Гражданское дело №
Копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Петелиной Н.В.,
при секретаре Цоцколаури А.Ш.,
с участием представителя процессуального истца Тепляковой О.С.,
представителя ответчика Леюшкиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры <адрес> о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности установить границы территории объекта культурного наследия – «Дом нотариуса Ставровского», изготовить паспорт объекта культурного наследия «Дом нотариуса Ставровского», направить в Министерство культуры РФ заявление о регистрации выявленного объекта, сведения о наименовании объекта, сведения о времени возникновения или даты создания объекта, даты основных изменений (перестроек) данного объекта и даты связанного с ним исторического события, сведения о местонахождении объекта, сведения о категории историко-культурного значения объекта, сведения о виде объекта, описание особенностей объекта, послуживших основанием для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению, описание границ территории объекта, фотографическое изображение объекта, сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом культурного наследия, сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а так же о правовом режиме использования земельного участка.
Свои требования мотивировал следующим. Объект недвижимости, расположенный по адресу г. <адрес> Мира,66 является объектом культурного наследия регионального значения – «Дом нотариуса Ставровского, 1890г.», внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на основании решения исполнительного комитета <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. Правом оперативного управления на объект культурного наследия обладает ГНУ Красноярский НИИЖ Россельхозакадемии. На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия. В компетенцию Министерства культуры <адрес> входит осуществление государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в установленном порядке. Объект культурного наследия «Дом нотариуса Ставровского, 1890г» отнесен к объектам культурного наследия до принятия Федерального закона «Об объектах культурного наследия». Памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством РФ, а так ж объекты исторического и культурного наследия федерального значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РФ по состоянию на день вступления в силу Федерального закона «Об объектах культурного наследия», отнесены к категории объектов культурного наследия регионального значения, включенных в реест<адрес>, включение в реестр того или иного объекта не является заключительной стадией регистрации объекта культурного наследия. Для регистрации объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов необходимо уполномоченному органу охраны культуры направить в Министерство культуры РФ перечень документов, предусмотренных ст. 17 Закона. После включения памятника в реестр на него оформляется паспорт объекта культурного наследия, паспорт выдается собственнику. По информации Министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № границы территории объекта до сих пор не определены, паспорт в соответствии с требованиями законодательства не изготовлен. Указанным бездействием Министерства нарушаются права неопределенного круга лиц.
В дальнейшем прокурор <адрес> уточнил заявленные исковые требования, просит признать незаконным бездействие Министерства <адрес> в части не установления границ территории, не изготовления паспорта объекта культурного наследия - «Дом нотариуса Ставровского, 1890г.», расположенного по адресу: г. <адрес> Мира,66, обязать Министерство культуры <адрес> установить границы территории объекта культурного наследия и оформить паспорт объекта культурного наследия - «Дом нотариуса Ставровского, 1890г.», расположенного по адресу: г. <адрес> Мира,66.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Теплякова О.С. полностью поддержала заявленные требования в уточненной редакции по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства культуры <адрес> – Леюшкина С.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с требованиями прокурора не согласилась в полном объеме, представила суду письменный отзыв. В обоснование своих возражений указала, что здание, расположенное по адресу: г. <адрес> Мира,66 является объектом культурного наследия регионального значения - «Дом нотариуса Ставровского, 1890г.», принят на государственную охрану решением исполнительного комитета <адрес>вого совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. На данный объект культурного наследия имеется паспорт, составленный в 1989 году в соответствии с Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от ДД.ММ.ГГГГ №. Изготовить паспорт объекта культурного наследия по новой форме и выдать его собственнику в течении 6 месяцев не представляется возможным. В рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия <адрес>» на 2010-2013 годы, предусмотрены средства на определение границ территорий объектов культурного наследия и инвентаризацию, в результате чего будет изготовлена учетная документация на 252 объекта. Между Министерством культуры <адрес> и федеральным государственным унитарным предприятием «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – федеральное бюро технической инвентаризации» заключены государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на выполнение работ по государственному учету и инвентаризации объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, утраченных объектов культурного наследия, а также контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на выполнение работ по определению границ территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия <адрес>. Условия указанных контрактов предусматривают их выполнение не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Результатом исполнения государственных контрактов будет определение предмета охраны, границ территории объекта культурного наследия по адресу: <адрес>, п<адрес>,66, после чего Министерством культуры будет проведена работа по оформлению паспорта. Не осуществление Министерством работ по оформлению паспорта объекта культурного наследия до настоящего времени обусловлено отсутствием финансирования этих мероприятий, следовательно, не является бездействием.
Представитель третьего лица Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, ГНУ Красноярский НИИЖ Россельхозакадемии в зал суда не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, в силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из смысла действующего законодательства следует, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу ст. 6 названного закона, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Положения частей 3 и 4 статьи 13 Федерального закона № 73-ФЗ предусматривают, что финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и (или) выявленных объектов культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Субъекты Российской Федерации вправе за счет средств своих бюджетов принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.
В соответствии со ст. 15 названного закона в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Частями 1 и 2 статьи 21 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.
Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия.
Согласно Приказу Росохранкультуры от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению паспорта культурного наследия» паспорт объекта культурного наследия (далее - паспорт) является основным учетным документом на объект культурного наследия, в который внесены сведения, содержащиеся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр).
В соответствии с приказом Министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 1055 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия» в паспорт объекта культурного наследия вносится наименование, дата и номер решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия, описание границ территории объекта культурного наследия, географическое отображение границ объекта культурного наследия.
Как следует из Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о министерстве культуры <адрес> и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства культуры <адрес>», Министерство культуры <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, <адрес>, законов края, правовых актов <адрес> и <адрес> осуществляет, в том числе государственный контроль в областях музейного дела, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В силу указанного Положения (пункт 3.7), задачами Министерства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, являются, в частности: осуществление работ по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; осуществление государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в установленном порядке; согласование проектирования и проведения работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; осуществление контроля за состоянием объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия и проведение один раз в пять лет обследования состояния и фотофиксации объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, включенных в реестр, в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов культурного наследия; оформление охранных обязательств собственника и пользователя объектов культурного наследия в установленном порядке; организация разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия в установленном порядке; организация проведения историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти края или органа местного самоуправления; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и другие.
Из материалов дела следует, что здание, расположенное по п<адрес>,66 в <адрес>, является объектом культурного наследия «Дом нотариуса Ставровского, 1890 года» и подлежит государственной охране на основании решения исполнительного комитета <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. Объект недвижимости, расположенный по п<адрес>,66, в <адрес> отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.
Паспорт объекта культурного наследия, установленной на сегодняшний день, формы, на указанный объект отсутствует, что не отрицается ответчиком.
Исходя из положений статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» изготовление паспорта на объект культурного наследия относится к компетенции Министерства культуры <адрес>.
В ходе судебного заседания было установлено, что <адрес> Постановлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия <адрес>» на 2010-2013 годы», в рамках которой предусмотрено осуществление Министерством государственного учета и инвентаризации объектов культурного наследия <адрес>, определение границ их территорий, разработка проекта зон охраны, проведение государственной историко-культурной экспертизы и соответствующее финансирование на указанные мероприятия.
Между Министерством культуры <адрес> и федеральным государственным унитарным предприятием «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – федеральное бюро технической инвентаризации» заключены государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на выполнение работ по государственному учету и инвентаризации объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, утраченных объектов культурного наследия, а также контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на выполнение работ по определению границ территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия <адрес>. Условия указанных контрактов предусматривают их выполнение не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Результатом исполнения государственных контрактов будет определение предмета охраны, границ территории объекта культурного наследия по адресу: <адрес>, п<адрес>,66.
Ввиду вышеизложенных обстоятельств, требования Прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия Министерства культуры <адрес> в части не установления границ территории и не оформления паспорта объекта культурного наследия «Дом нотариуса Ставровского, 1890 года», расположенного по п<адрес>,66 в <адрес>, не подлежат удовлетворению, поскольку факт бездействия не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Министерством культуры <адрес> на настоящий момент не исполнены требования Закона об охране объектов культурного наследия в части установления границ территории и оформления паспорта объекта культурного наследия «Дом нотариуса Ставровского, 1890 года», расположенного по п<адрес>,66. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Прокурора <адрес> об обязании Министерства культуры <адрес> установить границы территории и оформить паспорт объекта культурного наследия «Дом нотариуса Ставровского, 1890 года», расположенный по п<адрес>,66, в <адрес>, подлежат удовлетворению в порядке и сроках, определенными долгосрочной целевой программой «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия <адрес>» на 2010 -2013 годы» и государственных контрактов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Обязать Министерство культуры <адрес> установить границы территории и оформить паспорт объекта культурного наследия – «Дом нотариуса Ставровского, 1890 года», расположенный по п<адрес>,66 в <адрес> в порядке и сроках, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия <адрес>» на 2010-2013 годы» и государственных контрактов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части требований прокурору <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий подпись Н.В.Петелина
КОПИЯ ВЕРНА
Судья: Н.В.Петелина