Дело № 2-40/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2013 года г. Вологда
Вологодский гарнизонный военный суд в составе председательствующего ЖЕСТОКАНОВА В. А., при секретаре ЧЕБЫКИНОЙ И. А., с участием помощника военного прокурора Вологодского гарнизона старшего лейтенанта юстиции БАЙБУРИНА П. И., предоставившего удостоверение №, ответчика АКСЕНОВА С. И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Ярославского гарнизона о взыскании с бывшего курсанта Ярославского высшего зенитного ракетного училища ПВО (далее ЯВЗРУ) АКСЕНОВА С. И. денежных средств, затраченных на военную подготовку,
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор Ярославского гарнизона обратился в военный суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с АКСЕНОВА 205963 рубля в счет возмещения средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку.
Как указано, АКСЕНОВ 1 августа 2008 года был зачислен на обучение ЯВЗРУ, а 22 марта 2010 года курсант АКСЕНОВ был отчислен из него по нежеланию учиться.
В обоснование иска он указал, что в соответствии с п. 7 ст. 35 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.
Согласно расчету сумма средств федерального бюджета на его военную подготовку в период обучения в военно-учебном заведении и составила цену иска.
Данную сумму просит взыскать в пользу правопреемника ЯВЗРУ – Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) МО РФ (далее ВУНЦ).
Военный прокурор Ярославского гарнизона, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не прибыл.
Начальник ВУНЦ просил рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании АКСЕНОВ предъявленные к нему требования не признал и объяснил, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие его обязанность возмещения средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку и специальную подготовку в военном образовательном учреждении профессионального образования. Так, истцом не подтвержден факт заключения с ним контракта с условием возмещения таких средств и их размер, то есть фиксированное значение их суммы.
Он пояснил, что перед зачислением в ЯВЗРУ с ним в числе других абитуриентов беседовал начальник курса, который объяснил ему основания для отчисления из училища и последствия этого. Вместе с тем, начальник курса говорил о возможности возмещения средств, затраченных на его учебу, но только в случае отчисления после заключения с ним контракта.
Как пояснил ответчик, каких-либо материальных обязательств при поступлении в училище он не брал. Не разъяснялись ему последствия отчисления и при подаче им рапорта на это.
Заслушав объяснения ответчика, заключение прокурора, полагавшего необходимым исковые требования удовлетворить, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года № 1951-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 18.12.2010 N 2327-р) в целях совершенствования системы подготовки специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации и оптимизации сети военных образовательных учреждений Минобороны России было создано федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (<адрес>) путем реорганизации в форме присоединения к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (<адрес>) государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования "Ейское высшее военное авиационное училище (военный институт) имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР В.М. Комарова", "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) имени Героя Советского Союза А.К. Серова", "Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт)", "Санкт-Петербургское высшее военное училище радиоэлектроники (военный институт)", "Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов (военный институт)" и "Ярославское высшее зенитное ракетное училище противовоздушной обороны (военный институт)" с последующим образованием на их основе обособленных структурных подразделений.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23 апреля 2012 года № 609-р федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" Министерства обороны Российской Федерации и федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный авиационный инженерный университет" Министерства обороны Российской Федерации были реорганизованы путем слияния, образовав федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) (далее - учреждение).
Основными целями учреждения, как указано в приказе, следовало считать осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также ведение научной деятельности.
При этом Минобороны России следовало закрепить за учреждением на праве оперативного управления объекты недвижимого имущества реорганизуемого в соответствии с пунктом 1 данного распоряжения федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный авиационный инженерный университет" Министерства обороны Российской Федерации.
В учетом изложенного суд полагает начальника ВУНЦ надлежащим истцом по делу.
Как видно из выписки из приказа начальника ЯВЗРУ ПВО от 1 августа 2008 года, АКСЕНОВ данной датой был зачислен на первый курс данного училища по военной специальности «Применение подразделений и эксплуатация средств наведения зенитных ракетных систем ПВО», назначен на должность курсанта.
Из копии рапорта видно, что 19 февраля 2010 года АКСЕНОВ просил отчислить его из ЯВЗРУ по нежеланию учиться.
Как видно из выписки из решения ученого совета ЯВЗРУ от 22 марта 2010 года, на нем было постановлено рекомендовать начальнику училища ходатайствовать об отчислении курсанта АКСЕНОВА по нежеланию учиться.
Из выписки из приказа начальника ЯВЗРУ от 22 марта 2010 года усматривается, что АКСЕНОВ в этот день был отчислен из училища по нежеланию учиться. В данном приказе также указано на необходимость возмещения средств, затраченных на военную и специальную подготовку военнослужащего в сумме 205963 рубля.
Из представленной в суд справки-расчета видно, что сумма подлежащих возмещению средств с АКСЕНОВА составляет 205963 рубля. При этом, как видно из приложения, примененное фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, составило 130082 рубля. С учетом 1 года и 7 полных месяцев обучения ответчика текущее значение суммы подлежащих возмещению средств и составило цену иска.
Как видно из расчета (утвержденного 14 августа 2009 года) фиксированных значений суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении военной службы, заключаемых в 2009 году в ЯЗРВУ, по специальности «Применение подразделений и эксплуатация средств наведения многоканальных зенитных ракетных систем» оно составило 130082 рубля в год на человека.
Давая правовую оценку обоснованности заявленных требований, суд учитывает следующее.
В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. При этом при заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении указанных средств, а также их размер включаются в контракт о прохождении военной службы.
Исходя из этих положений, возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, является разновидностью финансовой ответственности военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, перед государством.
Реализация финансовой ответственности определяется через финансовую обязанность. Если обязанность по соблюдению предписаний финансовой нормы отсутствует, соответственно, отсутствует и финансовая ответственность.
Правовая норма, указанная в пункте 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» выступает основанием финансовой ответственности. Нормативность и юридический характер финансовой ответственности вытекают непосредственно из ее закрепленности в норме права в виде определенной модели поведения и деятельности соответствующих должностных лиц органов военного управления по ее обеспечению.
Указом Президента РФ от 11 сентября 2007 года № 1172 типовая форма контракта о прохождении военной службы была изложена в новой редакции, согласно которой условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, включается в контракт о прохождении военной службы для гражданина, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования, и указывается в подпункте «в» пункта 2 Типовой формы контракта о прохождении военной службы размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку.
Таким образом, к условиям, при наличии которых гражданин, обучающийся в военном образовательном учреждении профессионального образования, привлекается к возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, относятся: наличие в контракте о прохождении военной службы условия о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку; наличие конкретно определенного размера подлежащих возмещению указанных средств, включенного в контракт о прохождении военной службы; совершение виновных действий, связанных с его отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо в иных случаях, указанных в статье 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Одним из основных условий применения данного вида гражданско-правовой ответственности является информированность о ней (об ответственности) поименованной в этой норме категории военнослужащих. При этом для военнослужащих, заключивших контракт в период обучения, данная информация должна быть включена в контракт о прохождении военной службы.
Между тем, ни в п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ни в постановлении Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 № 402 и утвержденной им Методике исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, ни в приказе Министра обороны РФ от 8 августа 2008 года № 434 не указан порядок доведения этой информации до абитуриентов и курсантов военно-образовательных учреждений, не заключивших контракт о прохождении военной службы.
При этом по смыслу п. 7 ст. 35 названного Федерального закона, эта информация должна быть доведена индивидуально до каждого лица, поступающего в военно-учебное заведение, с указанием об условиях возмещения средств, указанных в этой норме, а также точного размера подлежащих возмещению средств.
Как видно из материалов дела, в контракт о прохождении военной службы с АКСЕНОВЫМ не заключался.
Военным прокурором Ярославского гарнизона в обоснование иска не приведено каких-либо иных фактов доведения до ответчика информации об условиях возмещения средств, затраченных на его военную подготовку, а также точного размера подлежащих возмещению средств.
Кроме того, расчет подлежащих возмещению с АКСЕНОВА средств произведен с применением фиксированного значения, установленного в ЯЗРВУ на 2009 год, то есть спустя более года после начала обучения ответчика.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Военному прокурору Ярославского гарнизона в удовлетворении искового заявления о взыскании с АКСЕНОВА С. И. 205963 рублей пользу Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) МО РФ в счет возмещения средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Вологодский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В. А. ЖЕСТОКАНОВ