Дело № 2 - 706/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2014 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Антипиной Н.Н.,
при секретаре: Седлецкой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дондырева И.В. к администрации Шуйского сельского поселения о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельных участков, разрешения на строительство индивидуального жилого дома, о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Дондырев И.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Шуйского сельского поселения о признании незаконным, изложенного в письме от хх.хх.хх г. №, отказа в выдаче градостроительного плана земельных участков, разрешения на строительство индивидуального жилого дома, о возложении на ответчика обязанности выдать градостроительный план и разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельных участках, принадлежащих истцу на праве собственности. В обоснование требований истец указал, что имеет в собственности смежные земельные участки, расположенные в ..., с кадастровыми номерами № и №, с разрешенным использованием - под строительство индивидуального жилого дома. Ответчик, отказывая в выдаче градостроительного плана и разрешения на строительство, ссылается на нахождение земельных участков в ... метровой санитарно-защитной зоне. В свидетельствах о государственной регистрации права собственности на данные земельные участки не содержатся сведения об ограничении права пользования объектами недвижимого имущества. По мнению Дондырева И.В., оспариваемый отказ нарушает его право на целевое использование земельных участков.
В судебном заседании Дондырев И.В. иск поддержал и пояснил, что ответчик заявляет о наличии ... метровой санитарно-защитной зоны, в которую входят земельные участки истца, но данные участки располагаются на расстоянии ... метров от здания ... цеха, на половину только входят в данную зону. При этом из пояснений сотрудников ответчика следует, что санитарно-защитная зона должна составлять ... метров. Истец полагает данный отказ незаконным, поскольку участки расположены в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, к основным видам разрешенного использования которой относятся индивидуальные жилые дома. Таким образом, он имеет право возводить на указанных участках жилой дом в соответствии с его разрешенным использованием.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав истца, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, а именно часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 Земельного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами № и №, площадью ... кв. м. и ... кв. м. соответственно, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, местоположение: ..., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от хх.хх.хх г.
Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается письменными материалами дела.
Рассмотрев заявление истца, администрация Шуйского сельского поселения письмом от хх.хх.хх г. № отказала Дондыреву И.В. в выдаче разрешения на строительство, сославшись на то, что земельные участки попадают в санитарно-защитную зону - ... метров, в связи с чем строительство на них запрещено. Далее в письме отмечено, что на ближайшей сессии Совета Шуйского сельского поселения был вынесен вопрос об уменьшении санитарно-защитной зоны до - ... метров.
На основании статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Градостроительные планы земельных участков являются основанием для подготовки проектной документации, выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 11 статьи 48, пункт 1 статьи 51, пункт 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, который в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям, выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что гражданское законодательство ограничивает права собственника положением о том, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники земельных участков обязаны, в том числе соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (статья 42 Земельного кодекса РФ).
Строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) установлено требование о соблюдении санитарных правил при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов.
Согласно подпункту 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года № 74, санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
В соответствии с подпунктами 2.1, 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Подпунктом 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Часть 1 статьи 56 Земельного кодекса РФ регламентирует, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (пункт 1 части 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ).
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон (часть 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ).
Одним из основных принципов земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности является принцип осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.
В рамках названных полномочий решением № сессии № созыва Совета Шуйского сельского поселения № от хх.хх.хх г. утвержден Генеральный план Шуйского сельского поселения. В текстовой части которого на странице № как объект, для которого установлена ... метровая санитарно-защитная зона, указан - «расположенное к западу от ... деревообрабатывающее производство», третьего класса.
На графической части градостроительного плана, выполненного в масштабе 1:10000, не представляется возможным установить, где проходит санитарная зона, потому как на местности ее никто не устанавливал, здание (деревообрабатывающее производство) на генеральном плане не нанесено.
Из пояснений истца следует, что в указанном месте располагается здание пилорамы (производство лесопильное), которое в силу пункта 7.1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относится к 4 классу с санитарно-защитной зоной 100 метров.
Часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд считает, что ответчик не представил достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих обоснованность принятого отказа в выдаче градостроительного плана и разрешения на строительство. В связи с чем, с целью защиты прав истца, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
иск Дондырева И.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Шуйского сельского поселения в выдаче Дондыреву И.В. градостроительного плана и разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельных участках с кадастровыми номерами № и №.
Обязать администрацию Шуйского сельского поселения выдать Дондыреву И.В. градостроительный план и разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельных участках, принадлежащих истцу на праве собственности, с кадастровыми номерами № и №.
Взыскать с администрации Шуйского сельского поселения в пользу Дондырева И.В. государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Н.Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 20 октября 2014 года.