УИД 77RS0004-02-2020-004311-78
Дело № 2а-74/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
адрес 27 мая 2021 года
Резолютивная часть решения оглашена 27 мая 2021 года.
Решение в окончательной форме принято 02 июня 2021 года.
Гагаринский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Штогриной Л.В.,
при секретаре фио,
с участием административного истца Сохацкой И.Г.,
представителя административного истца фио,
представителя административного ответчика фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сохацкой Ирины Генриевны к Управлению ЗАГС адрес (Гагаринский отдел) о признании незаконным отказ в выдаче свидетельства о рождении, обязании выдать свидетельство о рождении,
установил:
Административный истец Сохацкая И.Г. обратилась в суд с иском к Управлению ЗАГС адрес (Гагаринский отдел), в котором, с учетом уточнения требований, просит признать незаконным отказ Управления ЗАГС адрес (Гагаринский отдел) в выдаче свидетельства о рождении фио, паспортные данные, обязать выдать свидетельство о рождении фио, паспортные данные, мотивируя заявленные требования тем, что в связи с трагическими семейными обстоятельствами отец Сохацкой И.Г., фио (первоначально присвоенные ФИО – фио) оказался на воспитании у своего дедушки фио в адрес, а впоследствии был усыновлен своей теткой фио и ее мужем фио (постановление заседания Исполкома Александровского сельского совета адрес от 11.10.1945, свидетельство об усыновлении от 02.08.1948), при этом, отцу Сохацкой И.Г. присвоены фамилия усыновителя – фио и отчество по имени усыновителя – Ильич, о чем в книге записей гражданского состояния Арского райбюро ЗАГС проведена запись № 44 о рождении 21.05.1936 фио (повторное свидетельство от 14.10.1948). Указанные события происходили в период, когда фио находился в возрасте, позволяющем ему эти события осознавать, факт усыновления от него никто не скрывал, а впоследствии ему были переданы соответствующие документы. Об усыновлении фио также рассказал Сохацкой И.Г., которая в 2020 году, при поиске кровных родственников получила отказ от административного ответчика в выдаче свидетельства о рождении фио, мотивированный тем, что действующее законодательство не предусматривает возможности предоставления таких сведений. С указанным отказом Сохацкая И.Г. не согласна, поскольку он препятствует ей в реализации права на получение информации о происхождении и биологических предках.
В судебном административный истец Сохацкая И.Г., ее представитель фио, заявленные Сохацкой И.Г. требования поддержали, просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске и дополнительных пояснениях к нему.
Представитель административного ответчика по доверенности фио в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, указанным в возражениях на административный иск.
Заинтересованное лицо Управление ЗАГС Кабинета Министров адрес в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещено, в суд поступило ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие заинтересованного лица.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив и оценив письменные материалы дела, приходит к следующему:
Пункт 1 ст.4 КАС РФ предусматривает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Аналогичное положение содержится и в п.1 ст.218 КАС РФ.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст.226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Административным истцом оспаривается отказ Управления ЗАГС адрес (Гагаринский отдел) в выдаче свидетельства о рождении фио (фио), паспортные данные.
В соответствии с ст.23 ч.2 ст.24, ч.4 ст.29 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
Согласно ст.5, п.2 ст.3, ч.ч.1,2 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установление ограничений доступа к информации допускается только федеральными законами.
Граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Согласно ст.123 Семейного Кодекса адрес ст.47 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. Работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка.
Таким образом, суд приходит к выводу, что сохранение тайны усыновления является волеизъявлением усыновителей и усыновленных и ее разглашение возможно только с их согласия.
Из материалов дела усматривается, что родителями фио (добрачная фамилия фио, свидетельство о заключении брака III-ИК №473634) фио являются фио и фио, запись акта о рождении № 43 от 03.05.1961 по Шереметьевскому п/совету адрес, свидетельство о рождении II-РБ №010566.
Из материалов дела также усматривается, что постановлением заседания Исполкома Александровского сельского совета адрес от 11.10.1945, фио и его супруге фио разрешено усыновить сироту фио и присвоить ему фамилию усыновителей – фио и отчество по имени усыновителя – Ильич (свидетельство об усыновлении 02.08.1948, свидетельство о рождении (повторное) НБ №397228).
Сохацкая И.Г. обратилась в Управление ЗАГС адрес (Гагаринский отдел) с запросом о выдаче свидетельства о рождении фио, в выдаче которой ей было отказано со ссылкой на сохранение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, и охраной тайны усыновления, предусмотренной п.1 ст.47 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».
Между тем, с доводами Управления ЗАГС Москвы (Гагаринский отдел), суд согласится не может.
Согласно ст.139 СК РФ, судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка (п.1). Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке (п.2).
Охрана законом тайны усыновления предусмотрена также п.1 ст.47 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». В силу пункту 2 указанной статьи работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (родителем) усыновленного ребенка.
Из приведенных норм следует, что разглашение тайны усыновления под угрозой привлечения к ответственности в установленном законом порядке не допускается против воли усыновителей.
Положения ст.139 СК РФ и ст.47 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» являлись предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации на соответствие нормам Конституции Российской Федерации, по результатам которой вынесено постановление от 16.06.2015 № 15-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в связи с жалобой граждан фио и Г.Т.».
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что данные нормы не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу эти положения не препятствуют предоставлению по решению суда потомкам усыновленного после смерти усыновленного и усыновителей сведений об их усыновлении в объеме, необходимом для реализации ими своих конституционных прав.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в указанном постановлении, законодатель исходя из того, что раскрытие усыновления может причинить моральные (нравственные) страдания ребенку, сказаться на его психическом состоянии, воспрепятствовать созданию нормальной семейной обстановки и затруднить процесс воспитания ребенка, связывает возможность раскрытия сведений об усыновлении ребенка исключительно с волей его усыновителей.
Из материалов дела видно, что усыновители и усыновленный умерли, при этом до обращения в суд с административным исковым заявлением Сохацкая И.Г. уже была информирована о том, что ее отец фио (фио) был усыновлен: в материалы дела представлены документы на усыновление.
Частью 1 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных названным федеральным законом и другими федеральными законами.
В Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. закреплено право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей (п.1 ст.7), а его право на семейные связи признается наряду с гражданством и именем в качестве элемента на сохранение своей индивидуальности (п.1 ст.8).
В соответствии со ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Европейский Суд по правам человека в правоприменительной практике по делам, связанным с вопросами раскрытия информации об усыновлении (доступа к такого рода информации), исходит из того, что в национальном законодательстве по вопросам о сохранении в секрете официальной информации о происхождении ребенка, о личности матери при рождении ребенка и степени конфиденциальности соответствующих документов могут встречаться различные подходы. При этом, отмечая, что право знать своих предков в любом случае является важнейшим аспектом идентичности личности и подпадает под сферу действия понятия «частная жизнь», указывает, что признаваемое ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод право на уважение частной и семейной жизни не является абсолютным. Национальное законодательство должно стремиться к установлению равновесия между конкурирующими правами и интересами заинтересованных лиц по такого рода делам (постановления от 21.12.2010 по делу «Анайо (Апауо) против Германии», от 07.07.1989 по делу «Г. (Gaskin) против Соединенного Королевства», от 13.02.2003 по делу «Одиевр (Odievre) против Франции», от 25.09.2012 по делу «Годелли (Godelli) против Италии»).
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст.24, ч.2).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 16.06.2015 №15-П, из Конституции Российской Федерации не вытекает, что право каждого получать информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы и позволяющую реализовать право знать свое происхождение (в данном случае – происхождение своих родителей), не подлежит осуществлению. Напротив, его ограничения, предусматриваемые федеральным законом в конституционно значимых целях, не должны приводить к исключению самой возможности осуществления данного права.
В ситуациях усыновления сведения о происхождении, хотя они и имеют конфиденциальный характер, могут оказаться незаменимыми для раскрытия генетической истории семьи и выявления биологических связей, составляющих важную часть идентичности каждого человека, включая имени, паспортные данные и иных обстоятельств усыновления, в частности при необходимости выявления (диагностики) наследственных заболеваний, предотвращения браков с близкими кровными родственниками и т.д. В таких случаях речь идет об удовлетворении лицом определенного информационного интереса, который состоит в том, чтобы знать о происхождении своих родителей, о своих предках.
Как указывает истец, она была осведомлена о факте усыновления ее отца, отец также был осведомлен о факте усыновления, что также подтверждается представленными в материалы дела документами, целью обращения истца в суд с административным иском послужило установления генетической истории семьи и выявления биологических связей, получения возможности диагностировать наследственные заболевания.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что отказ административного ответчика в предоставлении Сохацкой И.Г. запрашиваемого документа: свидетельства о рождении ее отца, нарушает ее права на получение необходимой информации о генетической истории семьи и ее происхождении, в связи с чем, приходит к выводу, что заявленные Сохацкой И.Г. требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░