Дело 2-1027/2013г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2013 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в г. Канске в составе:
председательствующего судьи Чернышовой Р.В.,
при секретаре Ярополовой Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Дзиковской Н.П. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № (Канский) о признании бездействия по необеспечению путевкой на санаторно – курортное лечение незаконным и возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Дзиковской Н.П. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № (Канский) о признании бездействия по необеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение незаконным и возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение, мотивируя свои требования тем, что Дзиковская Н.П. является инвалидом, согласно индивидуальной программы реабилитации ей необходима путевка на санаторно-курортное лечение. На момент проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Дзиковская Н.П. обратилась с заявление в ГУ КРО ФСС РФ о получении путевки на санаторно-курортное лечение. Однако, до настоящего времени Дзиковская Н.П. путевкой на санаторно – курортное лечение не обеспечена, чем было нарушено ее право на получение социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
В судебное заседание помощник Канского межрайпрокурора Сапинская Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ Юдина К.В. исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что запись учреждения медико-социальной экспертизы в индивидуальной программе реабилитации инвалида о санаторно-курортном лечении имеет рекомендательный характер. Путевка на санаторно-курортное лечение предоставляется инвалиду не на основании индивидуальной программы, а на основании медицинской справки. Поэтому, при рассмотрении заявлений граждан о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, прежде всего, устанавливается наличие у гражданина права на получение набора социальных услуг. При этом действующее законодательство о государственной социальной помощи не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение. Отделение Фонда осуществляет предоставление путевок в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета и передаваемых Фонду социального страхования РФ на основании федерального закона на соответствующий календарный год. Ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечения санаторно-курортным лечением. Поэтому с учетом равных прав граждан - получателей набора социальных услуг, санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевки. Непредоставление в 2012 году путевки связано с объективными условиями. В первую очередь в 2012 году удостоверялись заявки граждан, ранее подавших заявления, но не воспользовавшихся по каким-либо причинам санаторно-курортным лечением. Поскольку количество выделяемых денежных средств на санаторно-курортное лечение ограничено, приобретаемые путевки распределяются между гражданами льготной категории в порядке очередности и в течение календарного года достаются не всем. Тем гражданам, которые не получили путевки в текущем календарном году, предоставление санаторно-курортного лечения переносится на следующий календарный год, при условии, что они в следующем календарном году не отказались от набора социальных услуг. Фонд осуществляет финансирование расходов на обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, перечисленных в Фонд. В настоящее время средства, перечисленные отделению Фонда в виде трансфертов из федерального бюджета, направлены на приобретение путевок в текущем году и не могут быть использованы на санаторно-курортное лечение за прошедший период. В связи с этим требования прокурора о предоставлении в 2013 году путевки за 2012 год является незаконным.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит, что иск прокурора является обоснованным, его необходимо удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст.9 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены основные направления реабилитации инвалидов: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно–курортное лечение.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «О государственной социальной помощи» от 17. 07. 1999 года № 178-ФЗ – набор социальных услуг – это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с указанным Федеральным законом.
Согласно п. 8 ст. 6. 1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17. 07. 1999 г. Дзиковская Н.П. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, так как является инвалидом.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6. 2 указанного ФЗ в состав предоставляемого набора социальных услуг включено предоставление гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6. 1, - при наличии медицинских показаний – путевки на санаторно–курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В силу ч. 5 ст. 6.3 ФЗ № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 указанного Закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Согласно ч. 2 ст. 6.5 Закона сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг) удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29. 12. 2004 г. № утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. В соответствии с разделом 3 названного Порядка обеспечение санаторно–курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно–курортных путевок в санаторно–курортные организации, расположенные на территории РФ (п. 3.1). Путевки на санаторно–курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ (п. 3.3).
Отбор и направление на санаторно–курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания, осуществляется в установленном порядке (п. 3.4).
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно – профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме №/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22. 11. 2004 г. № (п. 3.6).
Согласно п. 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ по месту жительства до 1 декабря текущего года.
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно- курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8).
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-– курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения (п. 3.9).
В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ от 21. 07. 2007 года № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» установлено, что в 2011 году и в плановый период 2012 и 2013 годов Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно–курортные учреждения, расположенные на территории РФ, со сроком пребывания не более 21 дня, отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в части оплаты санаторно–курортного лечения в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Аналогичная норма содержалась и ФЗ о бюджете фонда на 2007 год.
В силу ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно- курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
Закон также не ограничивает право граждан, имеющих право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, не обеспеченных таким лечением в текущем году окончанием года, поскольку такое право осталось нереализованным из – за бездействия государственных органов, и не ставит возможность получения путевки на текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.
Таким образом, нарушив право Дзиковской Н.П. на получение путевки на санаторно-курортное лечение, Государственное учреждение Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ в лице филиала № (Канский), обязано предоставить такую путевку в последующем.
Как достоверно установлено в судебном заседании, Дзиковская Н.П. является инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2009 №. Дзиковская Н.П. обратилась в филиал № ГУ КРО ФСС РФ с заявлением о выделении ей путевки на санаторно-курортное лечение, что подтверждается копией заявления, а также предоставляла справку для получения путевки от ДД.ММ.ГГГГ, однако, до настоящего времени Дзиковская Н.П. путевкой на санаторно-курортное лечение не обеспечена.
Невыполнение в полном объеме государственных социальных гарантий следует рассматривать как нарушение прав инвалида, а бездействие Фонда социального страхования, не обеспечившего инвалида техническими средствами реабилитации – незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Канского межрайонного прокурора в интересах Дзиковской Н.П. к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № (Канский) о признании бездействия по необеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение незаконным, возложении обязанности выдать путевку на санаторно-курортное лечение – удовлетворить.
Признать бездействие Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № (Канский) по необеспечению инвалида Дзиковской Н.П. путевкой на санаторно-курортное лечение незаконным и обязать выдать инвалиду Дзиковской Н.П. путевку на санаторно-курортное лечение.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Чернышова Р.В.