№2-6786/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2016 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Волковой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки по тем основаниям, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе ГСК напротив <адрес> выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов с координатами С.Ш. 61°47"27", В.Д. 34°18"33". Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Поскольку наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, Карельский межрайонный природоохранный прокурор просит с учетом уточненных исковых требований обязать администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в районе ГСК напротив <адрес> (географические координаты свалки ТБО С.Ш. 61°47"27", В.Д. 34°18"33").
В судебном заседании помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора поддержала заявленные требования. Не возражала против установления администрации Петрозаводского городского округа срока для ликвидации несанкционированной свалки до ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация Петрозаводского городского округа в судебное заседание своего представителя не направила, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представила отзыв, согласно которому иск не признает, в случае удовлетворения иска просит суд предоставить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, заслушав сторону истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой было выявлено, что на территории Петрозаводского городского округа в районе ГСК напротив <адрес> выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов с координатами С.Ш. 61°47"27", В.Д. 34°18"33", что также подтверждается актом обследования санитарного состояния территорий Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.
На момент рассмотрения дела судом несанкционированная свалка на вышеуказанной территории не ликвидирована, что не оспаривалось стороной ответчика.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон «Об охране окружающей среды») и ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст.3 Закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст.3 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон №89-ФЗ).
В силу ст.4 Закона №89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии сч.5 ст.12 Закона №89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Согласно ч.1 ст.13 Закона №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений. Аналогичное положение содержится в ч.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов (ч.2 ст.8).
На основании ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
В соответствии со ст.2 указанного закона благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Пунктом 2 ст.5 «Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе», утвержденных Решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 №27/27-414 предусмотрено, что организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков и прилегающих к ним территорий с учетом требований о размере территорий, установленных пунктами 9, 10, 13, 15, 16, 17 статьи 5, пунктом 6 статьи 21 настоящих Правил.
Определение границ прилегающих территорий для уборки оформляется путем заключения между организациями, физическими лицами и администрацией Петрозаводского городского округа договора о закреплении территории для уборки с составлением схематической карты уборки, один экземпляр которой хранится в Администрации Петрозаводского городского округа, а второй у организации и физического лица.
В соответствии с п.7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
При этом согласно примечанию к п.7.8 ГОСТ 30772-2001 в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлены доказательства подтверждающие заключение между администрацией Петрозаводского городского округа и ГСК напротив <адрес> договора о закреплении территории для уборки с составлением схематической карты уборки в силу п.2 ст.5 Правил, более того, ответчиком представлен акт обследования санитарного состояния территорий Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, по которому в районе <адрес> выявлена несанкционированная свалка; данная свалка расположена на территориях общего пользования, в аренду физическим и юридическим лицам не предоставлялись.
Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, обязанность по ликвидации установленной в ходе проверки несанкционированной свалки должна быть возложена на администрацию Петрозаводского городского округа.
На основании изложенного, в связи с тем, что наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку с географическими координатами С.Ш. 61°47"27", В.Д. 34°18"33", расположенную в районе ГСК напротив <адрес> Республики Карелия, при этом предоставить срок для ликвидации несанкционированной свалки до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в районе ГСК напротив <адрес> в г.Петрозаводске Республики Карелия в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Л. Чернобай
Мотивированное решение составлено 26.07.2016.