Дело 2-25/2019
24RS0029-01-2018-000619-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2019 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Чижиковой О.В.,
с участием помощника прокурора Козульского района Закревской Е.И.,
представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №,
при секретаре Слугиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Козульского района в интересах Королева Р.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Козульского района Красноярского края о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Козульского района с учетом уточненных требований обратился в суд с иском в интересах Королева Р.А. к УСЗН администрации Козульского района о признании незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации Козульского района Красноярского края о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ. предоставления Королеву Р.А. мер социальной поддержки согласно протоколу закрытия субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на оплату жилья и коммунальных услуг, обязать Управление социальной защиты населения администрации Козульского района Красноярского края предоставить Королеву Р.А. социальной поддержки в виде расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивировал тем, что Королев Р.А. является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно. Королев Р.А. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. На основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ УСЗН администрации Козульского района Королеву Р.А. в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») назначены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 % по оплате занимаемой общей площади жилых помещений, за отопление, коммунальные услуги, за газ, за топливо, за электроэнергию, коммунальных услуг на общедомовые нужды. В связи с образовавшейся задолженностью за коммунальные услуги в размере 804,97 рублей и задолженностью по оплате капитального ремонта за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2520,0 руб. предоставление назначенных мер социальной поддержки Королеву Р.Н. приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ, о чем Королеву Р.А. направлено уведомление №. С ДД.ММ.ГГГГ УСЗН администрации Козульского района Королеву Р.А. в форме протокола закрытия от ДД.ММ.ГГГГ прекращено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, о чем направлено уведомление №. Таким образом, решение УСЗН администрации Козульского района является незаконным и ущемляет права Королева Р.А. на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». По факту выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника УСЗН администрации Козульского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг, в удовлетворении которого отказано.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Козульского района Закревская Е.И. с учетом уточнений исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям.
Истец Королев Р.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно.
Представитель ответчика УСЗН администрации Козульского района ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что Королев Р.А. по адресу <адрес>, фактически не проживает, согласно акту проведенного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, визуальный осмотр наличие вещей Королева, а также следов его фактического проживания в данном жилом помещении не обнаружено, квартира не жилая. Поддержала письменный отзыв, согласно которому, полагает позицию прокурора о безусловной обязанности предоставления инвалидам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, не соответствующей положениям федерального и регионального законодательства, а также правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума ВС РФ от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», в соответствии в которой меры социальной поддержки. По оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению. Указанные положения закреплены в статьях 159, 160 ЖК РФ. Аналогично Законом Красноярского края №13-2804 для всех категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате и ЖКУ, установлены одинаковые требования, соответствующие нормам ЖК РФ, учитывая публичные интересы, в том числе другой группы инвалидов, получающей льготы по оплате жилья и ЖКУ в соответствии с иными федеральными законами. В частности, Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» определены такие категории, как «инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы», «Инвалиды ВОВ» и «инвалиды боевых действий», которые являются иными по отношению к категории инвалидов, определенной Федеральным законом №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Нельзя получателей мер социальной поддержки (инвалидов) в соответствии с Федеральным законом №181-ФЗ, игнорируя общие требования ЖК РФ, ставить в преимущественное положение по отношению к аналогичной категории получателей (инвалидов), но по другим специальным законам. Кроме того, Королев Р.А. по адресу <адрес>, зарегистрирован, но фактически не проживает, расходов по оплате коммунальных услуг не несет. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Выслушав процессуального истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Козульского района, заявленные в интересах инвалида Королева Р.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. №199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п. п. "в" п. 9 ст. 23 указанного Закона края, орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона края, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела Королеву Р.А., проживающему по адресу <адрес>, как инвалиду <данные изъяты> группы, назначена субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с образованием задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг Королеву Р.А. была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ выплата мер социальной поддержки на оплату ЖКУ, в том числе: по оплате капитального ремонта за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2520,0 руб., о чем в адрес Королева Р.А. было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком было принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки Королеву Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ. из-за имеющейся задолженности, о чем Королев Р.А. также был письменно уведомлен.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для возобновления мер социальной поддержки Королеву Р.А. основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Так, ответчик ссылается на акт обследования, который был проведен ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в квартире по адресу: <адрес>, разобрана печь (вместо мусора из остатков кирпича и глины), отсутствуют оконные рамы с остеклением, в связи с этим в квартире лежит снег. Крыша разрушена и протекала, по всему дому обрезана электропроводка. В квартире никто не проживает, визуальный осмотр наличие вещей Королева Р.А., а также следов его фактического проживания в данном жилом помещении не обнаружено, иных сведений, подтверждающих факт фактического проживания по месту регистрации у комиссии не имеется. Ответчиком рекомендовано Королеву Р.А. сделать регистрацию по месту фактического проживания и оформить меры социальной поддержки как инвалиду.
Из материалов дела следует, что предоставление мер социальной поддержки Королеву Р.А. прекращено УСЗН администрации Козульского района Красноярского края, в связи с образовавшейся задолженностью за коммунальные услуги.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры.
Следовательно, факт фактического не проживания ответчика в данном жилом помещении и наличие задолженности по оплате коммунальных услуг не может явиться основанием для прекращения предоставления инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг, в связи с чем, суд полагает доводы ответчика несостоятельными.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик ссылался на то, что п. 1 ст. 20.1 Закона Края № 13-2804 предусматривающий предоставление гражданам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и ЖКУ при отсутствии задолженности по оплате этих услуг или при выполнении гражданами соглашений по их погашению не оспорена определением Верховного Суда РФ применительно к инвалидам, а значит является действующий и подлежит применению.
С указанными доводами суд согласиться не может. Не смотря на то, что п. 1 ст. 20.1 и п. п. "в" п. 9 ст. 23 «в» п. 9 ст. 23 Закона края № 13-2804 не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, изложенной в приведенном ответчиком в обоснование указанных доводов Определении Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 года № 53-АПГ15-24 следует, что положения указанной нормы не подлежат распространению на инвалидов, так как Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возможности лишения инвалида права на предусмотренные законом меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг при образовании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не предусмотрено, поскольку само предоставление инвалиду указанных мер социальной поддержки по смыслу Федерального закона № 181-ФЗ в зависимости от исполнения им обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг не состоит.
Необоснованной суд признает и ссылку ответчика на недопустимость ставить в неравное положение инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ, по отношению к аналогичной категории инвалидов, являющихся получателями мер социальной поддержки в силу иных правовых оснований, поскольку невозможность принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки лицам, которым указанные меры назначены в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вытекает из прямого указания на то закона, кроме того, вопрос об оценке прав на получение мер социальной поддержки иных категорий граждан предметом настоящего судебного разбирательства не является.
Иные доводы ответчика, приведенные в возражениях на исковое заявление и направленные на толкование норм права, регулирующих условия и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, выводов суда о незаконности оспариваемого истцом решения не опровергают и при установленных судом обстоятельствах не могут быть приняты во внимание в качестве оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у ответчика отсутствовали правовые основания принимать решение о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставления Королеву Р.А. мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с указанным Федеральным законом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действие ответчика по прекращению с ДД.ММ.ГГГГ года предоставления Королеву Р.А. мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» согласно протоколу закрытия субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на оплату ЖКУ, следует признать незаконным, необходимо устранить допущенное нарушение прав истца, обязав ответчика возобновить предоставление Королеву Р.А. мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50%, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░., ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50% ░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.01.2019░.