Дело № 2-220/2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2016 года с.Русский Камешкир
Лопатинский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Костиной Т.Г.,
с участием помощника прокурора Камешкирского района Пензенской области Бычкова Ю.Н.,
истца Бучакчинской Т.Д.,
представителя ответчика администрации Камешкирского района Пензенской области Чернухиной И.А., действующей на основании доверенности,
при секретаре Первушкиной Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Постоянного судебного присутствия в с.Русский Камешкир Камешкирского района Пензенской области гражданское дело по иску прокурора Камешкирского района Пензенской области в интересах Бучакчинской Татьяны Дмитриевны к администрации Камешкирского района Пензенской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Камешкирского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование своих требований на то, что прокуратурой Камешкирского района была проведена проверка соблюдения на территории <адрес> федерального законодательства о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установлено, что Бучакчинская Татьяна Дмитриевна, <дата> года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать ФИО1 умерла <дата> (свидетельство о смерти от <дата> года), а отец ФИО2 лишен родительских прав решением <адрес> районного суда <адрес> от <дата> года.
В соответствии с постановлением администрации <адрес> от 25.12.2013 №395 «О включении гражданки Бучакчинской Татьяны Дмитриевны, <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» Бучакчинская Т.Д. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Какое-либо жилое помещение за Бучакчинской Т.Д. органом местного самоуправления не закреплялось.
Однако до настоящего времени в нарушение требований законодательства жилое помещение Бучакчинской Т.Д. не представлено.
Просил обязать ответчика – администрацию <адрес> предоставить Бучакчинской Т.Д. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи из одного человека по договору социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора Бычков Ю.Н. исковые требования поддержал, уточнив срок исполнения до <дата>, дал объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.
Истец Бучакчинская Т.Д. исковые требования поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные прокурором, дополнительно пояснив, что в настоящее время она проживает с бабушкой ФИО3. в доме, принадлежащем мужу бабушки ФИО4., своего жилья не имеет. Просила иск прокурора удовлетворить.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО5., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме, суду пояснила, что действительно Бучакчинская Т.Д. является сиротой и осталась без жилья, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям с<адрес> жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений <адрес> <адрес>.
Представители третьих лиц Министерства труда, социальной защиты и демографии <адрес>, администрации <адрес> сельсовета <адрес> в судебное заседание не явились, о его месте и времени были извещены надлежащим образом, в заявлении просят рассмотреть дело в их отсутствии, не возражают против удовлетворения исковых требований прокурора.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования прокурора района в интересах Бучакчинской Т.Д. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд пришел к выводу о соответствии заявленных требований закону по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в ст. 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Часть 3 ст.40 Конституции РФ предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно положениям ч.3 ст.49 ЖК РФ – жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, действовавшего до 01 января 2013 года,дети-сироты идети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числадетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, подлежали обеспечению жилыми помещениями по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях,детскихдомах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, вступившей в силу с 01 января 2013 года, предоставление жилых помещенийдетям-сиротамидетям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числадетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч.1 ст.5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 года № 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта квартиры или жилые дома специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений общей площадью жилого помещения, равной 30 квадратным метрам (далее - жилые помещения специализированного жилищного фонда).
Размер общей площади жилого помещения специализированного жилищного фонда, предусмотренный абзацем первым настоящей части, может быть изменен, но не более чем на пять квадратных метров.
Пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В определении от 05.02.2009 г. № 250-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
В соответствии с п.п.1-6 ч.3 ст.1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 г. № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти Пензенской области органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями:
1) принятие решения о включении (отказе во включении) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список) лиц, указанных в части 1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области";
2) приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и отнесение его к жилым помещениям для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются;
5) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
6) заключение договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в случае, предусмотренном абзацем вторым части 6 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В судебном заседании установлено, что мать ФИО1. умерла <дата> (л.д.27), её отец ФИО2 лишен родительских прав на основании решения Камешкирского районного суда <адрес> от <дата> (л.д.28-29).
Согласно данным, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д.32), отсутствуют сведения о правах Бучакчинской Т.Д. на объекты недвижимого имущества.
Согласно данным администрации <адрес> сельсовета <адрес> <адрес> от <дата> Бучакчинская Т.Д. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, в состав семьи входят дедушка ФИО4 сестра ФИО6., бабушка ФИО3., брат ФИО7 тетка ФИО8., ФИО9. (л.д.15).
Постановлением администрации <адрес> № от <дата> Бучакчинская Т.Д. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенным жилым помещением применительно к условиям соответствующего населенного пункта (л.д.18).
На основании ч.2 ст.5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 г. № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» жилые помещения специализированного жилищного фонда лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляются по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) уполномоченными органами.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, проживающим на территории сельского района, с их согласия могут быть предоставлены в границах другого населенного пункта, находящегося в границах данного сельского района.
Таким образом, учитывая, что детям-сиротам жилые помещения предоставляются по договорам социального найма органом местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, что Бучакчинская Т.Д. в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления ей жилого помещения по договору социального найма, так как, данная гарантия на жилое помещение предусмотрена Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года, и исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Камешкирского района Пензенской области в интересах Бучакчинской Татьяны Дмитриевны удовлетворить.
Обязать администрацию Камешкирского района Пензенской области предоставить Бучакчинской Татьяне Дмитриевне, <дата> рождения, уроженке с. <адрес> в срок до <дата> года жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи из одного человека по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия.
Судья Т.Г.Костина