Производство № 2-603/2021
УИД67RS0003-01-2020-006714-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 4 февраля 2021 г.
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Соболевской О.В.,
при секретаре Блиновой Е.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ореховой Юлии Александровны иску к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации и семинарах, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Орехова Ю.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации и семинарах, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на досрочную страховую пенсию по старости. В обоснование заявленных требований указала, что 15.08.2020 обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, однако решением ответчика от 24.11.2020 № 173909/20 ей было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, не были включены периоды: 20.03.2002, 28.03.2002, с 01.03.2004 по 06.03.2004, 12.12.2005, с 23.03.2009 по 31.03.2009, 21.03.2011 по 31.03.2011, с 10.03.2015 по 13.03.2015, с 13.04.2015 по 16.04.2015 - нахождения на курсах повышения квалификации; 09.12.2005, 27.11.2007 - нахождения на семинарах. С данным решением не согласна.
Просит обязать ответчика включить указанные периоды, а также период с 15.08.2020 по 16.09.2020 работы в должности учителя в МБОУ «СШ № 25» г. Смоленска в специальный стаж, признать за ней право на досрочную страховую пенсию с момента возникновения права, т.е. с 16.09.2020 и назначить соответствующую пенсию с учетом положений ст. 10 ФЗ от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Истец Орехова Ю.А. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя Янкиной И.А., которая исковые требования поддержала по вышеизложенным обстоятельствам, просила их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснила, что на курсы повышения квалификации и семинары истец направлялась на основании приказов работодателя, за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, следовательно, указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж истца. Также подлежит включению в специальный стаж период работы истца в МБОУ «СШ № 25» с 15.08.2020 по 16.09.2020, поскольку в указанный период истец работала полный рабочий день, работодатель производил отчисления из ее заработной платы. Указанный период не был рассмотрен пенсионным органом при решении вопроса о назначении пенсии, поскольку право на его включение возникло после обращения истца к ответчику с соответствующим заявлением.
Представитель ГУ - УПФ РФ г. Смоленска требования иска не признала, поддержала представленные письменные возражения, указав, что в соответствии с пунктом 5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 5 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации (усовершенствовании), семинарах с отрывом от работы и с сохранением средней заработной платы не включаются. Период работы истца с 15.08.2020 по 16.09.2020 не анализировался пенсионным органом, поскольку с заявлением о назначении пенсии истец обратилась 15.08.2020, т.е. до возникновения права на включение указанного периода в специальный стаж. Просила в иске отказать.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон №400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 32 Федерального закона № 400-ФЗ, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается указанная страховая пенсия, и правила исчисления периодов работы (деятельности) при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Часть 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации ст.ст. 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством РФ 16.07.2014 принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту – Постановление № 665).
В соответствии с п.п. «м» п. 1 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости педагогическим работникам применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Вступивший в силу с 01.01.2015 Федеральный закон № 400-ФЗ сохраняет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста тем лицам, которым право на досрочную пенсию предоставлялось до 01.01.2002 и сохранялось Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, законодатель право на получение досрочной пенсии связывает с занятием педагогической деятельностью с детьми в специально оговоренных учреждениях, что свидетельствует о необходимости учета характера, специфики, сложности такой работы.
В судебном заседании установлено, что 15.08.2020 Орехова Ю.А. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Смоленске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от 24.11.2020 № 173909/20 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия права.
Специальный стаж истца, по подсчету пенсионного органа, на дату обращения (15.08.2020) составил 24 года 9 мес. 20 дн. (л.д. 7-9).
Из материалов дела усматривается, что с 15.08.1995 по настоящее время Орехова Ю.А. работает в МБОУ «Средняя школа № 25» в должности учителя ИЗО и черчения.
На курсы повышения квалификации Орехова Ю.А. направлялась приказами работодателя, занимаясь, при этом, педагогической деятельностью в учреждении для детей.
Согласно справке МБОУ «Средняя школа № 25» г. Смоленска Орехова Ю.А. направлялась на курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы 20.03.2002 и 28.03.2002 (приказ от 14.03.2002 № 55-од), с 01.03.2004 по 06.03.2004 (приказ от 20.02.2004 № 55), 12.12.2005 (приказ от 15.12.2005 № 322-од), с 23.03.2009 по 31.03.2009 (приказ от 20.03.2009 № 33/8-од), с 21.03.2011 по 31.03.2011 (приказ от 15.03.2011 № 35-од), с 10.03.2015 по 13.03.2015 (приказ от 10.03.2015 № 31-од), с 13.04.2015 по 16.04.2015 (приказ от 09.04.2015 № 48-од) (л.д. 14-15).
Также Орехова Ю.А. направлялась на семинары с сохранением заработной платы 09.12.2005 (приказ о 02.12.2005 № 301-од) и 27.11.2007 (приказ от 20.11.2007 № 164-од).
Указанные обстоятельства ответчиком фактически не оспариваются.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, под повышением квалификации подразумевается обновление теоретических и практических знаний работников в связи с повышением требований к уровню квалификации, освоение современных методов работы.
Сотрудник направляется на курсы повышения квалификации на основании приказа. При этом за ним сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Закон не предусматривает ограничения прав граждан в части исключения времени нахождения на курсах повышения квалификации и семинарах из стажа работы по специальности.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Таким образом, анализируемые периоды приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на соответствующие курсы, семинары, следовательно, исчисление спорного стажа следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Как установлено в судебном заседании с 15.08.1995 по настоящее время Орехова Ю.А. работает учителем ИЗО и черчения в МБОУ «Средняя школа № 25» г. Смоленска.
Ответчиком в добровольном порядке зачтены периоды ее работы в указанном Учреждении за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации и семинарах до 14.08.2020, т.е. до момента обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии.
Поскольку истец продолжает работать МБОУ «Средняя школа № 25» г. Смоленска в той же должности, ее режим работы и условия не изменились, период работы с 15.08.2020 по 16.09.2020 подлежит включению в специальный стаж истца.
По смыслу ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
С 01.01.2019 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии»), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных.
Так, согласно п. 19 ч. 1, ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи и не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, которое в свою очередь регламентирует сроки назначения досрочной пенсии для лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения такого права с 2019 года по 2023 год и далее.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пунктах 19 - 21 ч.1 ст.30, п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Истец указанные требования мотивирует тем, что дата (момент) возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона – это дата выработки требуемого стажа, а возможная дата назначения пенсии – это дата, которая определяется по истечении некоторого промежутка времени, прошедшего после даты выработки необходимого стажа. То есть право на досрочную страховую пенсию возникает со дня выработки 25-пятилетнего специального стажа, а право на назначение соответствующей пенсии возникает по истечении полутора лет со дня возникновения права на досрочную пенсию (25 лет + 1 год 6 мес.)
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ).
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ)
Установление страховой пенсии - назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой (п. 5 ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ).
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст.21 настоящего Федерального закона (части 1, 2 ст. 22 Федерального закона №400-ФЗ).
Соответственно право на страховую пенсию возникает при достижении определенного возраста или при наличии требуемого специального стажа.
Соответственно днем возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости является день, следующий за днем выработки 25 лет специального стажа – осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Днем же, с которого страховая пенсия может быть установлена (назначена), является день обращения за указанной пенсией в соответствующий пенсионный орган.
Сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19-21 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста), в силу буквального содержания положений Приложения № 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ, исчисляются со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Для лиц, которым страховая пенсия по старости устанавливается независимо от возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, законодатель, не изменяя требований к продолжительности специального страхового стажа, предусмотрел, что пенсия им назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», то есть ввел период ожидания возможности реализовать уже возникшее исходя из продолжительности соответствующих видов деятельности право на пенсию по старости.
Как было установлено судом на 15.08.2020 – дату обращения истца за назначением пенсии в пенсионный орган, специальный страховой стаж истца по расчету ответчика составил 24 года 9 месяцев 20 дня, то есть менее требуемых 25 лет.
С учетом спорных периодов, а также продолжения осуществления трудовой деятельности в должности и учреждении, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, требуемый 25-пятилетний специальный страховой стаж у истца имелся по состоянию на 15.09.2020.
При возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году срок назначения страховой пенсии по старости определен не ранее чем через 1 год 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Соответственно право на установление (назначение) спорной пенсии у истца возникает с 16.03.2022 (25 лет + 1 год 6 месяцев), а у ответчика соответственно обязанность по ее установлению (назначению).
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что днем возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости является 16.09.2020, а днем возникновения права на ее установление (назначение) 16.03.2022.
Нормы ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ и Правил N 884н регулируют правоотношения в части установления (назначения) пенсии, следовательно, право на досрочную страховую пенсию по старости, исходя из буквального толкования указанных норм, носит заявительный характер в части права на установление такой пенсии, и не связано с днем возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» день возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости и день возникновения права на установление такой пенсии не совпадают.
Таким образом, поскольку истец имеет необходимый специальный страховой стаж по состоянию на 16.09.2020, однако, право на досрочное установление (назначение) пенсии с учетом названных положений закона возникнет только с 16.03.2022, то решение ответчика от 24.11.2020 № 173909/20 является законным в части отказа в установлении страховой пенсии, поскольку право на установление (назначение) пенсии на момент обращения в пенсионный орган у истца не возникло.
Учитывая вышеизложенное, а также установленную судом дату возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости и дату возникновения права на ее установление (назначение) с учетом полуторалетнего периода ожидания, на основании изложенного, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению, с признанием днем возникновения права истца на досрочную страховую пенсию по старости – 16.09.2020, и назначением досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с учетом положений ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», с исчисление полуторалетнего периода ожидания с 16.03.2022.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Ореховой Юлии Александровны удовлетворить.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске включить Ореховой Юлии Александровне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости:
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации - 20.03.2002, 28.03.2002, с 01.03.2004 по 06.03.2004, 12.12.2005, с 23.03.2009 по 31.03.2009, 21.03.2011 по 31.03.2011, с 10.03.2015 по 13.03.2015, с 13.04.2015 по 16.04.2015
- периоды нахождения на семинарах - 09.12.2005, 27.11.2007;
- период работы в должности учителя в МБОУ «Средняя школа № 25» г. Смоленска – с 15.08.2020 по 16.09.2020.
Признать за Ореховой Юлией Александровной право на досрочную страховую пенсию по старости с 16.09.2020 и назначить ей соответствующую пенсию с учетом положений ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», с исчислением полуторалетнего периода ожидания, начиная с 16.09.2020.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Соболевская