Дело № 33а-2112/2019 Председательствующий в первой
Категория 019а инстанции Богаевская Т.С.
докладчик в апелляционной
инстанции Дудкина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июня 2019 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Бабича В.В.,
судей: Дудкиной Т.Н., Артамоновой Т.А.
при секретаре: Дубровой А.В.
при участии:
административного истца Вегеш В.И.,
представителя административного ответчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вегеш В.И. к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованное лицо - Управление градостроительной политики Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконными решений, бездействия, по апелляционным жалобам Вегеш В.И. , Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 13 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вегеш В.И. обратился в суд с иском к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, уточнив требования, просил признать незаконными решения Департамента, изложенных в письмах от 19.11.2018 г. №, от 12.12.2018 г. № и от 17.12.2018 г. №; признать незаконным бездействие в виде не подготовки проекта распоряжения Губернатора города Севастополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Вегешу В.И. площадью 6815 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, пай № (контур №) в соответствии со схемой раздела земель ЗАО «С.Перовской» на вид разрешенного использования отдых (рекреация), обязании Департамента подготовить проект Губернатора г. Севастополя об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, принадлежащего Вегешу В.И., о чем сообщить суду и Вегешу В.И. в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 13 февраля 2019 года административные исковые требования Вегеш В.И. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя, утвержденное Директором Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя об отказе в принятии решения по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего на праве собственности Вегешу В.И. площадью 6815 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного в г. Севастополе Нахимовский район пай № (контур №) в соответствии со схемой раздела земель ЗАО «С.Перовской», принятое 07.11.2018 г.
Обязано Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя повторно рассмотреть заявление Вегеша В.И. по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью 6815 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, пай № (контур №) в соответствии со схемой раздела земель ЗАО «С. Перовской», о чем сообщить суду и Вегешу В.И. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части иска отказано.
На данное решение сторонами поданы апелляционные жалобы.
Апелляционные жалобы мотивированы нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба административного истца мотивирована неправильным определением обстоятельств, имеющих значения для дела.
Суд первой инстанции, установив нарушение норм материального права (п.10 Временного порядка), не указал данный факт в резолютивной части решения.
Неверный вывод суда относительно отсутствия бездействия административного ответчика, поскольку решением Комиссии от 07.11.2018 г. истцу отказано в изменении вида разрешенного использования участка.
Истец указывает – письмо ответчика от 07.11.2018 г. не является решением, а ответом на обращение, которые рассматриваются в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Апелляционная жалоба административного ответчика мотивирована нарушением норм материального права, не применением закона, подлежащего применению. Судом не приняты во внимание доводы относительно невозможности изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка.
В судебном заседании стороны апелляционные жалобы поддержали, по изложенным в них обстоятельствам, просили удовлетворить.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Вегеш В.И. является собственником земельного участка, площадью 6815 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного в г. Севастополе Нахимовский район пай № (контур №) в соответствии со схемой раздела земель ЗАО «С.Перовской» на основании договора купли - продажи от 28.11.2017 г. Согласно кадастровой выписки данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «для ведения товарного сельскохозяйственного производства».
13.02.2018 г. Вегеш В.И. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Севастополя с заявлением о рассмотрении вопроса об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка на желаемый вид - 5.0 – «отдых (рекреация)» согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540, приложив обоснование возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, правоустанавливающие документы на земельный участок.
Ответом Департамента № от 22.03.2018 г. истцу сообщено, что его заявление и прилагаемые к нему материалы на основании п. 8 Временного порядка переданы на рассмотрение Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя.
21.04.2018 г. истцу на его запрос направлен ответ Департамента № о том, что документы переданы на рассмотрение Комиссии.
Решением Комиссии от 20.04.2018 г. постановлено провести публичные слушания в случае согласования Департаментом сельского хозяйства изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Решением Комиссии от 07.11.2018 г. рекомендовано не принимать решение по заявлению Вегеша В.И. по изменению вида разрешенного использования земельного участка в связи с тем, что изменение вида разрешенного использования земельного участка приведет к нарушению положений технических регламентов, к снижению фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения. Также заявителем не представлены предложения по мероприятиям водоотведения в водоохранной зоне (ст. 65 Водного кодекса РФ).
Аналогичный ответ дан истцу 12.12.2018 г.
Согласно ответу ответчика от 25.01.2019 г. подготовка распоряжения губернатора г. Севастополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка не представляется возможной в связи с тем, что протокол заседания комиссии от 20.04.2018 г. не утвержден председателем комиссии. При вынесении вопроса на повторную комиссию, которая состоялась 07.11.2018 г., протокол № комиссия приняла решение рекомендовать не принимать решение по изменению вида разрешенного использования земельного участка по основаниям, изложенным в выписке из решения Комиссии.
Удовлетворяя административные исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из их обоснованности и доказанности заявленных требований.
Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципами земельного законодательства являются, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено п. 1 ст. 7 ЗК РФ, в том числе названы земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
Согласно статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ч.5).
Согласно пункту 4 Закона города Севастополя от 25.07.2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" положения, предусмотренные статьями 3, 6, 8
Федерального закона N 101-ФЗ, применяются в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, для которых определен (установлен) вид разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" либо любой из видов разрешенного использования, который включается в данный вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Процедура изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории города Севастополя урегулирована Временным порядком изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Севастополя", утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 14.12.2015 г. N 1210-ПП, разработанным в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьи 13 Закона города Севастополя от 25.07.2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
Согласно пункту 3 статьи 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний. Указанные общественные обсуждения или публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3, 4, 7 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Согласно статье 13 Закона города Севастополя №46-ЗС до 1 января 2019 года предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной собственности, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляется вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории. Правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования.
Таким образом, до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки территории муниципального образования изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид является прерогативой главы местной администрации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок, принадлежащий Вегеш В.И. отнесен к категории: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования для ведения товарно- сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 6 Порядка предусмотрены основания для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства), которыми являются следующие обстоятельства:
1) изменение вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) противоречит градостроительной документации, утвержденной после 18 марта 2014 года в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) строительство (реконструкция) планируемого объекта (объектов) капитального строительства в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) приведет к нарушению положений технических регламентов;
3) строительство (реконструкция) объекта (объектов) капитального строительства в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) приведет к снижению фактических показателей обеспеченности территории, на которой расположен земельный участок (объект капитального строительства), объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и (или) фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения. При разрешении вопроса о наличии обстоятельств, указанных в подпункте 3 настоящего пункта, учитываются предложения заинтересованного лица (при их наличии), которые оно имеет право направить в адрес уполномоченного органа, относительно форм и объемов его участия в развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктур города Севастополя.
Суд первой инстанции, проанализировав решение, принятое комиссией по подготовке правил землепользования и застройки г. Севастополя по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков от 07.11.2018 года суд обоснованно отметил, что решение воспроизводит положения пп. 2 и 3 п. 6 Порядка, вместе с тем, истцом не заявлялось о строительстве каких-либо объектов капитального строительства на указанном земельном участке. Также отсутствуют сведения о ведущихся либо планируемых строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, и в своем заявлении об изменении вида разрешенного использования земельного участка истец указывал на изменение вида разрешенного использования земельного участка без права на строительство объектов капитального строительства.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции, что выбранное основание для отказа в данном случае не относится к конкретно поданному заявлению истца, поскольку вышеуказанные основания касаются случаев строительства объектов капитального строительства, о чем административный истец не заявлял. Кроме того, ссылаясь на нарушение положений технических регламентов, снижение технических показателей ответчик не указывает на конкретные регламенты и показатели и установлены ли они для испрашиваемого вида разрешенного использования.
Также верным является вывод суда первой инстанции, что в связи с проведенными по заявлению публичными слушаниями от 28.08.2018 г., отсутствовали основания для повторного принятия Комиссией решения по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка. В решении Комиссии по этому же вопросу от 20.04.2018 г. вышеуказанные основания не упоминались.
Доводы апелляционных жалоб правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на нормах законодательства не применяемых в спорных правоотношениях, и не влекут отмену решения, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 13 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Вегеш В.И. , Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: