Дело №2-2616/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2017 года город Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Кучеренко Н.В.,
при секретаре – Оплачко А.Е.,
с участием представителей ответчиков – Хижняк Р.С., Соболевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазаренко Василия Александровича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь (межрайонное) о признании незаконным решения о приостановлении выплаты пенсии, о восстановлении права на пенсионное обеспечение путем возложения обязанности производить пенсионные выплаты, третье лицо начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь (межрайонное) Заитова Наталья Алексеевна,
УСТАНОВИЛ:
Истец Лазаренко В.А. обратился в суд с иском первоначально к ответчику Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения о приостановлении выплаты пенсии, о восстановлении права на пенсионное обеспечение путем возложения обязанности производить пенсионные выплаты.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу, как пенсионеру, без какого-либо предупреждения 11.08.2017г. не дали пенсию, в связи с чем, он обратился в Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда РФ по РК, на что получил письменный ответ №3.-1.003728/3518. от 18.08.2017г. о приостановлении пенсионных выплат по причине необходимости предоставления подтверждающих документов.
В связи с чем, считая свои права нарушенными, обратился в суд с иском, в котором просит обязать устранить нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные при принятии незаконного решения в отношении истца, обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым восстановить право истца на пенсионное обеспечение и немедленно произвести ему пенсионные выплаты.
Определениями суда от 10.10.2017г. и 09.11.2017г. к участию в деле привлечены в качестве соответчика Государственное учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь (межрайонное), а также в качестве третьего лица начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь (межрайонное) Заитова Наталья Алексеевна.
Истец Лазаренко В.А. в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым по доверенности - Хижняк Р.С. иск не признал, считая Отделение ненадлежащим ответчиком, пояснив, что решение о приостановлении пенсионных выплат принимало ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь (межрайонное), которое и может восстановить права истца, а ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым исключительно предоставило истцу ответ по существу его обращения.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь (межрайонное)
по доверенности - Соболева Н.С. в судебном заседании иск не признала, считая его необоснованным.
Третье лицо начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь (межрайонное) Заитова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Так, согласно ст.7, ч.ч.1,2 ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Судебным разбирательством установлено, что истец Лазаренко В.А. с 01.01.2015г. состоит на учёте в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым в качестве получателя страховой пенсии по старости. Кроме того, согласно предоставленному удостоверению серии № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 27), является инвалидом <данные изъяты>-ой группы.
При этом, паспорта гражданина Российской Федерации истец Лазаренко В.А. не имеет, до 01.08.2017г. получал пенсию по паспорту гражданина Украины.
Согласно материалам пенсионного (выплатного) дела Лазаренко В.А. отсутствуют сведения о документе подтверждающие гражданство Российской Федерации, Лазаренко В.А. числится в списках граждан, у которых не подтверждено гражданство.
С 01.08.2017г. выплата пенсии по старости Лазаренко В.А. приостановлена в связи с непредставлением документа, подтверждающего гражданство Российской Федерации.
В соответствии с ч.6 ст.21 Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу положений п.п. 2, 53, 60 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, Приказ Минтруда России от 28.11.2014 №958н, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях", Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Документами, удостоверяющими личность, возраст и наличие гражданства Российской Федерации, являются:
- паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, выданный Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом;
- паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, выданный Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, Министерством иностранных дел Российской Федерации, дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации (далее - паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации);
- служебный паспорт гражданина Российской Федерации, выданный Министерством иностранных дел Российской Федерации;
- дипломатический паспорт гражданина Российской Федерации, выданный Министерством иностранных дел Российской Федерации;
- временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы (далее - временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации).
Документом, удостоверяющим личность, возраст, постоянное проживание в Российской Федерации, период постоянного проживания на территории Российской Федерации, гражданство иностранного гражданина, является вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальным органом Федеральной миграционной службы, а документом, подтверждающим его место жительства - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
До настоящего времени такой федеральный закон не принят.
Конституция Российской Федерации возлагает на Президента Российской Федерации как главу государства решение вопросов гражданства Российской Федерации (п. "а" ст. 89) и устанавливает, что Президент Российской Федерации осуществляет свои полномочия посредством издания указов и распоряжений (ч. 1 ст. 90).
Таким образом, Президенту Российской Федерации делегированы в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочия по изданию указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного разрешения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.
В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Указом Президента РФ от 13 марта 1997г. №232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации.
П.2 данного Указа Президента Российской Федерации, Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997г. №828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, согласно п. 1 которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Следовательно, документом, удостоверяющим личность и гражданство лица, является паспорт гражданина Российской Федерации.
Представленный Лазаренко В.А. паспорт гражданина Украины не является допустимым документом для удостоверения его гражданства Российской Федерации при обращении за пенсионным обеспечением по старости в пенсионный орган.
Также, согласно ст.4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Лицо, признанное в соответствии с частью 1 настоящей статьи гражданином Российской Федерации и получившее документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, признается на территории Российской Федерации гражданином, не имеющим гражданства иностранного государства, в случае подачи им заявления о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства. Заявление о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции. Вместе с заявлением о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства представляется документ, подтверждающий наличие иного гражданства.
В соответствии со ст.6 вышеуказанного Федерального конституционного закона, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Ст.11 данного Федерального конституционного закона, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В течение переходного периода на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя создаются территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, а также территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Таким образом, нормы Договора, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014г., а также Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», предполагают право лиц, которые постоянно проживают на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, на получение гражданства Российской Федерации.
Однако, для реализации данного права указанным лицам необходимо получить паспорт гражданина Российской Федерации, который в соответствии с перечисленными положениями действующего законодательства, является документом, удостоверяющим личность и гражданство лица.
Ст.ст. 24,25 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлены случаи, при которых приостанавливаются выплаты страховой пенсии, а также их прекращение.
Как установлено, специалистами Управления в рамках проведения работы по внесению паспортных данных в материалы пенсионных (выплатных) дел пенсионеров, истцу Лазаренко В.А. был направлен письменный вызов исх. №1370/18-05 от 20.04.2017г. о необходимости предоставить, документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации.
Также 29.04.2017 года был осуществлен выход по известному адресу (<адрес>) истца Лазаренко В.А., однако, последний отсутствовал дома, о чем специалистом был оформлен соответствующий акт.
Письмом Управления №2098/18-05 от 13.06.2017г. истцу было направлено уведомление о приостановлении выплаты пенсии с 01.08.2017г., в связи с отсутствием документа, удостоверяющего личность, возраст и наличие гражданства Российской Федерации.
Также, как усматривается из уведомления ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, №3-1-003728/3518 от 18.08.2017г. Лазаренко В.А. сообщено о причине приостановления пенсии.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчики, действовали исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Российской Федерации, и доказали суду законность и обоснованность своих решений. Поэтому, доводы истца о незаконности приостановления ему выплаты пенсии - не нашёл своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в связи с чем, в иске Лазаренко В.А. следует отказать.
При этом, суд считает необходимым отметить, что согласно ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при устранении обстоятельств приостановления выплаты истцу пенсии, возобновление выплаты страховой пенсии производится в том же размере, в каком она выплачивалась на день приостановления выплаты страховой пенсии, с учетом индексации и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (по основаниям, не предусматривающим подачи пенсионером заявления) в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 и частью 8 статьи 18 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Разрешая вопрос о распределении судебных издержек по делу в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, суд не взыскивает их с ответчиков, учитывая, что в иске отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6, 9, 56, 61, 167, 194–199, 245-250, 254-258 ГПК Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Лазаренко Василия Александровича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь (межрайонное) о признании незаконным решения о приостановлении выплаты пенсии, о восстановлении права на пенсионное обеспечение путем возложения обязанности производить пенсионные выплаты – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Н.В. Кучеренко
Решение суда принято в окончательной форме 22 декабря 2017 года.