Дело №2-109/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2019 года г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Фроловой С.Л.,
при секретаре Сорокиной М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колпневой Светланы Александровны к администрации г. Смоленска, МБУ «Зеленстрой», Степченковой Валентине Ивановне о возмещении ущерба,
установил:
Колпнева С.А., с учётом уточненных требований обратилась с иском к ответчикам о возмещении ущерба. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ на принадлежащий истцу автомобиль «<данные изъяты>», гос. рег.знак №, припаркованный возле дома <адрес>, упало дерево, в результате чего транспортное средство получило механические повреждения, а именно: переднего капота, лобового стекла, стойка передняя левая, вмятина на крыше, оторвано переднее левое зеркало, разбито стекло задней левой двери, повреждена арка, заднее левое крыло, передняя левая фара, задняя крышка багажника. Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, механические повреждения автомобиля получены в результате падения дерева. Согласно проведенной независимой технической экспертизы ООО «Центр Правовой Защиты» стоимость восстановительного ремонта автомобиля составила 241 005 руб. Направленная в адрес ответчиков претензия о возмещении ущерба оставлена без удовлетворения. В связи, с чем просит суд взыскать с ответчиков в счёт причиненного ущерба 341 005 руб., расходы по оплате экспертизы в размере 10 000 руб., расходы по оплате услуг представителя 10 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 6 610 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования привлечен Шашков А.Н.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производств по делу по иску Колпневой С.А. к МБУ «Зеленстрой», Степченковой В.И. в части заявленных требований о возмещении ущерба, судебных расходов прекращено.
В судебном заседании представитель истца Зуев А.П. исковые требования уточнил, просил взыскать с администрации г.Смоленска 269 174 руб. 72 коп. в возмещение материального ущерба, проценты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 43 027 руб. 28 коп., расходы на оплату услуг эксперта в сумме 10000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб., 6 610 руб. в возврат госпошлины, отметив, что упавшее дерево располагалось на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в связи с чем, ответственность за причиненный Колпневой С.А. ущерб должна нести Администрация г.Смоленска.
Представитель ответчика администрации г.Смоленска Петкуте Ю.К. требования не признала. Полагала, что расходы на оплату юридических услуг являются завышенными, а расходы на оплату госпошлины просила распределить пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Третье лицо Шашков А.Н., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
МБУ «Зеленстрой», Степченкова В.И., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесен вопрос организации благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п.25 ч.1 указанной статьи Закона).
Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ с 01.03.2015г. введена в действие ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которой (ч.2) распоряжение расположенными на территории городского округа земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Согласно п.п.1.1.1, 3, 5.1, 5.4 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утв. приказом Госстроя РФ от 15.12.1999г. №153, зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя, в частности, озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории. Содержанию зеленых насаждений должно уделяться особое внимание, так как воздушная и почвенная среда в городе резко отличаются от естественных условий, в которых формировались наследственные биологические свойства используемых для озеленения растений. Система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства. Оценка состояния озелененных территорий осуществляется: долгосрочная оценка - один раз в 10 лет; ежегодная (плановая) оценка - два раза в год; оперативная оценка - по специальному распоряжению. Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке.
В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению (ст.1069 ГК РФ).
В силу пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, в числе прочего, относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В силу п.п. 2.3, 2.4 Правил благоустройства города Смоленска, утвержденных постановлением Администрации города Смоленска от 30.03.2014 года №568-адм (далее – Правила благоустройства), благоустройство городской территории обеспечивается: структурными подразделениями Администрации города Смоленска, осуществляющими организацию благоустройства; территориальными органами Администрации города Смоленска; специализированными организациями; хозяйствующими субъектами и физическими лицами, осуществляющими благоустройство земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве, и участвующими в благоустройстве прилегающих территорий, если иное не предусмотрено законом или договором. Хозяйствующие субъекты и физические лица, осуществляющие благоустройство территорий, обязаны принимать меры к устранению нарушений норм, предусмотренных Правилами. Физические лица, осуществляющие благоустройство территорий, при невозможности устранения нарушений, представляющих угрозу жизни или здоровью граждан, своими силами должны принимать меры к ограждению опасных зон либо объектов и извещать об этом уполномоченное структурное подразделение, соответствующий территориальный орган Администрации города Смоленска, осуществляющие организацию благоустройства.
Аналогичный порядок проведения мер по защите и восстановлению зеленых насаждений предусмотрен п.п. 5.7, 5.9, 5.10 «Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 года №153. Так, ежегодный плановый осмотр проводится в течение всего вегетационного периода (весной и осенью – обязательно). При этом обследование охватывает все элементы зеленых насаждений и благоустройства. Ежегодный плановый осенний осмотр (в сентябре) проводится по окончании вегетации растений с целью проверки готовности озелененных территорий к зиме. К этому времени должны быть закончены все работы по подготовке к эксплуатации объектов в зимних условиях. По данным ежегодных плановых весеннего и осеннего осмотров составляется ведомость дефектов и перечень мероприятий, необходимых для подготовки объекта к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях. По окончании осмотра составляется акт в двух экземплярах. Кроме ежегодного планового осмотра может проводиться оперативный осмотр в результате чрезвычайных обстоятельств – после ливней, сильных ветров, снегопадов и т.п. Также п.5.4 вышеназванных Правил оценка состояния озелененных территорий осуществляется: один раз в 10 лет – долгосрочная оценка; два раза в год – ежегодная (плановая) оценка; по специальному распоряжению – оперативная оценка.
В соответствии с п.3.16.2, 3.16.3 Правил благоустройства города Смоленска, утв. Постановлением Администрации города Смоленска от 31.03.2014 №568-адм, содержание и охрана зеленых насаждений включают в себя в числе прочего борьбу с вредителями и болезнями; вырезку сухих и ломаных веток; формирование и прореживание крон; санитарную и омолаживающую обрезку деревьев; вырубку аварийных, больных и поврежденных деревьев; подготовку зеленых насаждений к зиме. Ответственность за содержание и сохранность зеленых насаждений, надлежащий уход за ними возлагается, в частности, на специализированную организацию на основании контракта, заключенного с Администрацией города Смоленска в соответствии с процедурой о размещении заказов, - в парках, скверах, бульварах, садах, городских зонах отдыха, лесопарках, вдоль дорог, на разделительных полосах дорог, выполненных в виде газонов, в акваториях рек и водоемов, на территории неразграниченной собственности; на собственников помещений многоквартирных домов или по договору на организацию, оказывающую услугу и (или) выполняющую работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, или управляющую организацию - на земельных участках в составе общего имущества многоквартирных домов, а в случае, если земельный участок не сформирован, - на придомовых территориях, определенных техническими паспортами; на владельцев зданий, строений, сооружений - по периметру зданий, строений, сооружений в пределах 15 м. или до прилегающей проезжей части; на владельцев земельных участков - на территории земельных участков и за пределами по периметру занимаемой территории в пятиметровой зоне от границ земельного участка или до прилегающей проезжей части; на организации, эксплуатирующие сети и коммуникации (сетевые организации) в пределах их охранной зоны.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на припаркованный возле дома <адрес>, принадлежащий на праве собственности истцу автомобиль «<данные изъяты>» (гос. рег. знак №) упало дерево, в результате чего названное транспортное средство получило механические повреждения, Колпневой С.А. причинен материальный ущерб.
Постановлением и.о. дознавателя УМВД РФ по г.Смоленску Д.Е.С. от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного ст. 167 УК РФ.
Как указано в пункте 3.16.3 Правил благоустройства, ответственность за содержание и сохранность зеленых насаждений, надлежащий уход за ними возлагается:
- на специализированную организацию на основании контракта, заключенного с Администрацией города Смоленска в соответствии с процедурой о размещении заказов, - в парках, скверах, бульварах, садах, городских зонах отдыха, лесопарках, вдоль дорог, на разделительных полосах дорог, выполненных в виде газонов, в акваториях рек и водоемов, на территории не разграниченной собственности;
- на собственников помещений многоквартирных домов или по договору на организацию, оказывающую услугу и (или) выполняющую работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, или управляющую организацию - на земельных участках в составе общего имущества многоквартирных домов, а в случае, если земельный участок не сформирован, - на придомовых территориях, определенных техническими паспортами. Не допускается загораживание аншлагов и номерных знаков ветвями деревьев и кустарников;
- на владельцев зданий, строений, сооружений - по периметру зданий, строений, сооружений в пределах 15 м или до прилегающей проезжей части;
- на владельцев земельных участков - на территории земельных участков и за пределами по периметру занимаемой территории в пятиметровой зоне от границ земельного участка или до прилегающей проезжей части;
- на руководителей предприятий, учреждений, организаций - на территориях предприятий, учреждений, организаций, а также в пределах их санитарно-защитных зон (если нет санитарно-защитной зоны, то по периметру занимаемой территории в пределах 15 м от границ земельного участка или до прилегающей проезжей части);
- на руководителей организаций, которым отведены земельные участки под застройку, а со дня начала работ - и на руководителей подрядных организаций;
- на организации, эксплуатирующие сети и коммуникации (сетевые организации) в пределах их охранной зоны.
В рамках рассматриваемого дела по ходатайству представителя Администрации г.Смоленска назначена землеустроительная экспертиза.
Согласно заключения ООО «МФЦ «Бином», установлено место падения дерева на автомобиль «<данные изъяты>» (гос. рег. знак №) припаркованного ДД.ММ.ГГГГ возле забора жилого дома <адрес>, расположенного на расстоянии 0,9 м. от установленной (отмежеванной) границы земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>. Согласно данных содержащихся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (№ от ДД.ММ.ГГГГ №№), место расположения упавшего дерева находится на не разграниченных землях (не земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно решения Смоленского городского Совета от 20.02.2015 №1323 «Об определении уполномоченного органа на распоряжение земельными участами, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Смоленска», вступившим в силу 01.03.2015, Администрация г.Смоленска определена уполномоченным органом на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Смоленска.
Ответчик результаты исследования, изложенные в заключении, в ходе судебного разбирательства не оспаривал.
Постановлением Администрации города Смоленска от 14.12.2010 N 791-адм с 1 января 2011 года создано муниципальное бюджетное учреждение "Зеленстрой" путем изменения типа существующего муниципального автономного учреждения "Зеленстрой". Основной целью деятельности муниципального бюджетного учреждения "Зеленстрой" является осуществление полномочий органов местного самоуправления города Смоленска в сфере организации благоустройства и озеленения территории города Смоленска.
Согласно Уставу МБУ «Зеленстрой», утвержденному постановлением администрации города Смоленска от 25.04.2011 года №732-адм (с изменениями) к числу видов деятельности Учреждения отнесены содержание, охрана, мониторинг, обследование зеленых насаждений; выполнение работ озеленению и текущему содержанию зеленых насаждений (пункт 2.4.1) При этом, согласно пункту 2.5 Устава предусмотренные им виды деятельности осуществляются Учреждением на основании муниципального задания учредителя -администрации г.Смоленска.
Приведенные положения муниципальных нормативных актов дают основания полагать, что специализированной организацией в сфере содержания, сохранности зеленых насаждений и надлежащего ухода за ними, включая ликвидацию аварийных деревьев, является, в силу своего организационно-правового статуса, МБУ «Зеленстрой».
ДД.ММ.ГГГГ между МБУ «Зеленстрой» и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Смоленска заключено соглашение № о предоставлении субсидии из бюджета города Смоленска на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
Вместе с тем, производственное задание администрации г.Смоленска на ДД.ММ.ГГГГ год для МБУ «Зеленстрой» не предусматривало работ по текущему содержанию парков, скверов, цветников и зеленых насаждений на территории Промышленного района г.Смоленска в отношении не разграниченной территории дома <адрес>.
Таким образом, администрация г.Смоленска, как орган местного самоуправления, регулирующий отношения в сфере благоустройства на подведомственной территории в границах административно-территориального образования, надлежащим образом не выполнило возложенные на нее обязанности, что стало непосредственной причиной произошедшего ДТП.
В связи с чем, надлежащим ответчиком за вред, причиненный истцу в результате ДТП, является администрация г.Смоленска.
Общие основания ответственности предполагают, что лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения в том случае, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
Таким образом, по смыслу закона, установлена презумпция вины причинителя вреда, который может быть освобожден от ответственности лишь в том случае, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Между тем, доказательств того, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от администрации г.Смоленска по характеру обязательств, она приняла все меры для надлежащего исполнения своих обязанностей по содержанию и охране зеленых насаждений в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
По ходатайству представителя администрации г.Смоленска назначена и проведена оценочная экспертиза.
По заключению ООО «Альфа Сигма» №№ от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта автомобиля «<данные изъяты>» (гос. рег. знак №) составляет 269 174 руб. 72 коп.
Суд при разрешении спора принимает во внимание указанное заключение эксперта, которое отражает реальный размер причинённого истцу ущерба и возможность его определения, исходя из стоимости восстановительного ремонта автомобиля. Эксперт был предупреждён судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения. Оснований для сомнения в правильности и достоверности выводов, содержащихся в данном заключении, у суда не имеется; эти выводы ответчиками в ходе судебного разбирательства не оспаривались, допустимыми и достоверными доказательствами не опровергнуты.
Ответчик результаты исследования, изложенные в заключении, в ходе судебного разбирательства не оспаривал.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца суммы ущерба исходя их заявленных исковых требований в размере 269 174 руб. 72 коп. с администрации г.Смоленска.
На основании ст. 395 ГК РФ с ответчика в пользу истца суд взыскивает процента за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 43 027 руб. 28 коп., данный расчет ответчиком не оспаривался.
На основании ст.88, 94, 98 ГПК РФ, пропорционально удовлетворённой части требований, с администрации г.Смоленска в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 891 руб. 79 коп., расходы по оценке ущерба автомобиля в размере 10 000 руб., поскольку несение данных расходов находится в причинно-следственной связи с причиненным истцу вредом и являлось необходимым для восстановления нарушенных прав.
Кроме того, на основании положений ст.100 ГПК РФ с учетом принципа разумности, правовой сложности дела, цены иска, объема оказанных услуг с администрации г.Смоленска в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя в размере 8000 руб.
Из материалов дела усматривается, что в связи с рассмотрением дела расходы по проведению ООО «Альфа-Сигма» судебной оценочной экспертизы составили 16 000 руб., расходы по проведению ООО «МФЦ «Бином» судебной землеустроительной экспертизы составили 12 000 руб., в связи с чем, несение указанных расходов суд также возлагает на Администрацию г.Смоленска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Колпневой Светланы Александровны удовлетворить частично.
Взыскать с администрации г.Смоленска в пользу Колпневой Светланы Александровны 297 174 руб. 72 коп. в счёт возмещения ущерба, проценты в размере 43 027 руб. 28 коп., а также 23 891 руб. 79 коп. в возмещение судебных расходов.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Администрации г.Смоленска в пользу ООО «Альфа-Сигма» 16 000 руб. в счёт оплаты экспертных услуг.
Взыскать с Администрации г.Смоленска в пользу ООО «МФЦ «Бином» 12 000 руб. в счёт оплаты экспертных услуг.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Судья Фролова С.Л.
мотивированное решение изготовлено 03.10.2019 года