Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2-42/2020 ~ М-2-43/2020 от 28.08.2020

УИД 13RS0001-02-2020-000080-77

Дело № 2а-2-42/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Большое Игнатово                                                           24 сентября 2020 г.

Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Проняшина А.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия, в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информационного материала, размещенным на сайте в сети «Интернет», запрещенными к распространению на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Прокурор Большеигнатовского района Республики Мордовия обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. В обосновании иска указал, что прокуратурой Большеигнатовского района в ходе проверки Интернет-ресурсов при исполнении законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также миграционного законодательства, были выявлены сайты с URL-адресами: <адрес> и <адрес>, на страницах которых размещена информации о возможности совершения купли-продажи паспорта гражданина Российской Федерации.

Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этих сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства о противодействии коррупции, препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека.

На основании изложенного и со ссылкой на нормы Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ прокурор просит суд признать информационные материалы, размещенные на сайте в сети Интернет с URL-адресом <адрес> и с URL-адресом <адрес>, запрещенными к распространению на всей территории Российской Федерации; копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя сайта в сети Интернет в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Ичалковского районного суда Республики Мордовия (постоянного судебного присутствия в с. Большое Игнатово), в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьей 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке.

Лица, участвующие в деле, будучи извещенными, в судебное заседание не явились, заинтересованное лицо направило письменное ходатайство о рассмотрения дела в его отсутствие.

       24 сентября 2020 г. от прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия поступило заявление об отказе в части от заявленных административных требований о признании информационного материла, размещенного на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом <адрес>, запрещенным к распространению на территории Российской Федерации. Основанием отказа является факт внесения указанного сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В остальной части иска требования поддерживает.

Мотивированным определением от 24 сентября 2020 г. производство по административному делу по административному иску прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия в части признания информационного материала, размещенного на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом <адрес>/,запрещенным к распространению на территории Российской Федерации, прекращено, в связи с отказом административного истца от административного иска в этой части.

В судебное заседание административный истец прокурор Большеигнатовского района Республики Мордовия не явился, просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

В судебное заседание заинтересованные лица - представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежаще. При этом, представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия Пискунова О.В., действующая на основании доверенности № 83Д от 20 мая 2020 года, подала заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства не возражала.

В соответствии со статьей 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

Пунктом 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Таким образом, учитывая требования действующего административного законодательства, регламентирующего рассмотрение административного дела в упрощенном (письменном) производстве, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в упрощенном порядке.

На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.

Исследовав письменные доказательства, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Большеигнатовского района в ходе проверки Интернет-ресурсов при исполнении законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также миграционного законодательства, был выявлен сайт с URL-адресом: <адрес>, на странице которого размещена информация о возможности приобретения паспорта гражданина Российской Федерации, при этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой Интернет-пользователь, что подтверждается актом осмотра сайта от 26.08.2020 г. (л.д. 6-12).

В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрены уголовная или административная ответственность.

Исходя из содержания пункта 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно - наказуемых деяний.

Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 3 данного Положения образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации

Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации (п. 10 Положения).

В соответствии с пунктами 2, 21, 23 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 13 ноября 2017 г. № 851, заявителями являются граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста, или законные представители признанных в установленном порядке недееспособными граждан Российской Федерации, обратившиеся с заявлением о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П; государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации; в предоставлении государственной услуги принимают участие многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии; Результатом предоставления государственной услуги является выдача либо замена паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, или принятие решения об отказе в выдаче либо замене паспорта.

Документы и личные фотографии, необходимые для получения или замены паспорта, граждане представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Заявление о выдаче (замене) паспорта по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, и личная фотография могут быть представлены гражданином в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Граждане, находящиеся в организациях социального обслуживания, вправе представлять указанные документы, заявление и личные фотографии должностным лицам этих организаций.

Одними из уголовно - наказуемых деяний в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации являются приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК РФ), а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ).

Ответственность за незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, предусмотрена ст. 292.1 УК РФ.

Сам факт обеспечения доступа к указанной противоправной информации, кроме того, содержит сведения о возможности совершения противоправных действий в форме подстрекательства к ним.

С учетом изложенного предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, подделку официального документа, фактически является распространением запрещенной информации. Предоставление доступа к сайту в сети Интернет с URL-адресом: <адрес>, противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. В связи с чем, суд приходит к выводу, что указанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В силу положений статей 3 и 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, а одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений.

На основании пунктов 1, 13, 15 и 16 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; под доменным именем понимается обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет»; под сетевым адресом - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, находится в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В силу того, что сеть Интернет является общедоступным информационным источником, определить круг лиц, чьи права могут быть нарушены вышеназванными противозаконными действиями, не представляется возможным, настоящее административное заявление прокурора района предъявлено в интересах неопределенного круга лиц.

По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Обращение прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам.

Судом установлено, что на момент подачи иска в суд, материалы в сети «Интернет» с URL-адресом: <адрес> являются общедоступными, вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация на сайте распространялась бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствовало.

На дату вынесения решения суда указателя сайта в сети «Интернет» с URL-адресом: <адрес> не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, что подтверждается их наличием в сети «Интернет». Страница сайта не заблокирована, информационные материалы, содержащиеся на сайте, запрещенными к распространению не признаны.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым заявленные требования прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информационного материала, размещенного на странице сайта в сети «Интернет» с URL-адресом: <адрес>, запрещенным к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В силу пункта 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административный иск прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия о признании информационного материала, размещенным на сайте в сети «Интернет», запрещенным к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информационный материал, размещенный на сайте в сети Интернет с URL-адресом <адрес>, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.

Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет» с URL-адресом: <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Ичалковского районного суда

Республики Мордовия                                                             А.А. Проняшин.

1версия для печати

2а-2-42/2020 ~ М-2-43/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Большеигнатовского района РМ
Другие
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Управление Роскомнадзора по Республике Мордовия
Суд
Ичалковский районный суд Республики Мордовия
Судья
Проняшин Александр Александрович
Дело на странице суда
ichalkovsky--mor.sudrf.ru
28.08.2020Регистрация административного искового заявления
28.08.2020Передача материалов судье
31.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2020Судебное заседание
24.09.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
24.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2020Дело оформлено
25.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее