Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Зеленогорск 09 октября 2018 года
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Доронина С.В.,
при секретаре Федоровой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к МБУ ДОЦ «Витязь», Муниципальному образованию в лице КУМИ администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДОЦ «Витязь», Муниципальному образованию в лице КУМИ администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск с привлечением в качестве специалистов ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» в соответствии с заданием прокуратуры края «О проведении проверок соблюдения требований пожарной безопасности» ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования центр «Витязь» на объекте массового пребывания людей (<адрес>). При проведении проверки установлено, что в учреждении допущены нарушения законодательства о пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ директору предприятия вынесено представление об устранении нарушений. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ сообщено об устранении ряда нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно информации ФГКУ «СУ ФПС № МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ в учреждении не устранены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:
- помещения вентиляционных камер и мастерской не отделено от остальных помещений противопожарными преградами (п. 7.4 СНиП 21-01-97*).
Указанный объект с массовым пребыванием людей посещается, помимо прочего, несовершеннолетними, пенсионерами и иными категориями маломобильных групп населения. Наличие вышеуказанных нарушений препятствует их безопасной эвакуации, как в случае возгорания объекта, так и в случае возникновения иной чрезвычайной ситуации, что способствует увеличению количества потенциальных жертв.
В судебном заседании прокурор ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края заявленные требования с учетом уточнений поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, на их удовлетворении настаивал, указывая на то, что в настоящее время выявленные нарушения не устранены.
Представитель ответчика МБУ ДОЦ «Витязь» ФИО2, директор МБУ ДОЦ «Витязь» суду пояснил, что что после проведенной прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края проверки с привлечением ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», в адрес ответчика вынесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. На устранение нарушений предоставлен срок 30 дней. По некоторым пунктам представления нарушения были устранены, по остальным пунктам указанного представления, устранить нарушения в короткий срок не представляется возможным, по причине значительных финансовых затрат.
Представитель ответчика Муниципального образования в лице КУМИ администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснила, что согласно выписке из Реестра муниципального имущества города Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ № военно-спортивный комплекс, расположенный по адресу: <адрес> передано МБУ ДОЦ «Витязь» в оперативное управление. Гражданским кодексом Российской Федерации определяются права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении. В соответствии с пунктом 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления является вещным правом наряду с правом собственности. Согласно статьи 294 ГК РФ учреждения владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, закрепленным на праве оперативного управления. В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, вследствие чего, являясь правообладателем имущества, находящегося в оперативном управлении, учреждение несет бремя содержания. При этом ГК РФ не предусматривает сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества. Поэтому собственник, передав имущество во владение на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Представитель третьего лица ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» - ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, заявленные требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорска поддержал.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 1 Федерального закона от (дата) N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативными документами по пожарной безопасности являются технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Профилактика пожаров представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
Согласно ст. 34 Федерального закона, граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Статья 37 данного Федерального закона требует от руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Нарушение требований пожарной безопасности свидетельствует о незащищенности личности, имущества от неконтролируемого горения, причиняющего материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан.
Таким образом, нарушение требований пожарной безопасности организацией, как безусловная опасность причинения вреда в будущем, может в силу ст. 1065 ГК РФ явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации основано на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон "О пожарной безопасности", а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Правовые акты в области пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от (дата) N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" данный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу прямого указания ст. 5 указанного закона, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно п. 28 ст. 2 указанного закона пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.
Статья 6 названного закона устанавливает, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Судом установлено, что согласно Уставу Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей «Витязь» является некоммерческой образовательной организацией. Функции и полномочия учредителя переданы для осуществления Управлению образования администрации ЗАТО г. Зеленогорск, Комитету по управлению имуществом администрации ЗАТО г. Зеленогорска.
Прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края с привлечением в качестве специалистов ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» в соответствии с заданием прокуратуры края «О проведении проверок соблюдения требований пожарной безопасности» ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования центр «Витязь» на объекте массового пребывания людей (<адрес>).
В ходе проведения проверки установлено, что в учреждении допущены нарушения законодательства о пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ директору МБУ ДОЦ «Витязь» внесено представление об устранении нарушений. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ сообщено об устранении ряда нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно информации ФГКУ «СУ ФПС № МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в учреждении не устранены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:
- помещения вентиляционных камер и мастерской не отделено от остальных помещений противопожарными преградами (п. 7.4 СНиП 21-01-97*).
Оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом положений ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, суд учитывает, следующее.
В судебном заседании установлен факт нарушения МБУ ДОЦ «Витязь», Муниципальным образованием в лице КУМИ администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края законодательства в части несоблюдения требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Рассматривая заявленные требования, с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к выводу о том, что каких-либо доказательств устранения нарушений законодательства, иных доводов опровергающих позицию истца, суду не представлено, ходатайств об оказании содействия в собирании и истребовании доказательств не заявлялось, суд счел возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.
Доводы ответчика об отсутствии возможности исполнения предписания в связи с недостаточным финансированием из бюджета не могут являться основанием к отказу в удовлетворении требований, поскольку предписание ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» вынесено в целях противопожарной безопасности в наиболее социально-значимом учреждении, каковым и является МБУ ДОЦ «Витязь», в котором длительное время прибывают люди, требующие действенных мер защиты по всем направлениям, в том числе, в части соблюдения противопожарных мер.
Требования представления по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ учреждением устранены не были. Факты невыполнения предписаний надзорного органа оформлены соответствующими актами.
Принимая во внимание, что в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности и предупреждению чрезвычайных ситуаций именно на руководителей муниципальных учреждений возложена персональная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; деятельность МБУ ДОЦ «Витязь» финансируется его учредителем - Комитетом по управлению имуществом администрации ЗАТО г. Зеленогорск, осуществляющим планирование соответствующих расходов бюджета; учитывая, что несоблюдение норм законодательства о пожарной безопасности нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу нарушения таких прав, не обеспечивает надлежащую профилактику пожаров, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края о возложении обязанности по устранению нарушений как на МБУ ДОЦ «Витязь», так и на Комитет по управлению имуществом администрации ЗАТО г. Зеленогорск.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.