Дело № 2-233/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2017 года г. Очер
Очерский районный суд Пермского края в составе судьи Кляусовой И.В.
при секретаре Шардаковой С.Е.,
с участием представителя ответчика ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» Мироновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Очерская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Пермского края о прекращении нарушении санитарного законодательства
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее Роспотребнадзор) обратилось в Очерский районный суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Очерская центральная районная больница» (далее ГБУЗПК «Очерская ЦРБ»), Министерству здравоохранения Пермского края о прекращении нарушении санитарного законодательства СанПин 2.6.1.1192-03 «Гигинические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгеновских исследований», СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий.
Требования мотивированы тем, что в ходе плановой проверки в ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» было установлено, что медицинским учреждением при оказании медицинских услуг населению Очерского района допущены многочисленные нарушения требований санитарного законодательства. После окончания проверки медицинскому учреждению выдано предписание должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ от ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» поступил ответ об исполнении части предписания №, в связи с чем была проведена внеплановая проверка по контролю исполнения предписания и оформлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, не были исполнены п.1 и 4 предписания №. В результате проведения внеплановой проверки в ДД.ММ.ГГГГ и установления неисполнения предписания, был составлен протокол об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, мировым судьей судебного участка №1 Очерского судебного района вынесено постановление о привлечении ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» к административной ответственности по по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за допущенные нарушения.
В связи с тем, что по сегодняшний день п.1 и п.4 предписания, выданного в 2016 году не исполнены ГБУЗПК «Очерская ЦРБ», управление Роспотребнадзора по Пермскому краю просит признать действия ответчика противоправными и обязать устранить нарушения.
Самостоятельно ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» не сможет устранить установленные нарушения законодательства в связи с необходимостью больших финансовых затрат. Главным распорядителем бюджетных средств учреждения является Министерство здравоохранения г.Перми, которое формирует для Учреждения бюджет на текущий год, поэтому устранение нарушений требований санитарного законодательства находится в прямой зависимости от Министерства здравоохранения по Пермскому краю.
В судебное заседание представитель Роспотребнадзора не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» Миронова А.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что по п.4 предписания требования уже устранены, что подтверждается протоколом по акту проверки. По п.1 предписания работы не выполнены, но работа ведется, заключены договоры, копии которых представлены в судебное заседание, требуются большие финансовые затраты. Для устранения нарушений по п.1 предписания – получения эпидемиологического заключения, потребуется около года, нужно установить вентиляцию и получить на неё паспорта.
Выслушав участников, исследовав доказательства в совокупности, суд пришел к следующему:
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно ст.24 названного Федерального закона №52-ФЗ, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.3 ст.39 Закона №52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан и юридических лиц.
В силу ст.50 Федерального закона №52-ФЗ, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
На основании п. 1.1 СанПин 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», правила являются нормативным документом, устанавливающим основные требования и нормы по обеспечению радиационной безопасности персонала, пациентов и населения при проведении медицинских рентгенологических процедур с диагностической, профилактической, терапевтической или исследовательской целями.
Согласно п.3.6 названного СанПин 2.6.1.1192-03, при изменении условий эксплуатации рентгеновского кабинета (аппарата), введении в эксплуатацию других рентгеновских аппаратов, администрация лечебно-профилактического учреждения обеспечивает получение нового санитарно-эпидемиологического заключения.
При выявлении специалистами санитарно-эпидемиологической службы нарушений, требующих прекращения эксплуатации рентгеновского аппарата, орган санитарно-эпидемиологической службы отзывает действующее санитарно-эпидемиологическое заключение. Эксплуатация рентгеновского кабинета (аппарата) без санитарно-эпидемиологического заключения не допускается.
Настоящие санитарные правила предназначены для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края от 18.09.2012 г. №880-п утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Пермского края, главой 3 которого определены его функции. Согласно п.3.15 Положения, утверждение бюджетных смет, планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных государственных бюджетных учреждений здравоохранения Пермского края, осуществление финансирования казенных учреждений в рамках указанных смет в пределах предусмотренных на эти цели ассигнований в бюджете Пермского края.
Допущенные нарушения санитарных правил ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» влияют на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, на качественное оказание медицинской услуги, так как оказание медицинской помощи населению с нарушением санитарных правил может повлечь за собой причинение вреда здоровью населению Очерского района.
В соответствии с Уставом, ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» является юридическим лицом, осуществляет свою медицинскую деятельность в соответствии с законодательством РФ (л.д.89-96).
Допущенные нарушения санитарных правил ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» влияют на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, на качественное оказание медицинской услуги, так как оказание медицинской помощи населению с нарушением санитарных правил может повлечь за собой причинение вреда здоровью населению Очерского района.
Предметом деятельности МБМУ «Очерская ЦРБ» является оказание медицинской помощи населению, медицинская помощь населению должна оказываться в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
Указанные нарушения являются существенными и подлежат устранению.
Судом установлено, что Роспотребнадзор действует на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, утвержденного приказом от 09.07.2012 №713 (л.д.14-34).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю проводилась проверка в отношении ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» с целью выполнения утвержденного плана проведения плановых проверок Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на ДД.ММ.ГГГГ, размещенного на официальном сайте Управления, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.8-13).
В результате проведенной проверки выявлены нарушения, зафиксированные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.38-74) и выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об их устранении в установленные сроки (л.д.81-83).
Согласно названного предписания от ДД.ММ.ГГГГ, ведущим специалистом-экспертом ЗТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в результате проверки проведенной в ГБУЗПК «Очерская ЦРБ», выявлены нарушения действующих нормативно-правовых актов по 14 пунктам, которые предписано устранить в установленные сроки (л.д.81-83).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» сообщили о частичном исполнении предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, также просили перенести сроки исполнения по п.1 и п.4 предписания (л.д.86).
С целью контроля исполнения предписания № выданного ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Роспотребнадзором была проведена проверка в отношении ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.36-37), в результате которой был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно названного акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено невыполнение в полном объеме предписания от ДД.ММ.ГГГГ № должностного лица Роспотребнадзора. ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» при осуществлении деятельности не выполнило в срок до ДД.ММ.ГГГГ пункты 1 и 4 предписания от ДД.ММ.ГГГГ
Ответственным за выявленные нарушения признано ГБУЗПК «Очерская ЦРБ», у которого имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при этом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (л.д.75-77).
ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» выдано новое предписание, согласно которого не выполнены в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ п.1, п.4 предписания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.84-85).
В результате проверки по выполнению пунктов предписания от ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что при проведении выездной проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, выявлен факт невыполнения ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» в полном объеме предписания от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ а именно:
Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на эксплуатацию стационарных и нестационарных медицинских рентгеновских (генерирующих) источников ионизирующего излучения;
2. Обеспечить контроль за аэроионным составом воздуха помещений с видеодисплейными терминалами рентгенолога (л.д.78-80).
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Очерского судебного района Араповым С.Н. было вынесено постановление о привлечении ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение в полном объеме предписания от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ответчик ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» не оспаривает факт невыполнения им п.1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, при эксплуатации зданий ГБУЗ ПК «Очерская ЦРБ» осуществляет деятельность рентгеновских кабинетов (аппаратов) без санитарно-эпидемиологического заключения на эксплуатацию стационарных и нестационарных медицинских рентгеновских (регенерирующих) источников ионизирующего излучения, что является нарушением ст. 11, 24, 25, 27, ч. 2 ст.40 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.6. СанПин 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгеновских исследований», что подтверждено материалами дела.
При этом, ответчиком ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» в судебное заседание представлены документы, подтверждающие совершение им действий, необходимых для выполнения п.1 предписания - для получения санитарно-эпидемиологического заключения на эксплуатацию стационарных и нестационарных медицинских рентгеновских (регенерирующих) источников ионизирующего излучения, а именно: договор от ДД.ММ.ГГГГ на проведение работ по испытанию вентиляционных систем, договоры от ДД.ММ.ГГГГ №, № на выполнение проектных работ, заявка на выплату средств от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
Также в ходе судебного заседания было установлено, что после подачи истцом в суд ДД.ММ.ГГГГ искового заявления с требованием о возложении на ответчика обязанности по обеспечению контроля за аэроионным составом воздуха помещений с видеодисплейными терминалами рентгенолога (п.4 предписания), ответчиком ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» было устранено указанное нарушение (п.4 предписания), что подтверждается протоколом лабораторных измерений № от ДД.ММ.ГГГГ, а также договором от ДД.ММ.ГГГГ на проведение лабораторно-инструментальных исследований, представленных в судебное заседание, в связи с чем, по заявленным требованиям суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Сторонами не оспаривается тот факт, что исполнение п. 1 предписания – по обеспечению получения санитарно-эпидемиологического заключения на эксплуатацию стационарных и нестационарных медицинских рентгеновских (регенерирующих) источников ионизирующего излучения, требует значительных финансовых затрат.
Приложением к Постановлению Правительства Пермского края от 18.09.2012 г. №880-п, определено, что ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» входит в перечень учреждений здравоохранения Пермского края в которых Министерство здравоохранения Пермского края является учредителем и, соответственно главным распорядителем бюджетных средств учреждения.
Министерство здравоохранения Пермского края формирует для ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» бюджет на текущий год, поэтому устранение нарушений требований санитарного законодательства, требующих существенных финансовых затрат, возможно только при финансовой поддержке и во взаимодействии с Министерством здравоохранения по Пермскому краю.
Из вышеизложенного следует, что иск Роспотребнадзора к ответчику ГБУЗПК «Очерская ЦРБ», ответчику Министерству здравоохранения Пермского края подлежит удовлетворению частично, в части предъявления требований к ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» об обязании обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения на эксплуатацию стационарных и нестационарных медицинских рентгеновских (регенерирующих) источников ионизирующего излучения, а также следует признать действия ответчика ГБУЗПК «Очерская ЦРБ» противоправными в отношении персонала учреждения и населения.
Согласно п.4 ч.1 ст.333.35 НК РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, соответственно государственная пошлина в рамках настоящего дела взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.198 ГПК, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Очерская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Пермского края о прекращении нарушении санитарного законодательства удовлетворить частично.
Признать действия ответчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Очерская центральная районная больница», выразившееся в нарушении санитарного законодательства противоправными в отношении персонала учреждения, населения.
Обязать Министрерство здравоохранения Пермского края (учредителя) обеспечить деятельность Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Очерская центральная районная больница», в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
Возложить на ответчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Очерская центральная районная больница» устранить нарушения санитарного законодательства СанПин 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгеновских исследований», СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», а именно - обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения на эксплуатацию стационарных и нестационарных медицинских рентгеновских (регенерирующих) источников ионизирующего излучения.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья И.В. Кляусова