Дело № 12-35/2018
Р Е Ш Е Н И Е
14 мая 2018 года с. Бессоновка
Судья Бессоновского районного суда Пензенской области Гусарова Е.В.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Лагункина В.Н.,
представителя Межрайонной ИФНС России № 3 по Пензенской области Медковой Е.Е.,
рассмотрев в судебном заседании в здании суда жалобу
Наумовой О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, работавшей генеральным директором ООО «Агроторг», юридический адрес: <адрес>,
на постановление № 11 начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Пензенской области Магдеева К.Х. от 01 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № 11 начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Пензенской области М.К. от 01 марта 2018 года генеральный директор ООО «Агроторг» Наумова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, Наумова О.В., в чьих интересах на основании доверенности от 14 февраля 2018 года действовала защитник Четкасова Е.В., подала на него жалобу. В обоснование жалобы указала, что при рассмотрении дела допущены существенные процессуальные нарушения, в частности, она не была надлежащим образом извещена о дате составления протокола об административном правонарушении, из-за чего была лишена возможности реализовать свое право на защиту. Наумова О.В. также считает, что нарушений положений Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не допущено, в связи с чем, событие правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, отсутствует.
В судебное заседание Наумова О.В. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела от Наумовой О.В. не поступило.
Защитник Лагункин В.Н., действующий на основании доверенности от 14 февраля 2018 года, доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление административного органа, дополнительно пояснил, что ООО «Агроторг» осуществляет только распространение лотерейных билетов, выплату выигрышей не производит. Указал, что на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, Наумова О.В. являлась генеральным директором ООО «Агроторг».
Представитель Межрайонной ИФНС России № 3 по Пензенской области Медкова Е.Е., действующая на основании доверенности от 10 января 2018 года, в судебном заседании в удовлетворении жалобы просила отказать. Пояснила, что процедура привлечения Наумовой О.В. к административной ответственности не нарушена. О дате, месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении Наумова О.В. была извещена надлежащим образом, уведомление направлялось на юридический адрес ООО «Агроторг».
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив доказательства, находящиеся в материалах дела, доводы жалобы, судья приходит к следующему:
Согласно ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 данной статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что в в магазине «Пятерочка», расположенном по адресу: <адрес>, осуществляет деятельность ООО «Агроторг».
25 января 2018 года в 13 часов 48 минут в кассе указанного магазина К.Н. был реализован 1 лотерейный билет «Русское лото» (алгоритм определения выигрышей №3, распоряжение Правительства РФ от 02 мая 2012 года №№, № номер пачки №, номер билета № по цене 100 рублей за штуку), при этом идентификация клиента до приема на обслуживание осуществлена не была.
К.Н. обратилась в Межрайонную ИФНС России № 3 по Пензенской области с заявлением, указав, что при реализации лотерейного билета «Русское лото» её данные о личности не записали.
По данному обращению старшим государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС России № 3 по Пензенской области К.И.. в отношении ООО «Агроторг» возбуждено дело об административном правонарушении и постановлено о проведении административного расследования.
15 февраля 2018 года в отношении генерального директора ООО «Агроторг» Наумовой О.В. по указанному факту составлен протокол по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Доводы жалобы относительного того, что Наумова О.В. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещена не была, судья находит несостоятельными. Данные доводы опровергаются имеющимся в материалах дела извещением, направленным на юридический адрес ООО Агроторг», согласно почтовому уведомлению извещение о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении получено 02 февраля 2018 года, т.е. более чем за 12 дней до его составления.
Указанный протокол был рассмотрен начальником Межрайонной ИФНС России № 3 по Пензенской области М.К. 01 марта 2018 года, по итогам рассмотрения было принято обжалуемое постановление. При принятии решения должностное лицо административного органа пришло к выводу о доказанности вины Наумовой О.В.
Наумова О.В. как генеральный директор ООО «Агроторг» была признана виновной в том, что 25 января 2018 года в 13 часов 48 минут при реализации лотерейного билета К.Н. в кассе магазина «Пятерочка», расположенного по адресу: ул. Центральная, 259 с. Бессоновка Бессоновского района Пензенской области, ООО «Агроторг» в нарушение положений, установленных пп.1 п. 1 ст. 7 ФЗ РФ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не осуществлялась идентификация клиента до приема на обслуживание. Действия Наумовой О.В. как генерального директора ООО «Агроторг» были квалифицированы по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и ей было назначено административное наказание в виде предупреждения.
При рассмотрении жалобы нарушения процедуры привлечения Наумовой О.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ не установлено.
В соответствии с п.1 ст. 7 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 данной статьи, установив следующие сведения: в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 данной статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.
При этом в п. 1.1 ст.7 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ указано, что идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
Наличие у ООО «Агроторг» обязанности идентифицировать клиента при реализации 25 января 2018 года лотерейного билета К.Н. и приеме от неё платы в размере 100 рублей в счет стоимости лотерейного билета, не установлено.
В качестве основания привлечения генерального директора ООО «Агроторг» к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в постановлении указана на то, что деятельность распространителей лотерейных билетов направлена на проведение лотереи, в связи с чем, на распространителей лотерей, в том числе, и ООО «Агроторг», распространяются положения ФЗ РФ № 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
С данным выводом согласиться нельзя, по следующим основаниям:
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях» организация лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя проведение конкурса по выбору оператора лотереи, заключение контракта с оператором лотереи, утверждение условий лотереи (п. 6 ст. 2 Закона о лотереях); проведение лотереи - оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи (п. 8 ст. 2 Закона о лотереях). Организатор лотереи (юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи) проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (п. 6 ст. 2 Закона о лотереях). Оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства (п. 9 ст. 2 Закона о лотереях). Распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора (п. 10 ст. 2 Закона о лотереях). Таким образом, распространение лотерейных билетов не тождественно понятию проведение лотереи.
Из системного анализа приведенных норм следует, что проведение лотереи - это комплексное осуществление тех действий, перечень которых содержится в п. 8 ст. 2 ФЗ РФ «О лотереях». При этом законодатель намеренно разграничил субъектов правоотношений, регулируемых названным Законом, на организаторов лотереи, операторов лотереи и распространителей лотерейных билетов, наделив каждого собственной компетенцией, определенным объемом прав и обязанностей по отношению друг к другу и участникам лотереи.
Следовательно, распространение лотерейных билетов не равнозначно понятию «проведение лотереи».
Согласно договору № 01-6/15603 от 01 декабря 2015 года, заключенному между АО «Торговый дом «Столото», именуемым «заказчик», и, в том числе, ООО «Агроторг», последнее, именуемое распространителем, обязалось за вознаграждение оказывать заказчику услуги по распространению лотерейных билетов, а также осуществлять иные действия, связанные с исполнением данного договора. Срок действия договора - до 31 декабря 2016 года, с возможностью пролонгации в случае, если ни одна из сторон письменно не заявит о расторжении договора за один календарный месяц до окончания срока его действия.
Как следует из пояснений защитника Наумовой О.В. и доказательств обратному не представлено, на 25 января 2018 года указанный договор являлся действующим.
Таким образом, ООО «Агроторг» осуществляла распространение лотерейных билетов, что не может быть тождественно проведению лотереи, следовательно, положения Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на ООО «Агроторг» при продаже через кассу 25 января 2018 года лотерейного билета стоимостью 100 рублей применению не подлежали.
На основании изложенного судья не усматривает в рассматриваемом деянии - продажи лотерейного билета без осуществления идентификации до приема клиента на обслуживание и, соответственно, в действиях Наумовой О.В. как генерального директора ООО «Агроторг» (на момент события административного правонарушения), события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с изложенным, считаю, что постановление административного органа подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу Наумовой О.В. удовлетворить.
Отменить постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Пензенской области М.К. от 01 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Агроторг» Наумовой О.В..
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Агроторг» Наумовой О.В., - прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Жалоба на решение может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд Пензенской области.
Судья Е.В. Гусарова