РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2023 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи – Чернякова Н.Н.,
при секретаре – Кужеевой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-256/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Люкшиной Татьяне Александровне о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с административного ответчика – Люкшиной Т.А. с учетом частичного отказа от иска задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 1048 рублей, за 2019 год – 641 рубль, пени за 2019 год в размере – 18 рублей 82 копейки, за 2020 год – 24 рубля 80 копеек; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО 36604412 за 2017 год в размере 110 рублей 27 копеек, за 2018 год – 292 рубля, за 2019 год в размере 9 рублей 45 копеек; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО 36614404 за 2017 год в размере 366 рублей, пени – 6 рублей 11 копеек, а всего взыскать 2854 рубля 75 копеек.
В связи с неуплатой налогов административному ответчику направлялись требования, в которых сообщалось о наличии у него задолженности, предоставлялся срок для её уплаты. В установленный срок задолженность не была погашена, что послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявление о вынесении судебного приказа и взыскании указанной задолженности. <дата> мировым судьей вынесен судебный приказ, который <дата> отменен, в связи с поступившим возражением административного ответчика.
Учитывая, что сумма налоговой задолженности в бюджет не поступила, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административный истец в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по адресу постоянной регистрации: <адрес> (почтовый конверт возвращен в суд по истечению срока хранения) в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки и ходатайств об отложении заседания не представил, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных данным кодексом.
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Налогоплательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемые периоды Люкшина Т.А. являлась собственником земельных участков, расположенных в <адрес> и <адрес> (кадастровые номера № и №, соответственно), а также транспортных средств «ГАЗ 5312», государственный регистрационный знак № №, «Хендэ Солярис», государственный регистрационный знак № №, «Дэу Нексиа», государственный регистрационный знак № №.
Административному ответчику направлялись налоговые уведомления № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>.
В связи с неуплатой налога в установленный срок административному ответчику направлялись требования № по состоянию на <дата> об уплате задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере 632 рубля, пени – 10 рублей 54 копейки; № по состоянию на <дата> об уплате задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 1689 рублей, пени – 24 рубля 80 копеек; № по состоянию на <дата> об уплате задолженности по земельному налогу ОКТМО 36604412 за 2018 год в размере 292 рубля, пени – 11 рублей 91 копейка; № по состоянию на <дата> об уплате задолженности по земельному за 2019 год в размере 322 рубля, пени – 9 рублей 45 копеек, транспортному налогу за 2019 год в размере 641 рубль, пени – 18 рублей 82 копейки.
В установленный срок административный ответчик требования не исполнил, что послужило основанием для обращения административного истца <дата> к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа и взыскании задолженности. <дата> мировым судьей вынесен судебный приказ, который определением от <дата> отменен после поступления возражений административного ответчика.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно абз. 4 п. 1 ст.48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ, указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 указанной статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
До принятия Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ, редакция ст.48 НК РФ предусматривала минимальную задолженность 3 тысячи рублей для возникновения обязанности налогового органа обратиться в суд.
Как следует из карты расчета с бюджетом, представленной административным истцом, транспортный налог за 2018, 2019 гг не уплачен на сумму 1048 рублей и 641 рубль, налог за 2020 уплачен <дата>, то есть с пропуском срока для уплаты (<дата>); земельный налог за 2017 год не уплачен.
Как видно из карточки расчета с бюджетом при исчислении транспортного налога в отношении одного автомобиля, мощностью до 100 л.с., применялась льгота в виде ? размера налога, так как административный ответчик является пенсионером.
Ввиду того, что сумма задолженности по земельному налогу за 2017 год составляла 642 рубля 54 копейки, то есть менее как 3 так и 10 тысяч рублей, обращение налогового органа к мировому судье <дата> соответствует требованиям ст.48 НК РФ (срок по самому раннему требованию <дата>, плюс три года, плюс 6 месяцев).
По последнему требованию (№) сумма задолженности не превышала 10 тысяч рублей, в связи с чем, общий срок для обращения в суд подлежит исчислению на основании абз. 4 п. 1 ст.48 НК РФ и соблюден административным истцом.
В районный суд с административным иском заявитель обратился <дата> в пределах 6 месячного срока с момента отмены судебного приказа (<дата>).
При таких обстоятельствах, заявленный административный иск подлежит удовлетворению с учетом уточнения.
В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Административный истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворённым требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Люкшиной Татьяне Александровне о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу, удовлетворить.
Взыскать с Люкшиной Татьяны Александровны, ИНН №, зарегистрированной по адресу: <адрес>, задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 1048 рублей, за 2019 год в размере – 641 рубль, пени 18 рублей 82 копейки, пени за 2020 год – 24 рубля 80 копеек; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО 36604412 за 2017 год в размере 110 рублей 27 копеек, пени 4,39 руб,, за 2018 год – 292 рубля, пени 11,91 руб, налог за 2019 год в размере 322 рубля, пени в размере 9 рублей 45 копеек; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО 36614404, за 2017 год в размере 366 рублей, пени – 6 рублей 11 копеек, а всего взыскать 2854 рубля 75 копеек.
Взыскать с Люкшиной Татьяны Александровны, ИНН №, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий Н.Н. Черняков
Мотивированное решение изготовлено 30.01.2023.