениями, литер <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, согласно выписок из реестра государственного имущества <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированному по адресу: <адрес>, согласно свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ установлен адрес: <адрес>.
Распоряжением Министерства природных ресурсов, земельный отношений и имущественных отношений Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № закреплено право оперативного управления за Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Учебный центр министерства труда и занятости населения Оренбургской области» на объект недвижимости –жилое помещение, квартиру № по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
Распоряжением Министерства природных ресурсов, земельный отношений и имущественных отношений Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № закреплено право оперативного управления за Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Учебный центр министерства труда и занятости населения Оренбургской области» на объект недвижимости –жилое помещение, квартиру № по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
Согласно кадастрового паспорта квартира № по адресу: <адрес>, является жилым помещением, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, квартира № по адресу: <адрес> является жилым помещением, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №.
Истцом предоставлено подтверждение об обращении к ответчикам с заявлением о передаче квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в собственность в порядке приватизации.
В силу статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно положений частей 1,2 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Между <данные изъяты> и Ивановым А.А. заключен договор найма жилого помещения, по условиям которого нанимателю предоставлена во временное пользование <адрес> в <адрес>.
Из домовой книги по адресу <адрес>, следует, что по указному адресу Иванов А.А. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, Иванова С.Б. и Иванов И.А. с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что решение о распределении Иванову А.А. спорной квартиры принято с соблюдением требований жилищного законодательства.
Право пользования спорным жилым помещением возникло у Иванова А.А. в установленном законом порядке на условиях договора социального найма в соответствии с требованиями ст. ст. 60 - 64 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (с 23 декабря 1992 года Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений, подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года №4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
При этом указанный закон под жилищным фондом понимал совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, в том числе общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В силу действовавшей на момент предоставления спорного жилого помещения ст. 50 Жилищного кодекса РСФСР, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем-жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
После введения в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации договор социального найма требовал его заключения в письменной форме. Действиями, свидетельствующими о заключении договора, считались вселение лиц, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в установленном законом порядке, на основании ордера в предоставленное жилое помещение, фактическое проживание там и оплата коммунальных платежей по нормам социального жилья.
Согласно ст. 53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
В соответствии со ст. 54 ЖК РСФСР граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую на условиях, установленных законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.
Согласно положений ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, в частности жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе находится, передается в муниципальную собственность городов и районов.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2006 года, утв.постановлением Президиума РФ от 07 и 14.06.2006 года).
Из представленных распоряжений Министерства природных ресурсов, земельный отношений и имущественных отношений Оренбургской области правообладателем квартиры по адресу: <адрес>, являлись на праве оперативного управления сначала Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессионального училища № г.Оренбурга, а затем Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр министерства труда и занятости населения Оренбургской области».
Тем самым, ответчик Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр министерства труда и занятости населения Оренбургской области», как государственное учреждение, в оперативное управление которого передана вышеуказанная квартира, статьей 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № наделен полномочиями по передаче истцу в собственность жилого помещения (квартиры).
В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый имеет право иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.По положениям ст.8 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Согласно ст.7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-I, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Согласно п.7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утв. решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ № для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы: заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя (приложения 1, 2); документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением; справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано; в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Примерного положения, документ органов опеки и попечительства.
В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъясняется, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения, которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Из материалов дела следует, что истец в настоящее время приватизированного жилья в собственности не имеет, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Факт обращения Иванова А.А. по вопросу приватизации спорного жилого помещения подтвержден документально и кроме того, ответчиками не оспаривается. Супруга истца Иванова С.Б. и сын Иванов И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказываются от приватизации квартиры
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истец имеет право на приватизацию спорной квартиры, а также на заключение договора на передачу в собственность в порядке приватизации вышеназванной квартиры.
Изложенное в совокупности позволило суду сделать вывод о том, что истец имеет право приобрести в собственность в порядке приватизации занимаемое по договору социального найма жилое помещение, находящееся в федеральной собственности. При этом, суд учитывает, что право истца на приватизацию не может быть связано с невыполнением обязанности по обеспечению возможности нанимателя квартиры реализовать свое право на приватизацию, предусмотренную законом.
В этом случае в силу положений п.1 ст. 235 ГК РФ право собственности <адрес> на вышеуказанную квартиру утрачивается и подлежит прекращению в судебном порядке.
В том же случае в силу совокупности положений п.3 ст. 299, п.1 ст. 235 ГК РФ право оперативного управления Государственного автономного учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр министерства труда и занятости населения <адрес>» в отношении той же квартиры также утрачивается и подлежит прекращению.
Изложенное в совокупности позволило суду сделать вывод о том, что исковые требования Иванова А.А. о признании права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку доказательства, свидетельствующие об обратном в материалах дела отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Иванова А.А. к Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования «Учебный центр министерства труда и занятости населения Оренбургской области», Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании права собственности в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Ивановым А.А. право собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.А.Маслова
Мотивированный текст решения изготовлен 30 декабря 2016 года.
Судья Л.А.Маслова