Дело № 2-1139/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Зубова Поляна 31 октября 2017 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Яковлевой Л.М.,
при секретаре судебного заседания Ураевой Е.В.,
с участием в деле: истца Дмитриева В.А.,
представителей истца – Вороновой Л.А., действующей на основании доверенности,
адвоката Мордовской Республиканской Коллегии Адвокатов Решетниковой Ю.К., действующей на основании ордера от 31.10.2017 № 3186, представившей удостоверение № 117 от 27.12.2002 г.,
ответчика – Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, её представителя Сусловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриева В.А. к Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
установил:
Дмитриев В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить его – члена семьи ветерана Великой Отечественной войны, на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В обоснование исковых требований указал, что он является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны. Проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <Адрес> который представлялся его умершим родителям и списан с баланса предприятия. Однако, на сегодняшний момент указанный дом фактически не пригоден для проживания. По состоянию здоровья, ..., ему сложно самостоятельно себя обслуживать. Жилой дом не имеет никаких удобств. Само по себе жилое помещение является ветхим. В настоящее время Администрация Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия не проводит обследования технического состояния домов, находящихся в ветхом состоянии, поэтому получить заключение Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о признании помещения пригодным или не пригодным для проживания не представляется возможным. Указанное обстоятельство препятствует ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, вследствие чего он не может реализовать гарантированное государством право на обеспечение жильём как члену семьи участника Великой Отечественной войны. В заявлении от 16 августа 2017 г., поданном в Администрацию Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, он просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий именно как проживающего в ветхом жилье, фактически не пригодном для проживания.
Однако, в своём отказе от 30 августа 2017 г. № 3545 ответчик ссылается на п. 1 части 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 7 ст. 8 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия». Также, согласно п. 4 п. 5 части 2 ст. 8 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия», не представлены документы: копия технического паспорта жилого помещения и копии правоустанавливающих документов на занимаемые жилые помещения.
Просит суд: признать незаконными отказ Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, изложенный в сообщении от 30 августа 2017 г. № 3545 в постановке на учет Дмитриева В.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложить обязанность поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как лицо обладающее в соответствии с положениями ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» правом на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.
В судебном заседании истец Дмитриев В.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель истца – Воронова Л.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что в 2000 году квартира, предоставлявшаяся их матери, списана с баланса предприятия, поскольку пришла в ветхое состояние. Дмитриев В.А. в указанной квартире, которая нигде не числится, проживает до сих пор, фактически не имея нормальных условий проживания.
Представитель истца – Решетникова Ю.К. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также пояснила, что поскольку жилой дом, где проживает истец, был списан с баланса организации и не был передан балансодержателем Зубовским лесхозом, в настоящее время ГКУ «Зубовское территориальное лесничество» в муниципальный баланс, в Бюро технической инвентаризации до 01.12.1998 г. и в Едином государственном реестре недвижимости после 01.12.1998 г. не зарегистрирован, то есть фактически является бесхозяйным и договор социального найма не составлялся. По этой причине истец не может представить истребованные правоустанавливающие документы или договора найма, поскольку их не существует. Непредставление указанных документов, согласно п. 4 п. 5 части 2 ст. 8 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия», для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не может лишить Дмитриева В.А. мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах».
В судебном заседании представитель ответчика - Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия – Суслова Е.А. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объёме по основаниям, изложенным в сообщении об отказе в постановке на учет Дмитриева В.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся: участники Великой Отечественной войны: а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Из материалов дела следует, что истец Дмитриев В.А. является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, статус которого подтверждается Удостоверением серии ... № от 27 июня 2017 г. (п. 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»), в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах».
Из справки врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК) Министерства социального обеспечения МАССР от 16 ноября 1981 года усматривается, что Дмитриев В.А. освидетельствован и признан инвалидом второй группы бессрочно по причине инвалидности с детства и является нетрудоспособным.
В силу ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) предоставление жилых помещений; 4) компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; 5) оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
На основании ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1.01.2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Частью третьей статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
16 августа 2017 года Дмитриев В.А. обратился в Администрацию Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о признании его нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список очередности на улучшение жилищных условий в качестве члена семьи участника ВОВ в связи с тем, что дом, в котором он постоянно проживает, находится в ветхом состоянии и непригоден для проживания.
Сообщением Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 30 августа 2017 г. № 3545 заявителю Дмитриеву В.А. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии п. 1 части 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 7 ст. 8 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия». Также, согласно п. 4 п. 5 части 2 ст. 8 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия», не представлены документы: копия технического паспорта жилого помещения и копии правоустанавливающих документов на занимаемые жилые помещения.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем и соответственно постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как иные категории граждан определенные Федеральным законом «О ветеранах». Необходимость в признании указанных категорий граждан в т.ч. малоимущими, в целях обеспечения жильем отсутствует.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время истец проживает по адресу: <Адрес>. Совместно с ним проживает его брат ФИО1.
Согласно сообщениям заинтересованных органов, имеющихся в материалах дела, жилое помещение по адресу: <Адрес>, на балансе администрации Уметского городского поселения и ГКУ «Зубовское территориальное лесничество», в реестре государственного имущества, в Едином государственном реестре недвижимости не значится.
Доводы стороны истца о том, что указанный дом фактически не пригоден для проживания, стороной ответчика не оспаривалось, допустимых доказательств, опровергающих данные доводы, материалы дела не содержат.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» жильем обеспечиваются ветераны Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также – погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на его получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» мерой социальной поддержки членов семей умерших инвалидов, участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
При таких обстоятельствах нельзя признать законным и обоснованным отказ в постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что решением Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 30 августа 2017 г. № 3545 нарушены права и свободы истца Дмитриева В.А., гарантированные ему Федеральным законом «О ветеранах», Жилищным кодексом Российской Федерации.
На основании изложенного, исковые требования Дмитриева В.А. подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истец Дмитриев В.А. и Администрация Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, в соответствии с подпунктами 17 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождаются.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Дмитриева В.А. к Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, изложенный в сообщении от 30 августа 2017 г. № 3545, в постановке на учет Дмитриева В.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия поставить Дмитриева В.А., __.__.____ года рождения, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Судья Зубово-Полянского районного суда
Республики Мордовия Л.М.Яковлева