РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 июня 2022 года город Самара
Судья Октябрьского районного суда г. Самары Лазарев Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 12-372/2022 по жалобе защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» - Искандарова Д.У. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области № 04-1/1475 от 08.11.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Шерстневой С.А. № 04-1/1475 от 08.11.2021 г. ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» - Искандаров Д.У. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях юридического лица события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ. В обоснование своих доводов указал, что в соответствии с нормами федерального законодательства согласно проведенной в проектах «Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (ПНООЛР) инвентаризации отходов, образуемых в ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и, в частности, на АЗС 63051, ливневые стоки в перечне отходов производства и потребления, образуемых на объектах ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», отсутствуют. Согласно действующему в ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» «Регламенту накопления, учета, транспортирования и передачи отходов производства и потребления» ливневые стоки как отходы производства и потребления, образуемые в ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», в перечне отходов также отсутствуют. Согласно ежегодно подаваемой статотчетности по форме 2-ТП «отходы» данный отход также отсутствует. Все образуемые на территории АЗС 63051 ливневые воды собираются в специальных ёмкостях и сдаются в рамках действующего договора от 02.10.2020, заключенного между ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ООО «РосПромЭко», как сточные воды, а не отходы. Материалами проверки не установлен факт сброса ливневых стоков ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в общегородскую систему дождевой канализации, в том числе без очистки, равно как и их образования как отходов. Ливневые стоки на АЗС 63051 предназначены и фактически обустроены для сбора атмосферных осадков и талых вод со всей территории АЗС 63051.
В судебном заседании защитник ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» Прудников В.В. доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался о дате судебного заседания надлежащим образом, причин уважительности неявки суду не представил.
Проверив доводы жалобы, выслушав пояснения защитника, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В силу ч.1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 3 ст. 39 Федерального Закона РФ от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 22 Федерального Закона РФ от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 39 Федерального Закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основании статьи 22 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПин 2.1.3684-21) настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Абзацем 2 пункта 221 СанПин 2.1.3684-21 установлено, что поступление загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоёмы без очистки не допускается,В соответствии с пунктом 18.4 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 № 229, сбор поверхностно-ливневых сточных вод обеспечивается со всей площади АЗС путем прокладки ливневой канализационной сети иди создания соответствующих уклонов территории для направления стока на очистные сооружения.
Распоряжением заместителя руководителя Управления Роспоотребнадзора по Самарской области Шерстневой С.А. № 04-1/72 от 19.04.2021 г. в ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 18.06.2021 г. № 04-1/96.
Судом установлено, что согласно акту проверки от 18.06.2021 г. № 04-1/96, на АЗС № 63051 ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», расположенной по адресу: г.Самара, ул.Стара-Загора, д.299 А были выявлены следующие нарушения: в связи с разрушением и загрязнением сборных ливневых лотков загрязненные ливнестоки, как отходы производства и потребления, направлены по рельефу местности в общегородскую систему дождевой канализации без очистки, что является нарушением п. 221 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст. 22 Федерального Закона РФ от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» протокола об административном нарушении № 04-1/321 от 05.07.2021г.
08.11.2021 г. в отношении юридического лица — ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Шерстневой С.А. было вынесено постановление № 04-1/1475 о назначении административного наказания по ч.1 ст.6.35 КоАП РФ в виде административного штрафа с учетом п 3.2 ст.4.1 КоАП РФ в размере 125 000 руб.
Вина юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в совершении административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами, а именно: распоряжением заместителя руководителя Управления Роспоотребнадзора по Самарской области Шерстневой С.А. № 0-1/72 от 19.04.2021 г., актом проверки № 04-1/126 от 18.06.2021 г., предписанием об устранении административного правонарушения № 04-1/208 от 18.06.2021 г., уведомлением № 96/11 от 18.06.2021 г. для дачи объяснений по факту выявленного протокола об административном правонарушении, протоколом об административном правонарушении № 04-1/321 от 05.07.2021 г., а также иными материалами дела.
Перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в совершении данного административного правонарушения.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ, суд считает несостоятельными в силу следующего.
Автозаправочная станция № 63051 ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», расположена по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, д. 299 А, то есть на территории населенного пункта. Проектом строительства, прошедшим обязательную экспертизу, с целью исключения загрязнения окружающей среды, а именно перехвата ливневого стока, содержащего ряд отходов производства и потребления, таких как, смет с территории, отходы нефтепродуктов, отходы тяжелых металлов, осадок механической очистки ливневых и производственных сточных вод, на территории АЗС оборудованы специальные стальные ливневые сборные лотки с процеживателями. Сбор ливневых сточных вод, содержащих перечисленные отходы, должен осуществляться в водонепроницаемый выгреб, который имеется на территории АЗС.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2021 г. № 242, утвержден Федеральный классификационный каталог отходов. Блок 7 данного приказа содержит вышеперечисленные отходы: отходы нефтепродуктов, смет с территории, отходы тяжелых металлов, осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, подлежащие сбору, накоплению в соответствии с природоохранными и санитарными требованиями.
Однако в связи с разрушением и загрязнением сборных ливневых лотков загрязненные различными отходами ливнестоки, не поступают в колодец, предусмотренный для этих целей, направлены по рельефу местности в общегородскую систему дождевой канализации без очистки на территории ул. Стара-Загора г. Самара, что является нарушением п. 221 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст. 22 Федерального Закона РФ от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», и образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.
Таким образом, должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Самарской области обоснованно пришел к выводу о том, что ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из анализа позиции заявителя и представленных доказательств в ее обоснование, суд полагает, что заявителем не представлены достаточные данные, подтверждающие соблюдение действующего законодательства ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и подтверждающих отсутствие у него реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всего комплекса исчерпывающих мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы об устранении выявленных нарушений также не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ.
Таким образом, совокупность установленных судом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Существенных нарушений при составлении процессуальных документов и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлены.
Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Наказание ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» назначено с применением п 3.2 ст.4.1 КоАП РФ менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч.1 ст.6.35 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя руководителя Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области № 04-1/1475 от 08.11.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» - оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья –
Секретарь –