РЕШЕНИЕ
09 августа 2019 года |
г. Екатеринбург |
Судья Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Шашкин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу
председателя правления товарищества собственников жилья «Краснолесье» (далее – ТСЖ «Краснолесье») Гусевой Н. В., <данные изъяты>, не привлекавшейся к ответственности за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций,
на постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области (РЭК СО) Соболя М.Б. от 03.06.2019 № 139 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России),
УСТАНОВИЛ:
03.06.2019 уполномоченным должностным лицом – заместителем председателя РЭК СО Соболь вынесено постановление о привлечении председателя правления ТСЖ «Краснолесье» Гусевой к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.6 КоАП России и назначении штрафа в размере 30000 рублей.
Согласно постановлению и представленным материалам, председатель правления ТСЖ«Краснолесье» Гусева, являясь должностным лицом ТСЖ «Краснолесье» и находясь на рабочем месте по адресу: г. Екатеринбург, ул. Краснолесья, д. 14, корп. 5, не осуществляла контроль за правильностью применения в ТСЖ «Краснолесье» регулируемых государством цен (тарифов), что привело к нарушениям установленного порядка ценообразования, выразившимся в завышении тарифов на тепловую энергию и электрическую энергию при начислении платы гражданам в платёжных документах за период с апреля 2018 года по январь 2019 года.
В нарушение требований ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.157Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», пп. 2 п. 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», п. 38, п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановления РЭК Свердловской области от 11.12.2017 № 152-ПК «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, на 2018 год» (п.24.2. Одноставочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям), постановления РЭК Свердловской области от 28.11.2018 № 182-ПК «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую публичным акционерным обществом «Т Плюс» (Красногорский район Московской области) на территории Свердловской области, на 2018 год» (п. 1.2. Одноставочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям), постановления РЭК Свердловской области от 25.12.2017 № 209-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2018 год» (п. 2 Тарифов) при начислении платы гражданам в платёжных документах за период с апреля 2018 года по январь 2019 года были завышены тарифы на тепловую энергию и электрическую энергию.
А именно.
1. В платёжных документах за период с апреля 2018 года по январь 2019 года, выставленных ТСЖ «Краснолесье», начисления платы (за период с марта по декабрь 2018года) гражданам за тепловую энергию (на нужды отопления и горячего водоснабжения) производились по завышенным тарифам на тепловую энергию в размере:
- в платёжных документах за период с апреля по июль 2018 года (начисления за период с марта по июнь 2018 года) – от 1585,219930 руб./Гкал до 1585,220025 руб./Гкал, вместо применения установленного тарифа в размере 1345,64 руб./Гкал. Завышение тарифа составило от 239,57993 руб./Гкал до 239,580025 руб./Гкал;
- в платёжных документах за период с августа 2018 года по январь 2019 года (начисления за период с июля по декабрь 2018 года) - от 1585,219936 руб./Гкал до 1585,22руб./Гкал, вместо применения установленного тарифа в размере 1411,93 руб./Гкал. Завышение тарифа составило от 173,289936 руб./Гкал до 173,29 руб./Гкал.
Например, начислено:
1) Каргаполовой М.В. (ул. Краснолесья, д. 14, корп. 5, кв. 8) в платёжном документе за июнь 2018 года (начисления за май 2018 года):
- за отопление в количестве 0,2167 Гкал по тарифу в размере 1585,220025 руб./Гкал на сумму 343,52 руб. вместо применения установленного тарифа в размере 1345,64 руб./Гкал. Завышение тарифа составило 239,580025 руб./Гкал. Сумма нарушения составила 51,92 руб. Сумма излишне полученной выручки составила 51,92 руб.;
- за горячую воду (в части нагрева) (в платёжном документе «ГВС нагрев») в количестве 0,54 Гкал по тарифу в размере 1585,22 руб./Гкал на сумму 856,02 руб. вместо применения установленного тарифа в размере 1345,64 руб./Гкал. Завышение тарифа составило 239,58 руб./Гкал. Сумма нарушения составила 129,37 руб. Сумма излишне полученной выручки составила 129,37 руб.
Сумма нарушения по данному платёжному документу составила 181,29 руб. (51,92 руб. + 129,37 руб.) Сумма излишне полученной выручки составила 181,29 руб.
2) Игишевой И.В. (ул. Краснолесья, д. 14, корп. 5, кв. 34) в платёжном документе за декабрь 2018 года (начисления за ноябрь 2018 года):
- за отопление в количестве 1,48 Гкал по тарифу в размере 1585,219995 руб./Гкал на сумму 2346,13 руб. вместо применения установленного тарифа в размере 1411,93 руб./Гкал. Завышение тарифа составило 173,289995 руб./Гкал. Сумма нарушения составила 256,47 руб. Сумма излишне полученной выручки составила 256,47 руб.;
- за горячую воду (в части нагрева) (в платёжном документе «ГВС нагрев») в количестве 0,18 Гкал по тарифу в размере 1585,22 руб./Гкал на сумму 285,34 руб. вместо применения установленного тарифа в размере 1411,93 руб./Гкал. Завышение тарифа составило 173,29 руб./Гкал. Сумма нарушения составила 31,19 руб. Сумма излишне полученной выручки составила 31,19 руб.
Сумма нарушения по данному платёжному документу составила 287,66 руб. (256,47руб. + 31,19 руб.) Сумма излишне полученной выручки составила 287,66 руб.
Всего сумма нарушения, сложившаяся в результате завышения в период с 30.04.2018 по 01.02.2019 (в платёжных документах за период с апреля 2018 года по январь 2019 года (начисления за период с марта по декабрь 2018 года)) тарифов на тепловую энергию (на нужды отопления и горячего водоснабжения), составила 117 028,20 руб. Сумма излишне полученной выручки составила 89 944,86 рублей.
Факт оплаты платёжных документов подтверждается информацией о поступивших оплатах и задолженности из платёжных документов за февраль и март 2019 года.
Завышение в период с 30.04.2018 по 01.02.2019 (начисления за период с марта по декабрь 2018 года) тарифов на тепловую энергию является нарушением порядка ценообразования.
2. В платёжных документах за декабрь 2018 года, выставленных ТСЖ «Краснолесье», начисления платы гражданам (за ноябрь 2018 года) за электрическую энергию (общедомовое потребление) производились по завышенному одноставочному тарифу, дифференцированному по двум зонам суток (ночная зона) в размере 1,420010 руб./кВтч, вместо применения тарифа в размере 1,42 руб./кВтч. Завышение тарифа составило 0,00001руб./кВтч.
Например, начислено Несоленихину К.Е. (ул. Краснолесья, д. 14, корп. 5, кв. 80) в платёжном документе за декабрь 2018 года за электрическую энергию (ночная зона) (общедомовое потребление) в количестве 36,0348 кВтч по тарифу в размере 1,420010руб./кВтч на сумму 51,17 руб. вместо применения установленного тарифа в размере 1,42руб./кВтч. Завышение тарифа на электрическую энергию (ночная зона) составило 0,00001руб./кВтч. Сумма нарушения составила 0,00 руб. Сумма излишне полученной выручки составила 0,00 руб.
Всего сумма нарушения, сложившаяся в результате завышения ТСЖ «Краснолесье» в период с 31.12.2018 по 01.01.2019 (в платёжных документах за декабрь 2018 года) тарифа на электрическую энергию, составила 0,00 руб. Сумма излишне полученной выручки составила 0,00 рублей.
Завышение ТСЖ «Краснолесье» в период с 31.12.2018 по 01.01.2019 (начисления за ноябрь 2018 года) одноставочного тарифа на электрическую энергию, дифференцированного по двум зонам суток, является нарушением порядка ценообразования.
Сумма нарушения, сложившаяся в результате завышения ТСЖ «Краснолесье» в период с 30.06.2018 по 01.02.2019 (в платёжных документах за период с июня 2018 года по январь 2019 года) тарифов на тепловую энергию, составила 114799 рублей 27 копеек. Сумма излишне полученной выручки составила 88185 рублей 40 копеек.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что председателем правления ТСЖ«Краснолесье» Гусевой совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.6 КоАП России.
Считая указанное постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене Гусева обратилась в суд.
Согласно доводам жалобы, РЭК СО пришло к выводу о том, что ТС"Ж «Краснолесье» обогатилось за период с 30.06.2018 по 01.02.2019 на 114799 рублей 27 копеек, однако сумма излишне полученной выручки за указанный период составила 88185 рублей 40 копеек за счёт завышения тарифов на тепловую энергию.
Выручка у ТСЖ «Краснолесье» отсутствовала, так как указанные денежные средства пошли на нужды всех собственников, с кого были получены данные денежные средства.
У ТСЖ «Краснолесье» в данный период был заключён договор подряда с бухгалтером Михайловой И.С., именно данное лицо в единственном числе отвечало за начисление платы за коммунальные услуги собственникам, при этом Гусева не имеет высшего образования и не была в курсе о применении завышенных тарифов.
ТСЖ предприняло все возможные меры, в частности ещё до поступления жалобы в РЭК ТСК «Краснолесье» начало производить перерасчёт собственникам.
Заявитель просит принять во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность и рассмотреть вопрос о возможности произвести замену назначенного административного наказания посредством его замены на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП России.
Данное деяние никому последствий не принесло, так как указанные деньги были потрачены на нужды многоквартирного дома. Более того, задолженность собственников перед ТСЖ «Краснолесье» составляет 1903804 рубля 94 копейки, долг ТСЖ перед подрядными и ресурсоснабжающими компаниями равен нулю. Таким образом, никаких негативных последствий для собственников применение завышенного тарифа не привело.
Также заявитель просит снизить размер штрафа, учесть при этом, что её ежемесячная заработная плата составляет 26100 рублей, иных источников дохода не имеется, на иждивении находится дочь и муж.
В судебном заседании Гусева, её защитник Белоногов С.А., доводы жалобы поддержали, дополнительно указав, что председатель правления ТСЖ «Краснолесье», выполняет лишь представительские функции и не отвечает за выставление счетов и использование тарифов на коммунальные услуги, не является субъектом вменённого административного правонарушения.
Допрошенная по ходатайству стороны защиты в качестве свидетеля Михайлова С.И., показала, что в период инкриминируемого деяния она работала бухгалтером в ТСЖ«Краснолесья» и отвечала за формирование счетов, использование тарифов на коммунальные услуги. Завышение тарифов, указанных в оспариваемом постановлении, произошло в связи с тем, что ресурсоснабжающая организация – ПАО «Т плюс» не представляла сведения о том, какие именно тарифы следует применять. В связи с этим Михайлова использовала тарифы, опубликованные на интернет-сайте РЭК. Также Михайлова указала, что её деятельностью руководила Гусева, являющаяся председателем правления ТСЖ«Краснолесье».
Свидетель Бастриков О.В., допрошенный по ходатайству стороны защиты, показал, что Гусева приходится ему женой, в их семье сложилась трудная финансовая ситуация, из-за небольшого дохода (26000 рублей в месяц) и наличия значительных по размеру долговых обязательств (87000 рублей в месяц).
Ведущий специалист РЭК СО Бычин А.В., действующий на основании доверенности от 29.12.2018, просил отказать в удовлетворении жалобы, указал, что тарифы, подлежащие применению, опубликованы в сети «Интернет», являются общедоступными, выставление счетов потребителям в отсутствие счетов ресурсоснабжающей организации – нарушение законодательства, бухгалтер не является должностным лицом, а вина Гусевой заключается в бездействии.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП России судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Заслушав участников процесса, рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Часть 1 ст. 14.6 КоАП России предусматривает ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
В силу в ч. 1 ст. 2.2 КоАП России административное правонарушение признаётся совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
Регулирование тарифов на тепловую и электрическую энергии регламентировано ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.157Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст.23.1 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», пп. 2 п. 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», п. 38, п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановления РЭК Свердловской области от 11.12.2017 № 152-ПК «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, на 2018 год» (п. 24.2. Одноставочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям), постановления РЭК Свердловской области от 28.11.2018 №182-ПК «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую публичным акционерным обществом «Т Плюс» (Красногорский район Московской области) на территории Свердловской области, на 2018 год» (п. 1.2. Одноставочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям), постановления РЭК Свердловской области от25.12.2017 № 209-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2018 год» (п. 2 Тарифов) при начислении платы гражданам в платёжных документах за период с апреля 2018года по январь 2019 года были завышены тарифы на тепловую энергию и электрическую энергию.
Вопреки доводам стороны защиты в соответствии со ст. 149 Жилищного кодекса Российской Федерации, Уставом ТСЖ «Краснолесье», протоколом заседания правления ТСЖ «Краснолесье» от 01.04.2016 № 10, протоколом годового общего собрания членов ТСЖ «Краснолесье» от 12.09.2018 № 1 всю полноту ответственности за руководство хозяйственной и финансово-экономической деятельностью ТСЖ «Краснолесье», в том числе ответственность за соблюдение порядка ценообразования, несёт председатель правления ТСЖ «Краснолесье» Гусева.
При таких обстоятельствах, Гусева, как должностное лицо, является ответственным за соблюдение установленного порядка ценообразования в ТСЖ «Краснолесье», а доводы жалобы против этого основаны на неверном толковании закона.
Собранными по делу допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами, подтверждается, что деяние председателя правления ТСЖ «Краснолесье» Гусевой, выразившиеся в бездействии по отношению к осуществлению контроля за соблюдением порядка ценообразования (в части применения регулируемых государством цен (тарифов) при начислении платы гражданам за тепловую энергию и электрическую энергию), совершенные в период с 30.06.2018 по 01.02.2019 по месту нахождения ТСЖ «Краснолесье» (г.Екатеринбург, ул. Краснолесья, д. 14, корп. 5), образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП России.
По факту выявленных нарушений ведущим специалистом отдела контроля цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги РЭК СО Бердниковым Ю.В. в отношении председателя правления ТСЖ «Краснолесье» Гусевой 30.04.2019 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 КоАП России, соответствующий требованиям ст. 28.2 КоАП России, который вручён ей.
Доводы жалобы о том, что выручка у ТСЖ «Краснолесье» отсутствовала, так как указанные денежные средства пошли на нужды всех собственников, с кого были получены данные денежные средства, данное деяние никому последствий не принесло, по коммунальным услугам проведены перерасчёты, не исключают виновности Гусевой в совершении инкриминируемого административного правонарушения.
Бездействие председателя правления ТСЖ «Краснолесье» Гусевой, выразившееся в отсутствии контроля за правильностью применения регулируемых государством цен (тарифов), привело к нарушению порядка ценообразования в ТСЖ «Краснолесье».
Председатель правления ТСЖ «Краснолесье» Гусева не принял всех зависящих от неё мер для соблюдения установленных норм, несмотря на то, что возможность не допустить нарушение установленных норм у этого лица имелась.
Довод защитников об отсутствии состава административного правонарушения проверен судом, но не нашёл своего подтверждения.
Так, нарушения, перечисленные в оспариваемом постановлении, выявлены должностным лицом при изучении платёжных документов. Нарушения являются очевидными и не требуют проведения каких-либо экспертных исследований.
Кроме того, такие нарушения подтверждаются: актом проверки от 30.05.2019 № 45, расчётами сумм нарушений, решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.08.2019 № А60-33910/2010 по аналогичному делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Краснолесье».
Оснований не доверять представленным доказательствам, судьёй не установлено.
Доказательств заинтересованности должностных лиц, проводивших проверку, составившего протокол об административном правонарушении, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, в рассмотрении настоящего административного дела, незаконном привлечении председателя правления ТСЖ «Краснолесье» Гусевой к административной ответственности, в суд не представлено и судьёй не установлено.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу не допущено.
Исследовав доказательства по делу, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о виновности председателя правления ТСЖ «Краснолесье» Гусевой в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП России.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП России при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Обжалуемое постановление вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАПРоссии в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 названого Кодекса.
Между тем, состоявшийся по делу акт подлежат изменению по следующим основаниям.
В силу ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП России при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее 10000 рублей, а для должностных лиц – не менее 50000 рублей.
Согласно ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП России при назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 названой статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названого Кодекса.
Председатель правления ТСЖ «Краснолесье» Гусева впервые совершила административное правонарушение, её семья имеет небольшой доход, значительные долговые обязательства (что стало известно при рассмотрении жалобы).
С учётом изложенных выше правовых положений, обстоятельств, связанных с имущественным, семейным положением Гусевой, и в целях исключения избыточного ограничения прав указанного лица назначенное её административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП России.
Оснований для признания совершённого председателем правления ТСЖ«Краснолесье» Гусевой административного правонарушения, малозначительным и назначении ей наказания в виде предупреждения (в том числе на основании ст. 4.1.1 КоАП России), не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП России, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области Соболя М.Б. от 03.06.2019 № 139 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя правления товарищества собственников жилья «Краснолесье» Гусевой Н. В., изменить: размер назначенного председателю правления товарищества собственников жилья «Краснолесье» Гусевой Н. В. административного штрафа снизить до 25000 (двадцати пяти тысяч) рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу председателя правления товарищества собственников жилья «Краснолесье» Гусевой Н. В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья А.А. Шашкин