Дело № 2-5697/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 августа 2014 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Жиленко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Труфанова В.Н. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Труфанов В.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Требования мотивированы следующим.
Заявитель является собственником вышеуказанного земельного участка. С целью получения разрешения на строительство жилого дома Труфанов В.Н. обратился в ГУАиГ Администрации г. Ижевска с соответствующим заявлением. В выдаче разрешения на строительство ему было отказано в связи с расположением земельного участка в зоне <данные изъяты> - зоне многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой.
В судебном заседании Труфанов В.Н. доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержала, просила заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в судебное заседание не явилась, будучи уведомленной о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщила, представила письменные возражения, в которых требования не признала, просила оставить их без удовлетворения в связи с необоснованностью.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
Заявитель является собственником земельного участка по адресу: <адрес>.
<дата> года ГУАиГ Администрации г. Ижевска отказало Труфанову В.Н. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в связи с расположением принадлежащего ему земельного участка в зоне <данные изъяты> - зоне многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой.
Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.
В силу части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Заявителем оспаривается решение ГУАиГ об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от <дата> года. С заявлением об оспаривании указанного решения Труфанов В.Н. обратился в суд <дата> г., то есть в пределах установленного срока.
Рассматривая требования заявителя по существу, суд исходит из нижеследующего.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство выдаются органом местного самоуправления.
Аналогичное положение содержит статья 44 Устава МО «г. Ижевск», в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации г. Ижевска.
Пункт 2.7 "Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска", утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 N 121 (ред. от 26.10.2006) определяет, что выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществляется Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска.
Таким образом, ГУАиГ Администрации г. Ижевска обладает полномочием по принятию решений об отказе в выдаче разрешений на строительство.
Рассматривая вопрос о соответствии закону отказа в выдаче заявителю разрешения на строительство жилого дома, суд приходит к нижеследующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.
В частности, исходя из содержания пунктов 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.
Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и известны собственнику. Данный вывод вытекает из анализа положений статьи 56 ЗК РФ и статьи 280 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4 пункта 2, пунктами 3 - 6 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами; ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда; устанавливаются бессрочно или на определенный срок; сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу; подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Системное толкование вышеперечисленных норм права и статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации. При этом данное ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, лишь возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включение последних в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.
Из материалов дела следует, что в отношении земельного участка, приобретенного заявителем по договору купли-продажи от 07.04.2014 года и принадлежащего ему на праве собственности, каких-либо ограничений его прав не существует. В свидетельстве о государственной регистрации права собственности на земельный участок <номер> от <дата> года обозначено разрешенное использование последнего «эксплуатация и обслуживание жилого дома».
В рассматриваемом случае в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, какие-либо ограничения его прав не существуют, что усматривается, в том числе из кадастрового паспорта земельного участка, в котором разрешенное использование обозначено: эксплуатация и обслуживание жилого дома.
Отсутствуют сведения об ограничении прав заявителя и в свидетельствах о государственной регистрации его прав на земельный участок.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением Администрации г. Ижевска "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <номер> по ул. <адрес>" от <дата> года №<номер>, определяет правовой режим земельного участка для застройки.
Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской Думы г. Ижевска 27.11.2007 г. №344, определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников по возведению объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон.
Согласно подпунктам 2 и 6 пункта 7 вышеназванных Правил градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Доказательств наличия такое опасности суду не представлено.
При этом суд отмечает, что в положениях статьей 2, 18 и 51 ГрК РФ также не содержится запрета на осуществление и возведение жилого дома, но предусмотрено, что строительство жилого дома должно осуществляться на основе градостроительных норм, а разрешение на строительство должно подтверждать соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с кадастровым планом земельного участка по ул. <адрес> разрешенным видом использования является эксплуатация и обслуживание жилого дома, что не противоречит градостроительному паспорту земельного участка.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для запрета в осуществлении заявителю строительства жилого дома по ул. <адрес>
Отказ в выдаче разрешения на строительство свидетельствует об ограничении права собственника без предусмотренных на то законных оснований.. д приходит к выводу об отсутствии оснований для запрета в осуществлении истцом строительства нового индив
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:Заявление Труфанова В.Н. об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от <дата> г. в выдаче Труфанову В.Н. разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанность по выдаче Труфанову В.Н. разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме вынесено председательствующим на компьютере в совещательной комнате.
Председательствующий судья Н.В. Кузнецова