Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3389/2018 ~ М-3383/2018 от 22.10.2018

Дело

24RS0035-01-2018-004149-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2018 года                                 г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Патова С.М.

при секретаре Герлиц М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению управления социальной защиты населения Администрации города Минусинска и министерства социальной политики Красноярского края к Раутенберг О.А. о взыскании денежных сумм,

УСТАНОВИЛ:

Управление социальной защиты населения Администрации города Минусинска (далее УСЗН города Минусинска) и министерство социальной политики Красноярского края обратились в суд с исковым заявлением к Раутенберг О.А. о взыскании денежных сумм. Требования мотивированы тем, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия) предоставляются гражданам на основании ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 (далее - Правила), Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон). В соответствии с постановлением Администрации города Минусинска от 02.02.2011 № 92-п «Об осуществлении государственных полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, о внесении изменений в некоторые постановления Администрации города Минусинска и признании утратившими силу некоторых постановлений Администрации города Минусинска» (в редакции от 10.06.2015 № АГ-1017-п) управление социальной защиты населения администрации города Минусинска (далее - управление) осуществляет в порядке, установленном Законом Красноярского края от 09.12.2010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан», государственные полномочия в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, за исключением государственных полномочий, установленных подпунктами «в», «г», «д» пункта 4 статьи 1 Закона, которые осуществляет муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования город Минусинск». С 01.01.2015 вступил в силу Закон Красноярского края от 16.12.2014 № 7-3019 «О внесении изменений в отдельные Законы края в сфере социальной поддержки граждан в целях оптимизации механизма денежных выплат» и средства, необоснованно полученные с 01.01.2015 в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, подлежат возврату в краевой бюджет. Главным распорядителем указанных средств краевого бюджета является министерство социальной политики Красноярского края на основании Закона Красноярского края о от 02.12.2015 № 9-3931 «О краевом бюджете на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов», постановления Правительства Красноярского края от 07.08.2008 № 30-п «Об утверждении Положения о министерстве социальной политики Красноярского края». Раутенберг О.А являлась получателем субсидии, в связи с тем, что относилась к категории «одинокопроживающий, неработающий пенсионер». Субсидия назначалась автоматически, по предшествующему месяцу начисления за жилое помещение и коммунальные услуги, сроком на 6 месяцев, по истечению указанного срока, продлялась на тот же срок, без истребования документов. На основании сведений, предоставленных в управление отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, содержащих размер пенсии работающих пенсионеров и запроса в <данные изъяты>, выяснилось, что Раутенберг О.А. работала <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о заработной плате в управление Раутенберг О.А. не предоставляла. На основании пп. «в» п. 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера. Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах «а» - «в» пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.61 Правил). Таким образом, ответчиком необоснованно получена субсидия за период с июля 2008 года по декабрь 2016 года в размере 115 126 рублей 34 копейки, из них подлежит возврату: в доход УСЗН города Минусинска в сумме 79 428 рублей 12 копеек; в доход министерства социальной политики Красноярского края в сумме 35 698 рублей 22 копейки. В настоящее время ответчик не является получателем субсидии и добровольно возвратить указанные средства отказывается. В связи с этим просят взыскать с Раутенберг О.А. в пользу управления социальной защиты населения Администрации города Минусинска необоснованно полученные в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг средства в размере 79 428 рублей 12 копеек; в пользу министерства социальной политики Красноярского края необоснованно полученные в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг средства в размере 35 698 рублей 22 копейки.

В судебном заседании представитель истцов УСЗН города Минусинска, министерства социальной политики Красноярского края Боброва Н.А., действующая на основании доверенностей (т.1 л.д.8, т. 2 л.д. 102), поддержала исковые требования, мотивируя изложенным, также пояснила, что срок исковой давности по исковым требования не пропущен, поскольку о том, что ответчик работает, истец узнал только в ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик Раутенберг О.А. в судебном заседании и в своем отзыве по иску, признала исковые требования в части суммы, подлежащей взысканию за период перечислений субсидии с ДД.ММ.ГГГГ включительно в пользу министерства социальной политики Красноярского края в сумме 17 467 рублей 69 копеек, в удовлетворении требований о взыскании денежных средств в сумме 97 658 рублей 65 копеек просила отказать в связи с пропуском срока исковой давности, указывая, что истец располагал сведениями о ее доходах на основании межведомственных запросов, получаемых в т.ч. в электронном виде (т. 2 л.д. 113-114).

Представитель ответчика Раутенберг О.А. по устному ходатайству Скворцова Н.В. в судебном заседании пояснила, что по ее мнению требования истца подлежат удовлетворению за период перечислений субсидии с ДД.ММ.ГГГГ включительно в пользу министерства социальной политики Красноярского края в сумме 17 467 рублей 69 копеек, в остальной части требований просила отказать в связи с пропуском срока исковой давности.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 159 ЖК РФ, право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в разделе II регламентирован перечень документов, представляемых с заявлением о предоставлении субсидии, и порядок их рассмотрения. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

На основании пп. «в» п. 60 Правил от 14.12.05г. предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера.

Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах «а» - «в» пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 61 Правил).

Согласно подпункту 7 части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения.Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущее (неосновательное обогащение).

Согласно части 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Раутенберг О.А., являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г.Минусинск, ул.Комарова,д.3, кв.51, обращалась в УСЗН города Минусинска с заявлениями о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (т. 2 л.д. 89, 90, 93-95). К указанным заявлениям, в качестве подтверждения права на субсидию, Раутенберг О.А. прилагала справку из бухгалтерии ЖЭУ об оплате за жилье и коммунальные услуги, справку о составе семьи, копию документа на право владения (пользования) жилым помещением, копию трудовой книжки, сведения о доходе и о том, что она является пенсионером, а также, обязалась сообщать в УСЗН города Минусинска об обстоятельствах, влияющих на назначение субсидии (л.д.96). На основании представленных документов Раутенберг О.А. назначалась и выплачивалась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как категории «одиноко проживающий, неработающий пенсионер».

После получения ДД.ММ.ГГГГ ответа на запрос от <данные изъяты>, УСЗН города Минусинска стало известно о том, что Раутенберг О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. работала в <данные изъяты>, имела доход, что подтверждено справками 2 НДФЛ за указанные годы (т. 2 л.д. 76-86).

На основании Протокола № 1 заседания комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с переплатами, возвратами и удержаниями с граждан на оплату жилья и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ Раутенберг О.А. предложено возвратить необоснованно перечисленные денежные средства в размере 115 126 рублей 34 копейки в добровольном порядке (т. 2 л.д.74). Денежные средства добровольно ответчиком возмещены не были.

Таким образом, поскольку Раутенберг О.А. не предоставляла сведения о своем трудоустройстве в <данные изъяты> в периоды ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, ей незаконно была начислена и выплачена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно расчету, представленному истцом, общий размер необоснованно начисленной и перечисленной Раутенберг О.А. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составляет 115 126 рублей 34 копейки, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перечислено 79 428 рублей 12 копеек, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перечислено 35 698 рублей 22 копейки (т. 1 л.д. 4-5).

Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В соответствии с положениями ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В силу положений п.48 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, именно на получателя субсидии возложена обязанность в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных п. «в» п. 60 Правил (представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера) представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие такие события.

При таких обстоятельствах, наличие у компетентного органа права на проверку предоставленных сведений, не свидетельствует о том, что он должен был узнать о том, что Раутенберг О.А. предоставляет недостоверные сведения ранее, чем ДД.ММ.ГГГГ.

С исковым заявлением истцы обратились в суд ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, довод ответчика о пропуске срока исковой давности суд отклоняет, поскольку данные требования предъявлены в пределах установленного ст. 196 ГК РФ трехгодичного срока исковой давности.

В соответствии с постановлением Администрации г. Минусинска от 02.02.2011 г. № 92-п «Об осуществлении государственных полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, о внесении изменений в некоторые постановления Администрации г. Минусинска и признании утратившими силу некоторых постановлений Администрации г. Минусинска», управление социальной защиты населения Администрации г. Минусинска осуществляет в порядке, установленном Законом Красноярского края от 09.12.2010 г. № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан», государственные полномочия в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения за исключением государственных полномочий, установленных пп. «в», «г», «д» п. 4 ст. 1 Закона, которые осуществляет муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования город Минусинск».

С 01.01.2015 г. вступил в силу Закон Красноярского края от 16.12.2014 г. «О внесении изменений в отдельные Законы края в сфере социальной поддержки граждан в целях оптимизации механизма денежных выплат» и средства, необоснованно полученные с 01.01.2015 г. в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, подлежат возврату в краевой бюджет. Главным распорядителем указанных средств краевого бюджета является министерство социальной политики Красноярского края на основании Закона Красноярского края от 02.12.2015 г. «О краевом бюджете на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов».

Таким образом, поскольку установлено, что в качестве субсидии на оплату жилищных и коммунальных услуг Раутенберг О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перечислено 79 428 рублей 12 копеек, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перечислено 35 698 рублей 22 копейки, с ответчика подлежит взысканию в пользу УСЗН города Минусинска необоснованно полученные в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг средства в размере 79 428 рублей 12 копеек и в пользу министерства социальной политики Красноярского края необоснованно полученные в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг средства в размере 35 698 рублей 22 копейки.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход муниципального образования город Минусинск подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 502 рубля 53 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования управления социальной защиты населения Администрации города Минусинска и министерства социальной политики Красноярского края к Раутенберг О.А. о взыскании денежных сумм удовлетворить.

Взыскать с Раутенберг О.А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в пользу управления социальной защиты населения Администрации города Минусинска необоснованно полученные в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг средства в размере 79 428 рублей 12 копеек и в пользу министерства социальной политики Красноярского края необоснованно полученные в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг средства в размере 35 698 рублей 22 копейки.

Взыскать с Раутенберг О.А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, государственную пошлину в доход местного бюджета (муниципального образования город Минусинск) в размере 3 502 рубля 53 копейки.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-3389/2018 ~ М-3383/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство социальной политики
УСЗН г. МИнусинск
Ответчики
Раутенберг Ольга Алексеевна
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Патов Сергей Михайлович
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
22.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2018Передача материалов судье
29.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2018Подготовка дела (собеседование)
13.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2018Судебное заседание
16.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее