Копия
Дело № 2-479/2019
УИД 66RS0039-01-2019-000614-20
Мотивированное решение составлено 11 ноября 2019 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижние Серги 08 ноября 2019 года
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Ильиной А.А.,
с участием старшего помощника прокурора Нижнесергинского района Свердловской области Смирнягиной Е.М.,
представителя ответчика администрации Нижнесергинского городского поселения по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Шипулиной Ю.А.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отделения надзорной деятельности и профилактической работы Нижнесергинского района, Бисертского городского округа Свердловской области Власова Е.М.,
при секретаре судебного заседания Бодровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-479/2019 по иску прокурора Нижнесергинского района Свердловской области, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Нижнесергинского городского поселения Свердловской области об обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижнесергинского района Свердловской области обратился в Нижнесергинский районный суд, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Нижнесергинского городского поселения Свердловской области об обязании произвести действия.
В обоснование исковых требований указал, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы Нижнесергинского МР, Бисертского ГО 26.04.2019 проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования и соблюдения требований пожарной безопасности администрациями населённых пунктов подверженных угрозе пожаров на территории Нижнесергинского района. В ходе проверки установлено, что на территории Нижнесергинского городского поселения не в полной мере выполняются требования федерального законодательства в сфере пожарной безопасности. Так, проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, СНиП 2.04.02-84, Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», по адресу: г. Нижние Серги в границах ул. Братьев Фроловых, ул. Пролетарская, ул. Чапаева, ул. Пестеля, ул. Калинина, ул. Токарей, ул. Декабристов, ул. Степана Разина, не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением. По результатам проверки составлен Акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 24 от 26.04.2019 и предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности № 24/1/1 от 26.04.2019. Аналогичные нарушения были выявлены и в 2018 году. Однако, до настоящее времени ни каких надлежащих мер со стороны администрации Нижнесергинского городского поселения, направленных на обеспечение (соблюдение) первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования не предпринималось и не предпринимается. Вместе с тем, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. В соответствии с пунктом 4 Распоряжения Правительства Свердловской области от 09.11.05 г. № 1524-РП, ответственность за наличие и исправность систем и источников противопожарного водоснабжения возлагается на абонентов, организации водопроводно-канализационного хозяйства, при отсутствии в населенных пунктах данных организаций ответственность возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Согласно ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.94 № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статьей 19 данного Закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления поселений, расположенных на территории Свердловской области, обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, согласно ст. 8 Закона Свердловской области от 15.07.05 № 82-ОЗ «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области». Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды, предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей среды. Перечисленные выше нарушения свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления в лице администрации Нижнесергинского городского поселения не выполняет свои обязанности по обеспечению (соблюдению) первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования и выполнению мероприятий, исключающих возможность переброса огня в случае возникновения пожаров на здания и сооружения, чем нарушает права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия. Согласно ст. 1 и 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокуратура осуществляет свою деятельность в целях защиты охраняемых законом интересов общества и государства. Нарушение правил пожарной безопасности создает угрозу опасности для жизни и здоровья людей. По данной причине, в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также предупреждения возникновения пожаров в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор обратился в суд в их защиту.
Просил суд обязать ответчика в срок до 01.08.2019 выполнить мероприятия по обеспечению (соблюдению) первичных мер пожарной безопасности на территории Нижнесергинского городского поселения, а именно: в г. Нижние Серги в границах ул. Братьев Фроловых, ул. Пролетарская, ул. Чапаева, ул. Пестеля, ул. Калинина, ул. Токарей, ул. Декабристов, ул. Степана Разина, обеспечить наружным противопожарным водоснабжением в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, СНиП 2.04.02-84, Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности». Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства.
В дальнейшем требования прокурором были уточнены в части установления срока, согласно которому прокурор просит суд обязать ответчика произвести указанные в иске действия в срок до 31.12.2020.
В судебном заседании старший помощник прокурора Нижнесергинского района Свердловской области Смирнягина Е.М. исковые требования поддержала в полном объеме с учетом уточнения срока исполнения требований, мотивировав доводами, изложенными в тексте иска.
Представитель ответчика администрации Нижнесергинского городского поселения Свердловской области по доверенности Шипулина Ю.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отделения надзорной деятельности и профилактической работы Нижнесергинского района, Бисертского городского округа Свердловской области Власов Е.М., в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Поддержал изложенное в письменном отзыве, в котором указано, что сотрудниками ОНДиПР Нижнесергинского МР, Бисертского ГО 26.04.2019 была проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования и соблюдения требований пожарной безопасности администрациями населенных пунктов, подверженных угрозам лесных пожаров на территории Нижнесергинского района. В ходе проведенной проверки на территории Нижнесергинского городского поселения был выявлен ряд нарушений требований норм и правил пожарной безопасности, влияющих на безопасное нахождение людей на территории населенного пункта муниципального образования, которые отражены в Акте проверки и предложены к устранению предписанием государственного пожарного надзора. Однако, до настоящего времени никаких надлежащих мер со стороны администрации Нижнесергинского городского поселения, направленных на устранение выявленных нарушений, не предпринимается (л.д. 91-92).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Первоуральского производственного Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» в судебное заседание не явился. Представил в суд письменный отзыв, в котором указано, что источниками наружного противопожарного водоснабжения являются наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения. Принадлежащий Предприятию магистральный провод по своим техническим характеристикам не является источником противопожарного водоснабжения, поскольку на последнем не установлены и технические не могут быть установлены пожарные гидранты. Границы указанных в иске улиц удалены от места прохождения магистрального водопровода ПП МУП «Водоканал» более чем на 1 км. После насосной станции третьего подъема (ул. Металлистов) вода подается по магистральному водопроводу ПП МУП «Водоканал» в г. Первоуральск под давлением в 9 атмосфер. В связи с чем, врезка в магистральный водопровод пожарных гидрантов, задвижек, клапанов и т.п. не представляется возможной, так как указанная выше «арматура» не предназначена для приема воды под таким давлением, поскольку будет рваться. Таким образом, технической возможности подключения к магистральному водопроводу ПП МУП «Водоканал», проходящего от Сергинского месторождения подземных вод до г. Первоуральска, не имеется (л.д. 99-100). О причинах своей неявки суд не известил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП СО «Газовые сети» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, в котором указал, что Предприятие является газораспределительной организацией в отношении сетей газоснабжения, расположенных в границах улиц Братьев Фроловых, Пролетарская, Чапаева, Пестеля, Калинина, Токарей, Декабристов, Степана Разина. Вопросы водоснабжения и в частности наличие и исправность систем и источников противопожарного водоснабжения в сферу ответственности газораспределительной организации не входят. Сети газораспределения, построенные в границах указанных в исковом заявлении улиц, приняты в установленном порядке с участием инспектора Ростехнадзора. Вопросы противопожарного водоснабжения в процессе приемки не рассматривались. Согласно п. 4 Распоряжения Правительства Свердловской области от 09.11.2005 № 1524-РП, ответственность за наличие и исправность систем и источников противопожарного водоснабжения возлагается на абонентов, организации водопроводно-канализационного хозяйства, при отсутствии в населенных пунктах данных организаций – на органы местного самоуправления. Просил разрешить спор на усмотрение суда. (л.д. 94). О причинах своей неявки суд не известил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП «Энергоресурс г. Нижние Серги» в судебное заседание не явился, извещен, представил в суд письменный отзыв, в котором указал, что Предприятие является газораспределительной организацией в сфере предоставления услуг по централизованным системам холодного водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения в границах Нижнесергинского городского поселения. В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Услуга холодного водоснабжения на территории Нижнесергинского городского поселения по указанным в иске улицам не предоставляется по причине отсутствия центральных сетей холодного водоснабжения. Техническая возможность технологического присоединения к централизованной системе холодного водоснабжения отсутствует, по причине недостаточной мощности водозаборных сооружений и недостаточной пропускной способности существующих магистральных трубопроводов. Администрацией Нижнесергинского городского поселения переданы МУП «Энергоресурс г. Нижние Серги» на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, согласно перечня, приведенного в Приложении № 1 к договору от ДД.ММ.ГГГГ, в котором имущества по указанным прокурором в иске адресам сетей и иного оборудования не имеется. Просил разрешить данный вопрос на усмотрение суда (л.д. 102-103). О причинах своей неявки суд не известил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, 32 отряда ГУ МЧС России в судебное заседание не явился, извещен, о причинах своей неявки суд не известил, отзыв не представил.
Изучив доводы искового заявления, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 М 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 2 указанного Закона, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-Ф3 «О пожарной безопасности»), в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 в 69-Ф3 «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-Ф3 «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствия с действующим законодательством несет собственники имущества, лица, уполномоченные владеть пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Как установлено в суде и не оспаривается сторонами в ходе проведенной проверки, проводимой 26.04.2019, на территории Нижнесергинского городского поселения выявлены следующие нарушения: в нарушение требований ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, СНиП 2.04.02-84, Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», по адресу: г. Нижние Серги в границах ул. Братьев Фроловых, ул. Пролетарская, ул. Чапаева, ул. Пестеля, ул. Калинина, ул. Токарей, ул. Декабристов, ул. Степана Разина, не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением, что подтверждается актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности № от 26.04.2019 и предписанием об устранении нарушений требований пожарной безопасности № от 26.04.2019.
Проверка проведена на основании соответствующего распоряжения руководителя отдела надзорной деятельности Нижнесергинского муниципального района, Бисертского городского округа.
Органы местного самоуправления поселений, расположенных на территории Свердловской области, обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, согласно ст. 8 Закона Свердловской области от 15.07.05 № 82-ОЗ «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области».
Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды, предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей среды.
Перечисленные выше нарушения свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления в лице администрации Нижнесергинского городского поселения не выполняет свои обязанности по обеспечению (соблюдению) первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования и выполнению мероприятий, исключающих возможность переброса огня в случае возникновения пожаров на здания и сооружения, чем нарушает права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия.
Согласно представленных документов, начиная с 2018 года после проверок выявляются нарушения требований пожарной безопасности, составляются акты, выносятся постановления о назначении административного наказания.
Согласно предписания № установлен срок для устранения требований пожарной безопасности до 01.12.2019.
Каких-либо возражений по требованиям прокурора сторонами не заявлено. Иного суду не доказано.
Таким образом, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает целесообразным с учетом количества выявленных нарушений и объема предстоящих работ по их устранению установить срок исполнения решения, указанный прокурором при уточнении, а именно до 31.12.2020.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета (ч.4 ст. 103 ГПК РФ).
В связи с чем, государственная пошлина в доход федерального бюджета с прокурора и ответчика администрации Нижнесергинского городского поселения взыскана быть не может.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2020 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░ ░. ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. 20 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 21.12.1994 № 69-░░, ░░░░ 2.04.02-84, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22.07.2008 № 123-░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░░░░░ ░░░░░░ ░░ 8.13130.2009 «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░