дело № 2-1060/2012
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 ноября 2012 года город Дюртюли РБ
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Низамовой А.Р.,
с участием истицы Гайнуллиной Э.Н., ее представителя по заявлению Масалимова Р.З.,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли Республики Башкортостан - Галеева А.А.,
при секретаре Шарафутдиновой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайнуллиной Э.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России по Дюртюлинскому району и городу Дюртюли Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии,
у с т а н о в и л:
Гайнуллина Э.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли Республики Башкортостан, в котором просила отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, зачете периодов нахождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификации, части отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать включить время нахождения в отпуске по уходу за ребенком и на курсах повышения квалификации в льготном порядке 1 год за 1 год и 6 месяцев в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указала, что ответчик на ее заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ответил отказом, о чем вынесено решение. С отказом в назначении пенсии не согласна, считает, что ей необоснованно не зачли в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком.
В судебном заседании истица Гайнуллина Э.Н., ее представитель Масалимов Р.З. исковые требования поддержали, просили удовлетворить по доводам, изложенным в иске, также просили взыскать с ответчика 5000 рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя.
Представитель ответчика - Галеев А.А. иск не признал, пояснил, что возможность зачета периода ухода за ребенком и периода учебы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не предусмотрена действующим законодательством. Также просил уменьшить сумму возмещения расходов на оплату услуг представителя истицы.
Выслушав объяснения истицы, ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
На основании пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Список 2002 года), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Судом установлено, что решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли РБ № от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в специальный стаж для назначения пенсии не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На день обращения за пенсией продолжительность лечебной деятельности истицы исчислена ответчиком в 29 лет 4 месяца 17 дней.
С учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 28 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Таким образом, в момент возникновения правоотношения, т.е. в момент ухода Гайнуллиной Э.Н. в отпуск по уходу за ребенком, действовал Кодекс законов о труде РСФСР, статья 167 которого предусматривала, что отпуск по уходу за ребёнком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с п. 15 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникающих в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № Гайнуллиной Э.Н. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком отпуск по уходу за ребенком зачтен только до ДД.ММ.ГГГГ, что суд находит неправомерным, поскольку, независимо от того, что окончание отпуска пришлось на период после ДД.ММ.ГГГГ, на момент предоставления Гайнуллиной Э.Н. отпуска действовало законодательство, которое позволяло зачесть отпуск по уходу за ребенком в специальный стаж.
Согласно ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В силу ч.2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Суд исходит из того, что не допустимо распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством прав.
Разрешая исковые требования Гайнуллиной Э.Н. о включении в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходит из следующего.
Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ Гайнуллина Э.Н. в период времени - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.
Период нахождения Гайнуллиной Э.Н. на курсах повышения квалификации, подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, поскольку в соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При таких обстоятельствах, данный период времени подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Установление судом данных обстоятельств является основанием для признания незаконным решения в части отказа в установлении пенсии, вынесенного территориальным органом Пенсионного фонда РФ. С учетом времени нахождения Гайнуллиной Э.Н. на курсах повышения квалификации и в отпуске по уходу за ребенком, при их календарном исчислении, специальный стаж истицы составляет более 30 лет.
При этом оснований для исчисления указанных периодов в льготном порядке 1 год за 1 год 6 месяцев нет.
В соответствии, со ст.19 ч.1, 2 Федерального Закона РФ №173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Согласно решению №, Гайнуллина Э.Н. обратилась с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд РФ - 20 сентября 2012 года, таким образом, с указанной даты подлежит назначению и выплате досрочная трудовая пенсия.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Расходы истицы Гайнуллиной Э.Н. по оплате услуг своего представителя при составлении искового заявления и его участии в судебном заседании на сумму 5000 рублей, подлежащие взысканию с ответчика, с учетом сложности дела, обоснованности исковых требований, материального положения сторон, в соответствии со ст. 100 ГРК РФ, судом с соблюдением требований разумности определяются в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Гайнуллиной Э.Н. удовлетворить в части.
Отменить решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли Республики Башкортостан решение № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в зачете в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком и нахождения на курсах повышения квалификации, а также в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Гайнуллиной Э.Н..
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли Республики Башкортостан включить Гайнуллиной Э.Н. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды:
- нахождение в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- нахождение на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию по старости Гайнуллиной Э.Н. с 20 сентября 2012 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дюртюлинском районе и городе Дюртюли Республики Башкортостан в пользу Гайнуллиной Э.Н. понесенные ею судебные расходы, по оплате услуг представителя, в размере 1000 рублей.
В удовлетворении требований о льготном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации и времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Дюртюлинский районный суд.
Судья подпись А.Р. Низамова
<данные изъяты>
Решение в окончательной форме принято 11 ноября 2012 года.