Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ |
г. Георгиевск |
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе: | |
Председательствующего судьи |
Лавренченко Т.А., |
при секретаре |
Руденко Э.В., |
с участием |
|
заявителя |
ФИО1, |
представителя заявителя по ордеру адвоката |
ФИО4, |
представителя лица, бездействие которого оспаривается, по доверенности |
ФИО5, |
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании бездействия государственного органа,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия государственного органа, в котором просит признать незаконным бездействие УФМС по СК, выразившееся в не предоставлении ему государственной услуги по выдаче вида на жительство; обязать УФМС по СК устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав и свобод, и препятствия к их осуществлению путем рассмотрения его заявления о выдаче вида на жительство.
В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель адвокат ФИО4, действующая на основании ордера, заявленные требования поддержали и в их обоснование пояснили, что ФИО1 является гражданином Республики Армения. С 2011 года он находится на территории Российской Федерации, состоит на миграционном учете по месту пребывания по адресу: <адрес>.
В соответствии с решением УФМС РФ по СК от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получил разрешение на временное проживание на территории РФ, срок действия которого истекает ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ, воспользовавшись правом, предоставленным ему ст.8 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ФИО1 обратился в отдел УФМС по СК в <адрес> и <адрес> с заявлением о выдаче ему вида на жительство, о чем ему была выдана справка.
В ходе рассмотрения заявления ФИО1 работниками отдела УФМС РФ по СК в <адрес> и <адрес> с целью выявления оснований для отказа в выдаче вида на жительство были направлены необходимые запросы в различные организации и учреждения, на которые были получены ответы. При этом обстоятельств, препятствующих получению ФИО1 вида на жительство, выявлено не было.
В мае 2014 года во время очередного посещения отдела УФМС РФ по СК в <адрес> и <адрес> ФИО1 стало известно, что, несмотря на все произведенные действия, до настоящего времени его заявление вместе с приложенными к нему документами УФМС РФ по СК не рассмотрено. При этом причина не рассмотрения не указана. Кроме того, он был ознакомлен с материалами дела по его заявлению и даже получил его копию.
В соответствии с положениями действующего законодательства общий срок предоставления государственной услуги по выдаче вида на жительство составляет 6 месяцев с момента принятия соответствующего заявления. По результатам рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство орган ФМС в установленные сроки принимает решение о выдаче вида на жительство либо об отказе в выдаче вида на жительство с последующим уведомлением (извещением) заявителя о принятом решении и предоставлением возможности его обжалования. Однако до настоящего времени заявление ФИО1 о выдаче вида на жительство не рассмотрено, никакого решения органом ФМС не принято. В связи с изложенным просят признать незаконным бездействие УФМС по СК и обязать государственный орган устранить допущенные нарушения.
Полномочный представитель лица, бездействие которого оспаривается, – УФМС по СК – заместитель начальника отдела УФМС России по СК в <адрес> и <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, требования ФИО1 не признала и пояснила, что решением УФМС России по СК № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было предоставлено разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.8 ФЗ №115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
Таким образом, заявление ФИО1 о выдаче вида на жительство могло быть принято к рассмотрению не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Однако, согласно регистрационным учетам отдела УФМС России по СК в <адрес> и <адрес>, соответствующее заявление от ФИО1 официально не поступало, поэтому и рассмотреть его не представляется возможным. Более того, срок действия разрешения на временное проживание ФИО1 истекает ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ему необходимо обратиться в орган ФМС с заявлением о продлении разрешения на временное проживание и только после этого с заявлением о выдаче вида на жительство, а в настоящее время принять от него такое заявление также не представляется возможным, поскольку до истечения срока действия разрешения на временное проживание осталось менее шести месяцев.
Выслушав лиц, участвующих деле, исследовав письменные доказательства, суд считает требования ФИО1 подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
В соответствии со ст.46 Конституции РФ, ч.1 ст.254 ГПК РФ и ст.1 ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению гражданина были нарушены его права и свободы или созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст.2 Федерального закона №115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
В соответствии со ст.8 Федерального закона №115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.
В силу абз.7 ч.1 ст.2 ФЗ №115-ФЗ, вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
В соответствии с п.59 Административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 22 апреля 2013 года №215, предоставление государственной услуги по выдаче вида на жительство включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрация заявления;
рассмотрение заявления;
формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственной услуги;
принятие решения по результатам рассмотрения заявления;
направление уведомления о принятом решении;
осуществление административных процедур при подаче заявления в электронной форме;
оформление и выдача вида на жительство.
В силу положений Административного регламента, основанием для начала предоставления государственной услуги является подача иностранным гражданином заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России в двух экземплярах на бланке установленной формы с приложением всех необходимых документов.
Функцию приема заявления осуществляют структурные подразделения территориального органа ФМС России.
При приеме заявления к рассмотрению факт проверки, а также подлинность подписи заявителя на бланке заявления удостоверяются подписью сотрудника, принявшего заявление к рассмотрению.
Заявление, поданное заявителем лично в территориальный орган ФМС России, регистрируется в день его приема от заявителя по журналу учета входящих документов. При этом заявителю выдается справка (по форме, утвержденной Административным регламентом, подтверждающая прием заявления к рассмотрению.
Заявление, зарегистрированное в территориальном органе ФМС России, считается принятым к рассмотрению и возврат его заявителю без рассмотрения в соответствии с настоящим Административным регламентом не допускается.
Заявитель информируется о сроке рассмотрения его заявления и порядке получения вида на жительство, а также об основаниях отказа в выдаче вида на жительство, установленных Федеральным законом.
В соответствии с п.18 Административного регламента общий срок предоставления государственной услуги составляет 6 месяцев со дня принятия заявления.
Сотрудник, получивший заявление и прилагаемые к нему документы к исполнению, формирует отдельное учетное дело, которое регистрируется по журналу учета дел постоянно проживающих иностранных граждан и лиц без гражданства
Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявления, проводит проверку заявителя и сообщенных им сведений по учетам ФМС России, территориальных органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации, службы судебных приставов, органов социальной защиты населения, органов здравоохранения и других заинтересованных органов для выявления оснований отказа в выдаче вида на жительство В течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления для рассмотрения уполномоченный сотрудник направляет межведомственные запросы.
Направление запросов допускается только с целью предоставления государственной услуги.
Если в результате проверки не были установлены обстоятельства, являющиеся основаниями отказа в выдаче вида на жительство, принимается решение о выдаче вида на жительство.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче вида на жительство оформляется в виде заключения, утверждаемого руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем, наделенным соответствующими полномочиями.
Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявления, вводит в базу данных ГС ПВДНП информацию о результатах проведенных по заявлению проверок, за исключением случаев, когда результаты проверок поступили в форме электронного документа, и о решении, принятом по заявлению. Ответы на запросы, результаты проверок, заключение приобщаются к материалам учетного дела.
В течение 3 рабочих дней, следующих за днем принятия решения, сотрудник, рассматривавший заявление, направляет заявителю уведомление о результате рассмотрения заявления с указанием номера и даты принятия решения, а в случае принятия решения об отказе в выдаче вида на жительство также и оснований отказа.
В соответствии с п.41 Административного регламента заявление о выдаче вида на жительство и документы к рассмотрению не принимаются:
если нарушены требования к форме и содержанию заявления;
при наличии фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных;
если отсутствуют документы, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием единого портала;
если представленные документы не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
если со дня получения разрешения на временное проживание не прошло 6 месяцев, за исключением иностранных граждан, указанных в абзаце шестом пункта 2 Административного регламента;
если срок действия разрешения на временное проживание составляет менее 6 месяцев;
если иностранный гражданин в качестве документа, удостоверяющего личность, представляет документ, выданный в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе паспорт моряка, или документ, срок действия которого составляет менее 6 месяцев, или недействительный документ;
если заявитель находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания (проживания).
Как установлено в судебном заседании, заявитель ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является гражданином Республики Армения. Решением УФМС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ему, как иностранному гражданину, было разрешено временное проживание на территории РФ сроком на три года – до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ, то есть более чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание, ФИО1 обратился в отдел УФМС РФ по СК в <адрес> и <адрес> с заявлением о выдаче вида на жительство, приложив необходимые документы.
В силу положений п.18 Административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 22 апреля 2013 года №215, указанное заявление должно было быть рассмотрено в шестимесячный срок с момента его поступления, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени заявление ФИО1 не рассмотрено, решение о выдаче ему вида на жительство либо об отказе в выдаче вида на жительство не принято и до сведения заявителя не доведено.
Из объяснений представителя лица, чье бездействие оспаривается, ФИО5 в судебном заседании следует, что заявление ФИО1 о выдаче вида на жительство в отделе УФМС России по СК в <адрес> и <адрес> не регистрировалось, что, по ее мнению, говорит о том, что такое заявление от него не было принято, в связи с чем рассмотреть его не представляется возможным. Более того, поскольку в настоящее время срок действия разрешения на временное проживание истекает, заявителю необходимо сначала обратиться в орган ФМС с заявлением о его продлении и только после этого подавать заявление о выдаче вида на жительство.
Суд критически относится к указанным доводам и считает их несостоятельными, поскольку из представленной заявителем справки по форме, утвержденной Административным регламентом, заверенной печатью подразделения ФМС, следует, что ДД.ММ.ГГГГ специалистом I разряда отдела УФМС России по СК в <адрес> и <адрес> ФИО6 заявление ФИО1 о выдаче вида на жительство принято к рассмотрению. При этом то обстоятельство, что данное заявление и соответствующее учетное дело зарегистрировано не было, в данном случае существенного значения не имеет, поскольку ФИО1 совершил все требуемые от него действия и был вправе рассчитывать на то, что его заявление, поданное в полном соответствии с требованиями законодательства, будет в установленный законом срок надлежащим образом уполномоченным органом рассмотрено, а потому он не должен совершать какие-либо дополнительные действия, как то вновь подавать заявление о выдаче вида на жительство, обращаться с заявлением о продлении разрешения на временное проживание и другое, равно как и не может нести ответственность за неисполнение органом ФМС возложенных на него функций.
Более того, в ходе подготовки дела к судебному разбирательству ФИО1 представил суду незаверенную копию учетного дела по его заявлению о выдаче вида на жительство, наличие которой орган ФМС отрицает. Между тем, из сообщений ИФНС России по <адрес> отдела УФССП РФ по СК и МУЗ «Георгиевская центральная поликлиника», поступивших в ответ на запросы суда, следует, что в феврале 2014 года имели место запросы Отдела УФМС России по СК в <адрес> и <адрес> об истребовании информации в отношении ФИО1, на которые указанными организациями были даны официальные ответы с регистрацией в журналах исходящей корреспонденции, что свидетельствует о том, что работа по заявлению ФИО1 частично проводилась, информация, предусмотренная Административным регламентом, была истребована.
Все изложенное в целом, по мнению суда, свидетельствует о принятии заявления ФИО1 о выдаче вида на жительство к рассмотрению органом ФМС.
Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При существующих обстоятельствах, принимая во внимание совокупность приведенных выше доводов, суд признает заявление ФИО1 обоснованным и считает необходимым возложить на УФМС по СК обязанность по устранению в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод гражданина и препятствий к осуществлению его прав и свобод путем рассмотрения его заявления о выдаче вида на жительство, принятого к рассмотрению ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями Административных регламентов и положений законодательства, регулирующего правовое положение иностранных граждан, с принятием по его результатам соответствующего решения и доведением его до сведения заявителя.
В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) государственного органа в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его права.
Как установлено в судебном заседании срок рассмотрения заявления ФИО1 о выдаче вида на жительство, поданного им ДД.ММ.ГГГГ, истекал ДД.ММ.ГГГГ, то есть именно с этого момента он узнал или должен был узнать о нарушении его права.
В силу ч.1 ст.256 ГПК РФ, ФИО1 обладал правом оспорить бездействие УФМС РФ по СК в трехмесячный срок – до ДД.ММ.ГГГГ. Фактически он обратился в суд с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами предусмотренного законом срока.
ФИО1 заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд за защитой его прав и свобод по тем основаниям, что он, узнав, что его заявление о выдаче вида на жительство не рассмотрено, обращался в ФМС России, надеясь урегулировать спор в досудебном порядке. Поскольку до настоящего времени ответы на его обращения не поступили, он был вынужден обратиться в суд.
Учитывая конституционное право каждого гражданина на судебную защиту нарушенного права или законного интереса, суд считает возможным восстановить заявителю срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия государственного органа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
(░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.)
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.