РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2014 года город Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания: Ассмус Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2587\2014 по исковому заявлению прокурора Пуровского района, выступающего в интересах ФИО2, к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о признании незаконным приказа № 35-ОД Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ФИО2 из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат гражданам, выезжающим из <адрес> в населенные пункты юга <адрес> в рамках программы "Сотрудничество" и возложении обязанности на Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО восстановить ФИО2 и ее супруга ФИО5 в очереди на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", исходя из даты постановки на учет,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действующий в интересах ФИО2, обратился в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о признании незаконным приказа № 35-ОД Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ФИО2 из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат гражданам, выезжающим из <адрес> в населенные пункты юга <адрес> в рамках программы "Сотрудничество" и возложении обязанности на Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО восстановить ФИО2 и ее супруга ФИО5 в очереди на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", исходя из даты постановки на учет.
В обоснование иска указано, что с 1994 года ФИО2 состояла в окружном списке граждан (категория пенсионеры по старости), имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество". В 2014 году на основании приказ Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ОД ФИО2 исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество" по основанию предусмотренному п.п. «ж» п.2.10 Положения о реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в населенные пункты юга <адрес>, в связи с непредставлением истцом в период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ в органы местного самоуправления по месту жительства заявления о своем намерении получить социальную выплату в 2014 году. Считал, что истица незаконно исключена из окружного списка граждан, поскольку со времени постановки на учет, т.е. с 1994 года, таких заявлений истица ответчику не подавала, информация о внесении изменений в Постановление Правительства ЯНАО до нее муниципальным органом не доводилась. Просил суд обязать ответчика восстановить истицу в окружном списке граждан на предоставление социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество" с момента подачи заявления.
В судебное заседании процессуальный истец прокурор <адрес>, истец ФИО2, участия не принимали.
ФИО2 направила в суд заявление - ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, также указала, что требования иска поддерживает в полном объеме.
Помощник прокурора <адрес> ФИО4, действующий на основании поручения прокурора <адрес>, настаивал на исковых требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен судом, надлежащим образом. В суд направлены возражения на исковое заявление.
Представитель третьего лица - администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен судом, надлежащим образом. В суд направлены возражения на исковое заявление.
Представитель третьего лица - департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации <адрес>, в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен судом, надлежащим образом.
Исследовав представленные доказательства с учетом требований ст. 56 ГПК РФ, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, возражениях на него, выслушав старшего помощника прокурора <адрес> ФИО4, суд приходит к следующему.
В силу ч.3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.1 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий.
Компетенция органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определена в ст. 13 ЖК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства ЯНАО № 437-П утверждено Положение о реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в населенные пункты юга <адрес> (далее по тексту - Положение).
Согласно п.1.2 Положения право на получение социальных выплат для приобретения жилья имеют граждане, постоянно проживающие в <адрес>, выезжающие из автономного округа в населенные пункты юга <адрес>, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие социальные выплаты (субсидии) на эти цели.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 с 1994 года состояла в окружном списке граждан (категория – пенсионеры по старости), имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в населенных пунктах юга <адрес>.
На основании приказа департамента строительства и жилищной политики ЯНАО № 35-ОД от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, состав семьи ФИО5 - супруг, была исключен из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество" на основании п.п. "ж" п.2.10 Положения в связи с не предоставлением заявления, указанного в п.2.12 Положения.
Судом при рассмотрении дела было установлено, что на момент подачи ФИО2 заявления об участии в жилищной программе в рамках программы "Сотрудничество" действовало Постановление Губернатора ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о порядке реализации Договора между органами государственной власти <адрес>-Югры и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Сотрудничество" по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающих из <адрес> в населенные пункты <адрес>".
Обязанность по регистрации и постановке на учет граждан, имеющих право ан получение социальной выплаты, в силу указанного Положения, была возложена на уполномоченные органы муниципального органа по месту жительства гражданина. Департамент строительства и жилищной политики в ЯНАО в соответствии с п.4.7 Положения до 15 марта направлял в уполномоченные органы муниципального района или городского округа в ЯНАО извлечения из списков, указанных в ч.1 настоящего пункта для размещения в доступных местах для всеобщего обозрения.
Однако, в связи с принятием и введением в действие постановления Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ № 437-П "Об утверждении Положения о реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в населенные пункты юга <адрес>" изменились условия реализации жилищной программы.
Согласно п.2.10 указанного Положения граждане подлежат исключению из окружного списка, в том числе, в случае не предоставления заявления, указанного в п.2.12 Положения.
В соответствии с п.2.12 указанного Положения граждане, состоящие в окружном списке, ежегодно, с 01 января по 01 июля предоставляют в органы местного самоуправления заявление по соответствующей форме.
Однако, в силу п.2.8 Положения на основании списков граждан по муниципальным образованиям Департамент включает граждан, состоящих в списках по муниципальному образованию, в окружной список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество" по состоянию на 01 января года, следующего за текущим. Выписки из окружного списка направляются Департаментом в органы местного самоуправления для дальнейшего уведомления граждан не позднее 15 рабочих дней с момента утверждения списка.
Указанные пункты Положения вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ № 560-П.
Администрация муниципального образования <адрес> с момента издания Положения, введения в действие указанных норм о необходимости ежегодной перерегистрации в качестве участника программы в адрес ФИО2 не направляла.
Таким образом, не предоставление указанного заявления ФИО2 в период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ явилось следствием неправомерных бездействий администрации муниципального образования <адрес>.
О том, что условия программы существенно изменились с января 2013 года, ФИО2 информирована не была.
Из текста Положения следует, что реализация мероприятий программы "Сотрудничество" предусматривает непосредственное участие с одной стороны органа, осуществляющего реализацию жилищной программы, а с другой- гражданина. Реализация мероприятий достигается совместными усилиями указанных лиц. При этом, обязанность обеспечить условия для осуществления гражданами права на участие в программе возлагается в силу закона на указанные органы.
Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что неправомерные действия администрации муниципального образования <адрес>, повлекли за собой издание департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО приказа № 35-ОД от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО2 из окружного списка участников программы.
Исходя из ч.1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Защита прав в силу ч.3 ст. 11 ЖК РФ, ст.12 ГК РФ осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В целях обеспечения соблюдения прав граждан на получение социальной выплаты, суд полагает необходимым возложить обязанность на Департамент строительства и жилищной политики <адрес> сохранить за ФИО2 право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", исходя из даты обращения с заявлением в 1994 году.
Одним из требований прокурора <адрес> является возложение обязанности на департамент строительства и жилищной политики ЯНАО по восстановлению ФИО2 и ее супруга ФИО5 в очереди на получение социальной выплаты по программе "Сотрудничество", исходя из даты постановки на учет.
Согласно положений ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из представленных в суд материалов не следует, что гражданин ФИО5 обращался к прокурору <адрес> о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов.
Кроме того, из заявления ФИО2 адресованного прокурору <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, также не следует, что защите подлежат права ее супруга ФИО5, который в силу объективных обстоятельств не имеет возможности самостоятельно обратиться к прокурору.
Таким образом, требования иска прокурора <адрес> в части восстановления ФИО5 в очереди на получение социальной выплаты по программе "Сотрудничество", исходя из даты постановки на учет удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░ № 35-░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░░░".
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░ ░░░2 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░░░", ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ 1994 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░