<Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея Амурской области 14 января 2020 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием законного представителя истца Антоненко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоненко ОВ, действующей в интересах Михайлова ВГ к администрации <адрес> о признании незаконным решения жилищной комиссии, постановления о снятии с учёта на получение жилищной субсидии, восстановлении на учёте для получения жилищной субсидии, признании права на получение жилищной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Антоненко ОВ в интересах недееспособного гражданина Михайлова ВГ обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о признании незаконным решения жилищной комиссии от <Дата обезличена>, постановления администрации <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о снятии с учёта на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, восстановлении на учёте для получения жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признании права на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В обоснование иска указав, что Михайлова ВГ с <Дата обезличена> состоял на учете в администрации <адрес> в списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории «инвалиды», ежегодно проходил перерегистрацию. Решением Зейского районного суда от <Дата обезличена> внучка истца ФИО3, <Дата обезличена> года рождения, признана членом его семьи. <Дата обезличена> истец получил письмо из администрации <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, в котором указано, что решением жилищной комиссии (протокол <Номер обезличен> от <Дата обезличена>) и постановлением администрации <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Михайлова ВГ снят с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера на дату постановки составляет 14 лет 10 месяцев 2 дня. При этом, истец считает, что сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности.
Решением Зейского районного суда от <Дата обезличена> в удовлетворении требований Антоненко ОВ, действующей в интересах Михайлова ВГ было отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от <Дата обезличена> решение Зейского районного суда от <Дата обезличена> оставлено без изменения, апелляционная жалоба Антоненко ОВ – без удовлетворения.
Постановлением Президиума Амурского областного суда от <Дата обезличена> решение Зейского районного суда от <Дата обезличена> и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от <Дата обезличена> отменены, гражданское дело по иску Антоненко ОВ, действующей в интересах Михайлова ВГ к администрации <адрес> о признании незаконным решения жилищной комиссии, постановления о снятии с учёта на получение жилищной субсидии, восстановлении на учёте для получения жилищной субсидии, признании права на получение жилищной субсидии, направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании законный представитель истца Михайлова ВГ - Антоненко ОВ на удовлетворении иска настаивала, при этом суду пояснила, что Михайлова ВГ был признан инвалидом 1 группы по общему заболеванию с <Дата обезличена>, а также был получателем пенсии по страсти, в связи с чем указанный период времени с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> – дата постановки на учет, составил 2 месяца 28 дней. При суммировании стажа работы в районах Крайнего Севера и времени проживания Михайлова ВГ в районе, приравненном к районам Крайнего Севера как инвалида, и получателя пенсии с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> общий стаж истца для определения права на получение субсидии на момент подачи заявления составлял 15 лет и 1 месяц, а соответственно решение жилищной комиссии о снятии его с регистрационного учета было вынесено не законно.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, письменный отзыв на иск не представила.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, отзыв на иск не представил.
Заслушав законного представителя истца, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Статьей 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее <Дата обезличена>, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 125-ФЗ от <Дата обезличена> «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», установлена очередность предоставления жилищных субсидий.
Согласно абз. 6 ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ от <Дата обезличена>, в редакции действующей с <Дата обезличена>, при определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности, либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом ранее, на момент постановки истца Михайлова ВГ на учет абз. 5 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона № 125-ФЗ (в редакции действовавшей до внесения изменений <Дата обезличена>) предусматривал, что при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с п.п. «г» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.
Предоставление жилищной субсидии гражданам при отсутствии требуемого стажа работы государством не гарантировано.
В судебном заседании установлено, что администрацией <адрес> Михайлова ВГ был принят на учет жителей <адрес>, претендующих на получение жилищных субсидий на основании Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды» с составом семьи 2 человека, с датой постановки на учет <Дата обезличена> и являлся участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
В Списке жителей <адрес>, претендующих на получение жилищных субсидий на основании Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды» по состоянию на <Дата обезличена> Михайлова ВГ значится под номером 96.
Решением жилищной комиссии, отраженном в протоколе заседания жилищной комиссии от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Михайлова ВГ снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и исключен из участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, в связи с отсутствием оснований нахождения в списке участников подпрограммы (отсутствием 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
Постановлением администрации <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на основании п.п. «г» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, ст. 39, 40 Устава <адрес>, протокола заседания жилищной комиссии от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Михайлова ВГ снят с учёта на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и исключен из участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
При этом, из материалов учетного дела Михайлова ВГ, его трудовой книжки следует, что до поступления на работу в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Михайлова ВГ проходил службу в Вооруженных силах РФ, имеет трудовой стаж с <Дата обезличена>, последняя запись об увольнении от <Дата обезличена>, в связи с признанием полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением.
Так, согласно справки серии <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Михайлова ВГ установлена инвалидность 1 группы по общему заболеванию сроком на 2 года.
<Дата обезличена> инвалидность ФИО5 установлена бессрочно, согласно справки серии <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
На момент получения инвалидности <Дата обезличена>, Михайлова ВГ замещал должность государственного инспектора отдела по надзору за электроустановками потребителей Управления по техническому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес>, с местом работы в <адрес>, что подтверждается справкой <Номер обезличен>.1-52/02 от <Дата обезличена>.
Как указано выше, на учет для получения жилищной субсидии Михайлова ВГ принят <Дата обезличена>, обязательным условием для принятия на учет и получения жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является наличие общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Из справки УПФР в <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что Михайлова ВГ является получателем страховой пенсии по старости, по состоянию на <Дата обезличена> страховой стаж Михайлова ВГ составляет 14 лет 07 месяцев 12 дней.
Соответственно трудовой стаж Михайлова ВГ на <Дата обезличена> составлял 14 лет 10 месяцев 1 день (14 лет 07 месяцев 12 дней + 02 месяца 19 дней)
В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ФИО5 не работал, являлся инвали<адрес> группы и получателем пенсии по старости, проживал в <адрес>), то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В связи с чем, в силу абз. 5 ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ от <Дата обезличена>, действовавшего на момент постановки Михайлова ВГ на учет для получения жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должен был быть включен и период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (2 месяца 22 дня), а следовательно, общая продолжительность стажа работы Михайлова ВГ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на дату постановки на учет <Дата обезличена>, должна была составлять 15 лет 23 дня (14 лет 10 месяцев 1 день + 2 месяца 22 дня).
Таким образом, на дату постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – <Дата обезличена> Михайлова ВГ, имел общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
При таких обстоятельствах суд находит неправомерным решение жилищной комиссии о снятии Михайлова ВГ с учёта на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и исключение его из списка участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с наличием требуемого стажа менее пятнадцати календарных лет.
Соответственно, оспариваемые решение жилищной комиссии и принятое на его основании постановление главы администрации <адрес> о снятии Михайлова ВГ с регистрационного учета для получения жилищной субсидии, вынесены незаконно и необоснованно, без учета наличия у Михайлова ВГ на момент постановки на учет требуемого стажа работы (пятнадцать календарных лет) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
С учетом изложенного, суд находит, обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании незаконным решения жилищной комиссии, и постановления о снятии его с учёта на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом, поскольку Михайлова ВГ ранее уже был включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды» с датой постановки на учет – <Дата обезличена>, дополнительного признания за ним права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья не требуется, а на администрацию <адрес> подлежит возложению обязанность по восстановлению Михайлова ВГ на учете для получения жилищной субсидии.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Антоненко ОВ, действующей в интересах Михайлова ВГ к администрации <адрес>, удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации <адрес>, выраженное в протоколе <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в части снятия Михайлова ВГ с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и исключении из числа участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Признать незаконным постановление главы администрации <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о снятии Михайлова ВГ с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и исключении из числа участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Обязать администрацию <адрес> после вступления решения суда в законную силу восстановить Михайлова ВГ на учете для получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и включить в число участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по категории «инвалиды» с датой постановки на учет – <Дата обезличена>.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Плешков
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.
Судья А.А. Плешков