--
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- 11 ноября 2015 года
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Знатновой Н.В.,
при секретаре Сун Е.А.,
с участием: истца --1,
представителя ответчика администрации -- --2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению --1 к администрации --, третьему лицу- Министерству транспорта и строительства -- о возложении обязанности на администрацию -- включить в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский -- в августе 2013 года для предоставления мер социальной поддержки на цели капительного ремонта,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском, в котором просит обязать администрацию -- включить его в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков в августе-сентябре 2013 года на территории Новокиевского -- для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения пострадавшего в результате ЧС 2013 года.
В обоснование предъявленных требований истец указал следующее.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ч.1 ст.18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного их здоровью и имуществу в результате чрезвычайной ситуации.
В августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера - обильного выпадения осадков, на территории Новокиевского сельсовета --, его дом, расположенный по адресу: -- А, --, был подтоплен.
Данное жилое помещение принадлежит истцу на основании договора приватизации от --.
Истец проживает в данном доме, в том числе проживал на момент чрезвычайной ситуации, что подтверждается справкой администрации Новокиевского сельсовета.
В результате подтопления жилое помещение было повреждено, а именно, произошла деформация полов, уклон балок, плинтуса оторваны от стен, кладка печи растрескалась, фундамент под печью разрушен.
Данное обстоятельство подтверждается актом обследования жилого помещения -- от --.
Принимая во внимание факт причинения ущерба дому, факт постоянного проживания в указанном доме, в том числе на момент чрезвычайной ситуации, факт повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, факт владения жилым помещением на праве собственности, истец обратился в администрацию -- с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта. -- признала его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в августе 2013 года, но не включила в список.
Суд признал за супругой --3 право на включение её в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, мер поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения.
Поскольку подтопление жилого дома привело к повреждению его конструктивных элементов, истец полагает, что он имеет право на получение мер социальной поддержки на цели капитального ремонта.
В судебном заседании истец --1 уточнил исковые требования, просил обязать администрацию -- включить его в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшим в августе-сентябре 2013 года на территории Новокиевский -- для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года, обратить решение суда к немедленному исполнению.
Все установленные комиссией дефекты домовладения проявились сразу же после ухода воды из подполья в августе- сентябре 2013 года, и последующего за подтоплением дома зимнего периода, ранее этих дефектов не было. После наводнения, весною в доме стали проявляться его повреждения, возникла необходимость проведения ремонта.
В судебном заседании представитель ответчика администрации -- --2, действуя на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, пояснила, что отсутствует причинно-следственная связь между выявленными -- комиссией дефектами элементов конструкций домовладением истца и произошедшим наводнением в августе 2013 года на территории Новокиевского сельсовета --. В техническом паспорте указано, что процент износа жилого помещения составляет 52%, он введен в эксплуатацию с 1978 года, поэтому те повреждения, которые имеются могли возникли не в результате чрезвычайной ситуации, а вследствие длительной эксплуатации. Считает, что имеет место значительный износ жилого дома. Не имеется доказательств обследования помещения в период объявления чрезвычайной ситуации 2013 года. Все те действия, которые требовались от администрации, она произвела: составила акт обследования, включила в список пострадавших. Самостоятельных денежных средств на устранение последствий чрезвычайной ситуации у администрации не имеется, трансферты на эти цели в 2015 году не приходили.
В письменном отзыве по существу заявленных требований истца возражала, указав, что в соответствии со статьей -- от -- --З «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта» (принят Законодательным -- --), право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее - поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее - пострадавшие граждане, граждане).
Исходя из содержания нормы закона -- от -- -- заявителям --1 и --3 администрацией -- письмом от -- -- было отказано во включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории -- и предоставлении мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, а также не была установлена причинно следственная связь повреждения несущих конструкций в связи с произошедшим наводнением в период со --.
Согласно акту обследования помещения от -- -- межведомственной комиссией по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Комиссия) утверждённой распоряжением администрации района от -- ---р было установлено, что техническое состояние в целом и отдельных основных несущих ограждающих конструкций - ограниченно-работоспособное и при обследовании обнаружены дефекты и повреждения, свидетельствующие о снижении несущей способности и эксплуатационных характеристик конструкций.
На основании установленного, был сделан вывод: признать жилое помещение общей площадью 56,6 кв.м., расположенное в одноэтажном двухквартирном жилом доме по адресу: -- А, -- нуждающимся в проведении капитального ремонта жилого помещения.
То есть, однозначно согласиться с заявлением истца, что повреждения произошли в результате наводнения не представляется возможным, так как жилое помещение, принадлежащее --1 на праве собственности не было обследовано ни до начала чрезвычайной ситуации в 2013 году, не в период чрезвычайной ситуации, ни после зимней оттайки, (а обследовано только летом 2014 года), т.е. когда могли произойти повреждения жилого дома установить невозможно.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник принадлежащего ему имущества несет бремя содержания такого, то есть гражданин --1 в силу закона должен содержать свое жилое помещение в надлежащем виде, производить текущий и капитальный ремонты.
Также, согласно имеющемуся в материалах дела техническому паспорту жилого дома по адресу -- А, -- по состоянию на -- год установлено, что дом построен фактически и запущен в эксплуатацию в 1978 году и имел процент износа -52 %, что позволяет предположить, что жилое помещение на момент объявления чрезвычайной ситуации 2013 года уже находилось в технически не исправном состоянии, повреждения, установленные при обследовании межведомственной комиссией могли произойти и до времени объявления режима ЧС в (августе-сентябре 2013 года).
Согласно ст. 6 Закона 257-ОЗ государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт (далее государственные полномочия) наделены органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории -- (далее органы местного самоуправления). Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на срок по --.
-- от -- ---ОЗ «О признании утратившим силу закона амурской области «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капительного ремонта» был признан утратившим силу -- от -- № 257-ФЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер социальной поддержки на цели капительного ремонта».
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у администрации -- полномочий по предоставлению социальной выплаты на капительный ремонт.
На основании вышеизложенного администрация -- считает свои действия обоснованными и законными.
Письменный отзыв приобщен к материалам дела.
В судебное заседание представитель третьего лица- Министерства транспорта и строительства --, рассмотрев исковое заявление --1 к администрации -- об обязании администрации -- включить истца в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский -- в августе 2013 года для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, сообщает следующее.
В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --» предусмотрена необходимость ремонта поврежденного и строительства нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения.
Так же данным Указом Президента РФ Правительству Российской Федерации предписано предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, определив порядок выделения указанных средств, а также решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, еврейской автономной области и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года. Пунктами 6, 7 данных Правил определено, что трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения. Также установлены цели, на которые трансферты могут быть направлены:
а) на реализацию мер поддержки граждан, являющихся собственниками утраченных жилых помещений, по их выбору в форме:
предоставления жилого помещения;
предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья;
б) на реализацию мер поддержки граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений;
в) на предоставление иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений и строительства жилья взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений.
Однако, в нарушение Правил, в заключении межведомственной комиссии администрации -- от -- -- о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания отсутствует причинно - следственная связь повреждений жилого помещения, требующих капитального ремонта, с чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате крупномасштабного наводнения, произошедшего в августе - сентябре 2013 на территории --.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ гражданин --1 должен представить совокупность доказательств своего права, на которое он заявляет.
Таким образом, --1 на момент объявления режима чрезвычайной ситуации проживал в жилом помещении, по адресу -- А, --, которое уже было повреждено, в результате длительного использования и несвоевременного проведения капитального ремонта.
Условия и порядок предоставления гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, на территории -- определены -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта».
-- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта» признан утратившим силу с -- в результате принятия -- от -- --.
На 2015 год иных межбюджетных трансфертов бюджету -- по реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в августе-сентябре 2013 года, не предусмотрено.
На основании изложенного, просило суд в удовлетворении исковых требований --1 к администрации -- отказать.
В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного о дате и времени рассмотрения дела третьего лица - Министерства транспорта и строительства --, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснение сторон, суд находит исковые требования --1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В настоящем судебном заседании суд рассмотрел материалы дела по имеющимся в нём доказательствам, представленным суду спорящими сторонами.
Статьей 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
В соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе 2013 года, утверждённых Постановлением Правительства РФ от -- -- «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (в ред. от --), трансферты могут быть направлены только на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, а также являющихся собственниками жилых помещений либо муниципальным образованиям с целью оказания мер поддержки гражданам, проживавшим в поврежденном жилом помещении на основании договора социального найма на момент ввода режима чрезвычайной ситуации на территории --.
-- был издан Указ Президента РФ -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --», действующий в настоящее время.
-- -- во исполнение пункта 6 указа Президента РФ -- от -- было принято постановление -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
Постановлением -- от -- -- Министерство транспорта и дорожного хозяйства преобразовано в Министерство транспорта и строительства с присоединением к нему Министерства строительства и архитектуры --.
Постановлением временно исполняющего обязанности губернатора -- от -- -- -ОБ утверждено Положение о Министерстве транспорта и строительства --, в силу которого Министерство является правопреемником Министерства строительства и архитектуры -- в части полномочий и функций в сфере градостроительства, строительного комплекса, ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Как установлено в суде Министерство транспорта и строительства согласовывает сформированные администрацией -- списки граждан по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта.
Поскольку данное Министерство согласует сформированные администрацией -- списки граждан по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта, то оно привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
-- от -- -- (далее Закон) «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе 2013 года на территории -- мер поддержки на цели капитального ремонта» определены соответствующие меры социальной поддержки гражданам, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе 2013 года на территории -- (далее - чрезвычайная ситуация), в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений (далее социальная выплата на капитальный ремонт).
Статьей 2 Закона определено понятие «повреждение жилого помещения» - это жилое помещение, в отношение которого принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с правилами ст. 3 Закона право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее - пострадавшие граждане, граждане).
Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
При этом Закон наделил органы местного самоуправления государственными полномочиями -- по предоставлению гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт на срок до --.
Право истца на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения подлежит восстановлению, поскольку в силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.
Указом Президента РФ от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в. Амурской и Магаданской областей, --» предусмотрена необходимость ремонта поврежденного и строительства нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения (п. 1).
Правительству Российской Федерации предписано предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, определив порядок выделения указанных средств (пп. «г» п. 2), а также решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (п.п. «д» п. 2).
Постановлением Правительства РФ от -- -- «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.
Условия и порядок предоставления гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, на территории -- определены -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе 2013 года на территории -- мер поддержки на цели капитального ремонта».
-- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта» признан утратившим силу с -- в результате принятия -- от -- --.
Вместе с тем, на момент возникновения спорных правоотношений -- от -- -- являлся действующим и определял условия реализации права граждан на получение компенсационных выплат. Обратной силы -- от -- -- не придано. В связи с этим нормы -- от -- -- подлежат применению при разрешении настоящего спора.
В соответствии со ст. -- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта», государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории -- (далее - органы местного самоуправления). Органам местного самоуправления передаются следующие государственные полномочия: 1) прием и рассмотрение заявлений и документов от граждан на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт; 2) формирование и утверждение списков граждан, жилые помещения которых повреждены; 3) выплата пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Из материалов дела видно, что обращение истца в администрацию -- за выплатой денежных средств на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения имело место на момент, когда -- от -- -- являлся действующим, а администрация -- была наделена государственными полномочиями по рассмотрению заявлений граждан и осуществлению гражданам компенсационных выплат.
Анализ приведенных нормативно -правовых актов позволяет суду считать, что в создавшейся спорной ситуации правовыми условиями для реализации права истца на социальную поддержку как лица, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 год на территории Новокиевского сельсовета --, и включения его в списки для социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в связи крупномасштабным наводнением жилого помещения, необходимо наличие совокупности юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о постоянном проживании лица в поврежденном в результате чрезвычайной ситуации жилом доме, наличие на него вещных прав, и отсутствие у лица другого жилья, пригодного для проживания.
Согласно акту обследования помещения -- от --, и последующего заключения --, комиссией установлены обстоятельства о том, что жилое помещение истца, находящееся по адресу; -- «представляет собой одноэтажный двухквартирный дом. Квартира -- трехкомнатная, с общей кухней, общая площадь --,6, кв. м. -- года постройки. Фундамент – бетонный ленточный, наблюдаются многочисленные трещины, отмостка возле дома имеет небольшие трещины. Наружные и внутренние стены деревянные, рубленные из бруса, наблюдается деформация стен (прогибы). Перегородки деревянные оштукатуренные. Чердачное перекрытие - деревянное балочное с щитовым пакетом из досок и утеплением чердака. Крыша - двухскатная, кровля шиферная. Окна - простые, деревянные. Двери простые деревянные. Полы деревянные дощатые наблюдается деформация полов, уклон балок, плинтуса оторваны от стен. Внутренняя отделка - штукатурка с известковой окраской стен, потолка. Отопление - печное водяное. Наблюдается растрескивание кладки печи, фундамент под печью частично разрушен. Водопровод отсутствует, электроснабжение - централизованное. Произведен частичный ремонт. Заключение комиссии: жилое помещение общей площадью 56,6 кв.м., расположенное в -- нуждается в проведении капитального ремонта».
Ответчик ссылается в своих возражениях на то, что на основании акта обследования домовладения не была установлена причинно-следственная связь между выявленными повреждениями несущих конструкций дома в связи с длительным периодом с момента происшедшего наводнения - --, в связи с чем отказано во включении в списки граждан, имеющих право на социальные выплаты для капитального ремонта его домовладения, и выплате средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения по адресу; -- «А» --.
Обратившись в суд с иском о защите нарушенного права, истец полагает о наличии у него, как пострадавшего лица в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года на территории Новокиевского сельсовета --, права на включение в списки граждан для оказания социальной помощи, за счет бюджетных средств на капитальный ремонт жилого дома по адресу: -- «А» -- подвергнутого подтоплению в период чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года, представив суду в порядке ст. 56 ГПК РФ доказательства.
Исследуя представленные спорящими сторонами доказательства, судом установлено, что истец является собственником жилого помещения по адресу -- «А» --. Данное обстоятельство подтверждено наличием в материалах дела договора о передачи жилого помещения в собственность граждан от --, зарегистрированного в администрации -- --, а также в сведениях государственного регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно указанного договора жилое помещение по адресу Новокиевский -- «А» -- передано в долевую собственность --1 и --3 в равных долях. Истец постоянно с 1987 года проживает в указанном доме, и не имеет в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, что подтверждается справкой администрации Новокиевского сельсовета --, паспортными данными о регистрации истца по указанному адресу, а также сведениями из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, из представленных истцом доказательств, судом установлены юридически значимые обстоятельства, согласующиеся с правилами ст. 3 Закона, в силу которых право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Суд не принимает доводы ответчика, полагавшего об отсутствии причинно-следственной связи между выявленными повреждениями элементов конструкций жилого дома истца и происшедшим наводнением в августе 2013 года, поскольку судом установлены фактические обстоятельства свидетельствующие, о том, что согласно данным первоначального акта осмотра жилого помещения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации-наводнения, произошедшего в августе 2013 года в селе -- «А», -- установлены обстоятельства о наличии в подполе воды уровнем в 80 см, нарушена деревянная конструкция дома подполья, подмыт фундамент, размыты завалинки.
Согласно данным информации о проведенных начислениях и выплатах за 2013 год, изложенных в справке Министерства социальной защиты населения -- --1 ГКУ АО УСЗН по -- были проведены исчисления в виде единовременной материальной помощи из средств резервного фонда РФ в сумме 10 000 рублей, а также финансовая помощь по 50000 рублей из средств резервного фонда Правительства РФ, и 50 000 финансовой помощи в виде дотации в связи с частичной утратой имущества. Установленные данные обстоятельства, суд признает их юридически значимыми, поскольку они согласуются с доводами истца о том, что дефекты конструктивных элементов его жилого помещения произошли в результате чрезвычайной ситуации в августе 2013 года, а также согласуются и с последующей реализацией прав истца на получение выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в августе 2013 года в виде единовременной помощи за частично утраченное имущество, источником финансового обеспечения которой, в соответствии Постановлением -- от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года» являются средства федерального бюджета.
Судом установлено, что --1 обратился к главе -- с заявлением о комиссионном обследовании жилого помещения в целях проведения капитального ремонта в связи с его повреждением в результате ЧС 2013 года. На основании заявления истца, -- комиссией были установлены не оспоримые обстоятельства свидетельствующие об ограниченной - работоспособности фундамента, стен, перегородок, перекрытий, окон, двери, полов, как конструктивных элементов жилого помещения. Комиссия пришла к выводу о признании жилого помещения --1 нуждающегося в проведении капитального ремонта. При этом в решениях комиссии отсутствуют выводы о том, что ограниченная работоспособность конструктивных элементов дома истца является результатом значительного физического его износа. Вместе с тем, установленная ограниченная работоспособность основных элементов конструкций жилого помещения --1 согласуется с его выводами о том, что дефекты жилого дома возникли в результате его подтопления грунтовыми водами в период чрезвычайной ситуации.
Что касается технического состояния жилого дома истца, то в представленном техническом паспорте на жилой дом истца отсутствуют сведения о дефектах конструктивных элементов жилого дома, выявленных комиссией. Стороной ответчика не представлено суду доказательств о том, что дефекты конструкций жилого дома, установленные актом межведомственной комиссии, произошли не в результате подтопления, а в результате физического износа дома в связи с длительным сроком его эксплуатации.
При таких установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах, доводы стороны ответчика об отсутствии причинно-следственной связи между выявленными комиссией дефектами конструкций жилого помещения истца в результате чрезвычайной ситуации и отсутствием сведений обследования помещения в период объявления чрезвычайной ситуации в августе 2013 года суд признает безосновательными.
Оценивая полномочия комиссии, в суде установлено, что они вынесены компетентными лицами в соответствии с действующим жилищным законодательством, и согласно пояснению истца в судебном заседании, все обнаруженные дефекты конструкций жилого дома, появились в период наводнения и после того, как вода ушла из подполья.
При этом оснований подвергать сомнению допустимость и достоверность изложенных в акте сведений и показаний истца, у суда не имеется, поскольку данные доказательства согласуются с материалами дела.
По правилам пункта 7 Правил предоставления из федерального бюджета Амурской и Магаданской областей -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года предусмотрена возможность предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйственных жилых помещений и строительства жилья взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений. Предоставление таких трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации ряда установленных пунктом 5 Правил условий, в том числе при наличии утвержденного нормативным правовым актом субъекта порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, и строительства жилья взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений.
Постановлением -- от -- -- данный порядок был утвержден и вступил в силу. Все указные выше нормы имеют своей целью оказание социальной поддержки гражданам, у которых в результате произошедшей на территории -- чрезвычайной ситуации было повреждено занимаемое ими жилое помещение.
Согласно п. 2 ст. -- от -- ---ОЗ - социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется только однократно и в отношении одного жилого помещения.
С учетом установленных фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что истец относится к числу граждан, имеющих право на получение помощи на цели капитального ремонта пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения.
Оценив, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленные суду сторонами доказательства, исковые требования --1 подлежат удовлетворению.
Рассматривая требование истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, учитывая мнение участников процесса, суд считает необходимым данное требование удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
При этом обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
На основании выше изложенного, и руководствуясь ст. ст. 197-198, ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования --1 к администрации -- о возложении обязанности на администрацию -- включить в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский -- в августе 2013 года для предоставления мер социальной поддержки на цели капительного ремонта его жилого помещения - удовлетворить.
Возложить на администрацию -- обязанность включить --1 в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский -- в августе 2013 года для предоставления мер социальной поддержки на цели капительного ремонта поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, принадлежащего ему на праве общей долевой собственности и расположенного по адресу: -- А. --.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- в течение одного месяца со дня принятия решения.
Председательствующий Знатнова Н.В.