Дело №2-790/2021
УИД № 34RS0006-01-2021-000286-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 03 марта 2021 года
Советский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Матюхиной О.В.,
при секретаре Григорьевой А.Ю.,
с участием:
помощника прокурора Советского района г.Волгограда Лесняк Г.А.,
представителя ответчика комитета здравоохранения Волгоградской области Рамазановой И.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде гражданское дело по иску прокурора Суровикинского района Волгоградской области, действующего в интересах Левшина Евгения Алексеевича, к комитету здравоохранения Волгоградской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Суровикинского района Волгоградской области, действующего в интересах Левшина Евгения Алексеевича, обратился в суд с иском комитету здравоохранения Волгоградской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных средств.
Истец в обоснование своих требований указал, проведенной прокуратурой Суровикинского района Волгоградской области проверкой установлено, что Левшин Е.А. с дата года состоит на учете в ГБУЗ «ЦРБ Суровикинского муниципального района» с диагнозом «иные данные. иные данные, на регулярной основе ему прописано применение препаратов «Периндоприл», «Онглиза», «Метформин», «Индапамид», а также измерение уровня глюкозы в крови тест-полосками «Сателлит Экспресс».
дата врачом-терапевтом ГБУЗ «ЦРБ Суровикинского муниципального района» Луневой Н.П. Левшину Е.А. были выписаны рецепты адрес6 и адрес8 на получение препаратов «Онглиза» (таблетки, покрытые пленочной оболочкой иные данные 30) и «Периндоприл» (таблетки номер
Ранее Левшин Е.А. был обеспечен необходимыми препаратами дата сроком на 3 месяца, из чего следует, что к моменту выписки вышеуказанных рецептов данные лекарственные препараты у Ф.И.О.1 отсутствовали.
Как установлено в ходе настоящей проверки дата Левшин Е.А. обратился с данными рецептами в АГФ номер ГУП «Волгофарм».
Аптечным учреждением в связи с отсутствием в наличии препаратов, выписанных Левшину Е.А., рецепты адрес6 и адрес8 были поставлены на отсроченное обслуживание и занесены в реестр необеспеченных рецептов.
Установлено, что Левшин Е.А. был в установленном порядке включен медицинской организацией в сводную потребность для организации обеспечение необходимыми лекарственными средствами за счет средств бюджет: Волгоградской области на иные данные.
Однако в установленном действующим законодательством порядке выписанные Левишну Е.А. рецепты должным образом в течение иные данные рабочих дней с даты обращения в аптечную организацию обеспечены не были, в связи с чем целях недопущения прерывания курса Левшин Е.А. был вынужден дата и дата приобрести препараты «Периндоприл» и «Онглиза» за счет собственных средств, что подтверждается товарными чеками дата ГАУ «Волгофарм» номер и номер, соответственно. Общая сумма затрат Левшина Е.А. в связи с необеспечением его в установленном законом порядке необходимыми лекарственными средствами составила 4611,60 руб.
Впоследствии лекарственные средства, выписанные Левшину Е.А рецептами номер, поступили на склад аптечной организации лишь дата и дата, соответственно, и были отпущены дата и дата, соответственно.
Просил взыскать с Комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу Левшина Евгения Алексеевича понесенные на приобретение препаратов «Периндоприл» и «Онглиза» расходы в размере иные данные руб.
Помощник прокурора Советского района г.Волгограда Лесняк Г.А. в судебном заседании исковые требования подержала, просила удовлетоврить по доводам, изложенным в иске.
Истец Левшин Е.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно.
Представитель ответчика комитета здравоохранения Волгоградской области Рамазанова И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать.
Представители третьих лиц ГУП «Волгофарм», ГБУЗ «Центральная районная больница Суровикинского муниципального района» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и других уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого являете; обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья включая медицинскую помощь.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от дата N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 того же закона, определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от дата N 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 этого же закона, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Во исполнение предписания, предусмотренного частью 2 статьи 43 названного Федерального закона, постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии со статьями 6.1, 6.2 Закона РФ от дата N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. В состав предоставляемых социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами.
Перечнем групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства РФ от дата N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", предусмотрен бесплатный, за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств.
Согласно Постановлению Правительства РФ от дата номер «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» при наличии диагноза диабет все лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам бесплатно.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Левшин Е.А, с дата года состоит на учете у врача терапевта в ГБУЗ «ЦРБ Суровикинского муниципального района» с диагнозом сахарный диабет 2 типа.
дата Левшину Е.А. выписаны лекарственные препараты «Онглиза» (таблетки, покрытые пленочной оболочкой номер и «Периндоприл» (таблетки номер) сроком на иные данные месяца.
дата врачом-терапевтом ГБУЗ «ЦРБ Суровикинского муниципального района» Луневой Н.П. Левшину Е.А. были выписаны рецепты номер на получение препаратов «дата и «Периндоприл» (таблетки номер
Таким образом, к моменту выписки вышеуказанных рецептов лекарственные препараты у Левшина Е.А. отсутствовали.
В ходе проведенной прокурором проверки, дата Левшин Е.А. обратился с рецептами в АГФ номер ГУП «Волгофарм».
Пункт 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от дата N 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", устанавливает процедуру обеспечения граждан необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в случае их временного отсутствия в аптечном учреждении.
Так, в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
АГФ номер ГУП «Волгофарм»в связи с отсутствием в наличии препаратов, выписанных Левшину Е.А., рецепты номер были поставлены на отсроченное обслуживание и занесены в реестр необеспеченных рецептов.
Согласно п.п. 1,3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от дата номер- ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом I части 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов организация обеспечения населения лекарственными препаратами дл? медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов закупленными по государственным контрактам.
Пунктом 2 ст. 19 Федерального закона от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон номер) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатной оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от дата номер-Ф: «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» одним и: основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательной медицинского страхования.
Федеральный закон номер в ч. 1 ст. 81 устанавливает, что программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатное оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гаранта бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которые лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются п рецептам врачей бесплатно.
Раздел V Постановления Правительства РФ от дата номер «Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предусматривает, что источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 1.1 Положения о комитете здравоохранения Волгоградское области, утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области о: дата номер (далее по тексту - Положение) Комитет здравоохранение области (далее по тексту - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан ш территории Волгоградской области.
В соответствии с п. дата Положения Комитет организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания.
Пунктом 2 постановления главы Администрации Волгоградской области от дата номер «О лекарственном обеспечении граждан, имеющих право ш получение государственной социальной помощи за счет средств федеральной бюджета» определено, что Комитет должен организовать лекарственное обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих праве на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся о получения социальной услуги в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированных продуктов питания для детей-инвалидов, при оказании им медицинской помощи амбулаторных условиях.
Таким образом, обязанность по организации лекарственного обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированных продуктов питания для детей-инвалидов, при оказании им медицинской помощи амбулаторных условиях, относится к полномочиям Комитета.
Установлено, что Левшин Е.А. был в установленном порядке включен медицинской организацией в сводную потребность для организации обеспечение необходимыми лекарственными средствами за счет средств бюджет: Волгоградской области на 2020 год.
Однако в установленном действующим законодательством порядке выписанные Левишну Е.А. рецепты должным образом в течение 10 рабочих дней с даты обращения в аптечную организацию обеспечены не были, в связи с чем целях недопущения прерывания курса Левшин Е.А. был вынужден дата и дата приобрести препараты «Периндоприл» и «Онглиза» за счет собственных средств, что подтверждается товарными чеками АГФ номер ГУП «Волгофарм» номер и номер, соответственно.
Общая сумма затрат Левшина Е.А. в связи с необеспечением его в установленном законом порядке необходимыми лекарственными средствами составила иные данные руб.
Впоследствии лекарственные средства, выписанные Левшину Е.А рецептами номер, поступили на склад аптечной организации лишь дата и дата, соответственно, и были отпущены дата и дата, соответственно.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата иль повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 16 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину ь результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органо! местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежа! возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно положениям ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Настоящим-Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет субъекта РФ, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст. 125 настоящего Кодекса этого обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с п. дата Положения «О комитете здравоохранения Волгоградской области», утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области от дата номер Комитет здравоохранение Волгоградской области осуществляет функции главного распорядителя ь получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федеральной бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета.
Учитывая приведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что при наличии у истца рецепта на льготный препарат и при отсутствии препарата в аптеке, отпускаемого по льготе, обязанность по обеспечению больного данным лекарством, действующим законодательством возложена на орган государственной власти субъекта Российской Федерации в лице комитета здравоохранения Волгоградской области за счет средств бюджета Волгограда в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Таким образом, исходя из того, что понесенные истцом расходы по приобретению препаратов обусловлены отсутствием своевременного обеспечения необходимым для поддержания здоровья лекарственным препаратом в порядке, предусмотренном ФЗ "О государственной социальной помощи", суд взыскивает расходы на приобретение Левшиным Е.А. жизненно необходимых лекарственных препаратов с Комитета здравоохранения Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в размере иные данные иные данные копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ «░░░░░░░» ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░