РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<данные изъяты> Дело 27GV0008-01-2021-000419-08
21 января 2022 г. г. Уссурийск
Уссурийский гарнизонный военный суд в составе:
судьи Стащенко В.Д.,
при секретаре судебного заседания Величко А.Э.,
с участием представителя истца командира войсковой части <данные изъяты> – Бондаренко М.Ю. и ответчика Леонтьева Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску командира войсковой части <данные изъяты> о взыскании с бывшего военнослужащего той же части <данные изъяты> Леонтьева Леонида Игоревича денежных средств, в счет причиненного материального ущерба,
установил:
Командир войсковой части <данные изъяты> обратился в суд с иском, в котором просит привлечь бывшего военнослужащего той же воинской части <данные изъяты> Леонтьева к полной материальной ответственности и взыскать с него в пользу филиала № 1 Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» (далее – филиал №1 ФКУ «УФО МО РФ по ПК») денежные средства в размере 34419 рублей 59 копеек в счет несданного им после увольнения выданного ему вещевого имущества личного пользования, срок носки которого не истек.
Его представитель Бондаренко в обоснование заявленных требований указала, что Леонтьев проходил военную службу в войсковой части <данные изъяты> на должности врача медицинского пункта. В период прохождения военной службы ответчик был обеспечен вещевым имуществом и им было получено имущество личного пользования по норме № 4, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 года № 390. После досрочного увольнения из рядов Вооруженных сил Российской Федерации, в связи с невыполнением условий контракта Леонтьев не произвел окончательный расчёт за полученное вещевое имущество, в связи с чем остаточная сумма задолженности (сумма ущерба) числящаяся за ним с учетом износа вещевого имущества составляет 34419 рублей 59 копеек. До настоящего времени ответчик за полученное имущество личного пользования (срок носки которого не истек) окончательный расчет не произвел. Таким образом, действиями ответчика государству причинен материальный ущерб на общую сумму 34419 рублей 59 копеек.
В судебном заседании Леонтьев исковые требования не признал и просил суд отказать в их удовлетворении, пояснив, что после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации он желал сдать полученное им в период прохождения военной службы вещевое имущество, срок носки которого не истек, о чем им был написан соответствующий рапорт, однако в вещевой службе войсковой части <данные изъяты> должностное лицо уполномоченное осуществлять прием у военнослужащих вещевого имущества получать его отказалось, мотивируя это тем, что выданное ранее вещевое имущество личного пользования возврату на склад не подлежит, с чем он не согласен и готов его сдать.
Командир войсковой части <данные изъяты>, а также третье лицо на стороне истца - представитель начальника филиала № 1 ФКУ «УФО МО по ПК» Пономаренко, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суд не прибыли, ходатайств от отложении дела не направляли, что не препятствует военному суду, на основании ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело без их участия.
При этом, Пономаренко просила о рассмотрении дела без ее участия.
Выслушав представителя истца, ответчика и исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> Леонтьев назначенный приказом Министра обороны Российской Федерации от <данные изъяты> на воинскую должность врача медицинского пункта (со стационаром на 15 коек) войсковой части <данные изъяты> с 6 июня 2020 года зачислен в списки личного состава части, на все виды обеспечения.
Из выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> следует, что Леонтьев досрочно уволенный с военной службы приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу от <данные изъяты>, с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подпункт «в» пункта 2 ст. 51 Федерального закона « О воинской обязанности и военной службе», сдавший дела и должность с 01.11.2020 года, с 29.04.2021 года исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат г. Уссурийск Приморского края.
Карточкой учета материальных средств личного пользования от <данные изъяты>, требованием накладной от <данные изъяты> вещевого склада войсковой части <данные изъяты> и вещевым аттестатом военнослужащего от 6 мая 2020 года подтверждается получение Леонтьевым в период прохождения военной службы вещевого имущества личного пользования, срок носки которого не истек, указанного в справке – расчете от 20 апреля 2021 года № 12, представленной истцом, согласно которой остаточная сумма с учетом износа полученного ответчиком вещевого имущества составляет 34419 рублей 59 копеек.
Согласно уведомлений от <данные изъяты>, направленных в адрес Леонтьева и полученного одного из них матерью ответчика 31 мая 2021 года тому предлагалось прибыть в войсковую часть для урегулирования вопроса в части сдачи полученного им в период прохождения военной службы вещевого имущества личного пользования.
Вместе с тем, согласно рапорту Леонтьева от 17 апреля 2021 года последний просил принять у него имущество личного пользования на склад, ранее выданного ему в период прохождения военной службы, однако из резолюции на этом рапорте работника вещевой службы войсковой части <данные изъяты> следует, что в принятии данного имущества отказано, ввиду его использования.
В соответствии со статьей 2 и пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине ущерб.
Под ущербом понимается утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
В соответствии с пунктом 25 Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 390, вещевое имущество, за исключением расходных материалов, передается во владение и безвозмездное пользование военнослужащим с момента его получения.
Вещевое имущество личного пользования, срок носки которого не истек, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случае их увольнения с военной службы, в том числе по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", подлежит возврату.
Порядок дальнейшего использования сданного вещевого имущества определяется Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Вещевое имущество личного пользования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, срок носки которого не истек, не пригодное к дальнейшему использованию по прямому назначению, возврату не подлежит.
Таким образом, в законодательстве закреплена обязанность военнослужащего, уволенного с военной службы, сдать выданное ему в период службы вещевое имущество, подлежащее возврату.
Указанные положения закона не содержат запрета на добровольный возврат военнослужащим командованию воинской части выданного ему в период прохождения военной службы вещевого имущества при наличии у него такой возможности.
Следовательно, военнослужащий может сдать в добровольном порядке указанное вещевое имущество вплоть до вынесения судом решения по иску командира воинской части, поданного в порядке пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих". В таком случае ущерб, наличие которого является обязательным условием для привлечения военнослужащего к материальной ответственности, будет отсутствовать либо определяться стоимостью несданного обмундирования.
В судебном заседании установлено, что ответчик желает сдать имеющее у него вещевое имущество полученное в период прохождения военной службы в войсковой части <данные изъяты> общей стоимостью составляющей цену иска, однако должностное лицо указанной воинской части ответственное за прием такого имущества отказывается его принимать, мотивируя отказ необходимостью возмещения стоимости полученного им вещевого имущества именно в денежном эквиваленте. При этом пригодность к дальнейшему использованию по прямому назначению полученного ответчиком вещевого имущества должностными лицами войсковой части <данные изъяты> также не проверялась.
Представителем ответчика Бондаренко данные обстоятельства не опровергались и она также настаивала на возмещении Леонтьевым ущерба за полученное им вещевое имущество именно в денежном эквиваленте.
Таким образом, поскольку ответчик принял все необходимые меры для возмещения ущерба желая сдать полученное им в период прохождения военной службы вещевое имущество, срок носки которого не истек, что подтверждается материалами дела и установленными в судебном заседании обстоятельствами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания судом поведения ответчика недобросовестным.
Довод представителя истца Бондаренко о том, что военнослужащий может возместить причиненный ущерб добровольно только в денежной форме после увольнения его получателя с военной службы, суд не принимает во внимание, поскольку он основан на неверном толковании действующего законодательства.
Исходя из изложенного, военный суд приходит к выводу о не обоснованности заявленных исковых требований и полагает необходимым в удовлетворении иска командира войсковой части <данные изъяты> отказать.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, военный суд
решил:
в удовлетворении иска командира войсковой части <данные изъяты> о взыскании с бывшего военнослужащего той же воинской части лейтенанта медицинской службы запаса Леонтьева Леонида Игоревича денежных средств, в счет причиненного материального ущерба – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Уссурийский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. с 24 января 2022 года.
Судья Уссурийского
гарнизонного военного суда В.Д. Стащенко