05RS0047-01-2020-004474-33
Дело № 2-57/2021 (2-978/2020)
Решение
Именем Российской Федерации
г.Хасавюрт 13 января 2021 года
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Ибрагимова С.Р., при секретаре Байсолтановой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации МО «Хасавюртовский район» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
Администрация МО «Хасавюртовский район» обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.
В обоснование своих требований указала, что 26 августа 2019 года по заявлению администрации МО «Хасавюртовский район» отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> поставлен на учет бесхозяйный объект недвижимости – газопровод №, расположенный в <адрес> Республики Дагестан. Данному объекту присвоен кадастровый №. В течение года с момента постановки имущества на учет никто своих прав на него не заявил.
На основании изложенного, заявитель просит признать за администрацией МО «Хасавюртовский район» право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – газопровод №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Заявитель администрация МО «Хасавюртовский район», будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила.
Заинтересованные лица ООО «Газпром газораспределение Дагестан», ООО «Газпром газораспределение Дагестан» ЭГС Хасавюртовского района и управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и обратились с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Заинтересованные лица ОАО «Даггаз», ОАО «Даггаз» МРУ «Западное», Территориальное управление Росимущества в Республике Дагестан и администрация МО «сельсовет Темираульский» Хасавюртовского района, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.124 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В силу норм ч.2, 3 ст.212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 2 ст.125 ГК РФ органы местного самоуправления в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.
Как предусмотрено п.3 ст.218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Положениями ст.225 ГК РФ установлено, что бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, а также условием рассмотрения заявления о признании имущества бесхозяйным является отсутствие спора о праве.
В соответствии с п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, определен в главе 33 ГПК РФ.
На основании ч.2 ст.290 ГПК РФ заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом. В случае, если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу.
В соответствии с положениями ст.293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею. Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу положений пп.1 и 2 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности округа.
Согласно ст.50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Как следует из пунктов 2, 3, 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых веще» принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законом. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Согласно п.9 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с ч.7 ст.7 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Судом установлено, что на территории <адрес> расположено сооружение – газопровод № с кадастровым номером №.
Указанное сооружение в реестре муниципальной собственности администрации МО «Хасавюртовский район» не числится.
Данное сооружение является бесхозяйным, является объектом повышенной опасности и требует постоянного обслуживания.
Администрация МО «Хасавюртовский район» обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – газопровод, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан приняло решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества – газопровод, назначение – сооружения трубопроводного транспорта, кадастровый №, расположенный в <адрес>, как бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости данный объект недвижимого имущества собственника не имеет.
Отсутствие сведений о собственниках указанного объекта недвижимости подтверждается ответами Территориального управления Росимущества в Республике Дагестан, ООО «Газпром газораспределение Дагестан», администрации МО «сельсовет Темираульский» Хасавюртовского района.
Совокупностью изученных в судебном заседании доказательств подтверждаются доводы заявителя о том, что объект недвижимого имущества – газопровод №, расположенный в <адрес>, с кадастровым номером №, не имеет собственника, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества в установленном законом порядке.
Поскольку, по истечении года со дня постановки на учет своих прав на данный объект никто не заявил, спор о праве отсутствует, администрация МО «Хасавюртовский район», уполномоченная управлять муниципальным имуществом, в соответствии со ст.225 ГК РФ в пределах своих полномочий обратилась в суд с заявлением о признании права собственности на этот объект. Никаких предусмотренных законом оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя судом по делу не установлено.
Таким образом, заявление администрации МО «Хасавюртовский район» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 293 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление администрации МО «Хасавюртовский район» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворить.
Признать за администрацией МО «Хасавюртовский район» право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – газопровод №, расположенный в <адрес>, с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий С.Р. Ибрагимов