Судья Воловикова И.В. |
Дело № 33-223 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 февраля 2019 года |
г. Орел |
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.
судей Жидковой Е.В., Герасимовой Л.Н.
при секретаре Самохвалове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юровой Светланы Валентиновны, Крупновой Лидии Васильевны к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии,
по апелляционной жалобе администрации Свердловского района Орловской области на решение Свердловского районного суда Орловской области от 30.10.2018, которым постановлено:
«Исковые требования Юровой Светланы Валентиновны, Крупновой Лидии Васильевны к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии удовлетворить.
Взыскать с администрации Свердловского района Орловской области в пользу Юровой Светланы Валентиновны задолженность по муниципальной пенсии за период с апреля 2018 года по сентябрь 2018 года включительно в размере 30421 (тридцать тысяч четыреста двадцать один) рубль 05 копеек.
Взыскать с администрации Свердловского района Орловской области в пользу Крупновой Лидии Васильевны задолженность по муниципальной пенсии за период с сентября 2017 года по сентябрь 2018 года включительно в размере 74957 семьдесят четыре тысячи девятьсот пятьдесят семь) рублей 72копейки».
Заслушав доклад судьи Жидковой Е.В., объяснения представителя администрации Свердловского района Орловской области Текиной О.Н., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение представителя Свердловского районного Совета народных депутатов Коломенской Ж.М., действующей на основании доверенности, полагавшей, что решение суда подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
установила:
Юрова С.В. и Крупнова Л.В. обратились в суд с иском к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии.
В обоснование требований указали, что они являются получателями пенсии по выслуге лет муниципальным служащим.
С сентября 2017 года по настоящее время муниципальная пенсия им не выплачивалась.
Истцы просили суд взыскать с администрации Свердловского района Орловской области задолженность по муниципальной пенсии в пользу Юровой С.В. за период с апреля 2018 года по сентябрь 2018 года включительно в размере 30421 рубль 05 копеек, в пользу Крупновой Л.B. за период с сентября 2017 года по сентябрь 2018 года включительно в размере 74957рублей 72 копейки.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Свердловского района Орловской области просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Приводит доводы о том, что у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку решение Свердловского районного Совета народных депутатов от 27.09.2018 № 18/135 «О внесении изменений в районный бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020годов», принято в соответствии с действующим законодательством, опубликовано в районной газете «Сельская новь» и с этого момента вступило в законную силу.
В возражениях на апелляционную жалобу Юрова С.В. и Крупнова Л.В. просят решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях в соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права.
В соответствии с п. «ж» и «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999).
В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.2007 муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.2007 определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15.12.2001 условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Правовые отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, оплатой труда муниципальных служащих Орловской области, их пенсионного обеспечения урегулированы Законом Орловской области от 09.01.2008 №736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области».
Согласно ч. 3 ст. 23 Закона Орловской области от 09.01.2008 № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Как следует из материалов дела решением Свердловского районного Совета народных депутатов от 26.03.2009 № 22/173 было утверждено Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы Свердловского района Орловской области» (далее по тексту - Положение).
В соответствии с п. 9.1 Положения финансирование расходов на выплату пенсии за выслугу лет производится из средств районного бюджета.
Крупнова Л.В. на основании распоряжения и.о. главы администрации Свердловского района Орловской области от 12.01.2015 № 1-р с 01.01.2015 является получателем пенсии за выслугу лет как лицо, ранее замещавшее муниципальную должность <...>.
На основании распоряжения главы администрации Свердловского района Орловской области от 01.12.2016 № 302-р Юрова С.В. с 01.12.2016 является получателем пенсии за выслугу лет как лицо, ранее замещавшее муниципальную должность <...>.
Решением Свердловского районного Совета народных депутатов от 27.09.2018 № 18/135 «О внесении изменений в районный бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», в связи с ухудшением финансового-хозяйственного положения, снижения поступления в районный бюджет доходов, введен мораторий (временное приостановление) на выплату кредиторской задолженности по выплате пенсий за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе до 31.12.2019.
В соответствии со справками администрации Свердловского района Орловской области задолженность по выплате пенсии за выслугу лет муниципальному служащему Юровой С.В. за период с апреля 2018 года по сентябрь 2018 года составляет 30421 рубль 05 копеек, Крупновой Л.В. за период с сентября 2017 года по сентябрь 2018 года составляет 74957 рублей 72копейки.
Удовлетворяя требования истцов о взыскании с администрации Свердловского района Орловской области задолженности по выплате пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что введение моратория на выплату кредиторской задолженности по выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований и не распространяется на обязательства, возникшие до его введения.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из вышеприведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Частями 2 и 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, решение Свердловского районного Совета народных депутатов от 27.09.2018 № 18/135 «О внесении изменений в районный бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», которым введен мораторий (временное приостановление) на выплату кредиторской задолженности по выплате пенсий за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, было опубликовано в районной газете «Сельская Новь» 05.10.2018 и вступило в силу с момента официального опубликования (ст. 48 Устава Свердловского района Орловской области).
В порядке административного судопроизводства вышеуказанное решение Свердловского районного Совета народных депутатов от 27.09.2018 №18/135 недействующим не признано.
При таких обстоятельствах, законных оснований для взыскания с ответчика задолженности по выплате муниципальной пенсии у суда не имелось, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Юровой С.В., Крупновой Л.В. к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
апелляционную жалобу администрации Свердловского района Орловской области удовлетворить.
Решение Свердловского районного суда Орловской области от 30.10.2018 отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Юровой Светланы Валентиновны, Крупновой Лидии Васильевны к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии отказать.
Председательствующий
Судьи
Судья Воловикова И.В. |
Дело № 33-223 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 февраля 2019 года |
г. Орел |
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.
судей Жидковой Е.В., Герасимовой Л.Н.
при секретаре Самохвалове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юровой Светланы Валентиновны, Крупновой Лидии Васильевны к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии,
по апелляционной жалобе администрации Свердловского района Орловской области на решение Свердловского районного суда Орловской области от 30.10.2018, которым постановлено:
«Исковые требования Юровой Светланы Валентиновны, Крупновой Лидии Васильевны к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии удовлетворить.
Взыскать с администрации Свердловского района Орловской области в пользу Юровой Светланы Валентиновны задолженность по муниципальной пенсии за период с апреля 2018 года по сентябрь 2018 года включительно в размере 30421 (тридцать тысяч четыреста двадцать один) рубль 05 копеек.
Взыскать с администрации Свердловского района Орловской области в пользу Крупновой Лидии Васильевны задолженность по муниципальной пенсии за период с сентября 2017 года по сентябрь 2018 года включительно в размере 74957 семьдесят четыре тысячи девятьсот пятьдесят семь) рублей 72копейки».
Заслушав доклад судьи Жидковой Е.В., объяснения представителя администрации Свердловского района Орловской области Текиной О.Н., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение представителя Свердловского районного Совета народных депутатов Коломенской Ж.М., действующей на основании доверенности, полагавшей, что решение суда подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
установила:
Юрова С.В. и Крупнова Л.В. обратились в суд с иском к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии.
В обоснование требований указали, что они являются получателями пенсии по выслуге лет муниципальным служащим.
С сентября 2017 года по настоящее время муниципальная пенсия им не выплачивалась.
Истцы просили суд взыскать с администрации Свердловского района Орловской области задолженность по муниципальной пенсии в пользу Юровой С.В. за период с апреля 2018 года по сентябрь 2018 года включительно в размере 30421 рубль 05 копеек, в пользу Крупновой Л.B. за период с сентября 2017 года по сентябрь 2018 года включительно в размере 74957рублей 72 копейки.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Свердловского района Орловской области просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Приводит доводы о том, что у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку решение Свердловского районного Совета народных депутатов от 27.09.2018 № 18/135 «О внесении изменений в районный бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020годов», принято в соответствии с действующим законодательством, опубликовано в районной газете «Сельская новь» и с этого момента вступило в законную силу.
В возражениях на апелляционную жалобу Юрова С.В. и Крупнова Л.В. просят решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях в соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права.
В соответствии с п. «ж» и «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999).
В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.2007 муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.2007 определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15.12.2001 условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Правовые отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, оплатой труда муниципальных служащих Орловской области, их пенсионного обеспечения урегулированы Законом Орловской области от 09.01.2008 №736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области».
Согласно ч. 3 ст. 23 Закона Орловской области от 09.01.2008 № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Как следует из материалов дела решением Свердловского районного Совета народных депутатов от 26.03.2009 № 22/173 было утверждено Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы Свердловского района Орловской области» (далее по тексту - Положение).
В соответствии с п. 9.1 Положения финансирование расходов на выплату пенсии за выслугу лет производится из средств районного бюджета.
Крупнова Л.В. на основании распоряжения и.о. главы администрации Свердловского района Орловской области от 12.01.2015 № 1-р с 01.01.2015 является получателем пенсии за выслугу лет как лицо, ранее замещавшее муниципальную должность <...>.
На основании распоряжения главы администрации Свердловского района Орловской области от 01.12.2016 № 302-р Юрова С.В. с 01.12.2016 является получателем пенсии за выслугу лет как лицо, ранее замещавшее муниципальную должность <...>.
Решением Свердловского районного Совета народных депутатов от 27.09.2018 № 18/135 «О внесении изменений в районный бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», в связи с ухудшением финансового-хозяйственного положения, снижения поступления в районный бюджет доходов, введен мораторий (временное приостановление) на выплату кредиторской задолженности по выплате пенсий за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе до 31.12.2019.
В соответствии со справками администрации Свердловского района Орловской области задолженность по выплате пенсии за выслугу лет муниципальному служащему Юровой С.В. за период с апреля 2018 года по сентябрь 2018 года составляет 30421 рубль 05 копеек, Крупновой Л.В. за период с сентября 2017 года по сентябрь 2018 года составляет 74957 рублей 72копейки.
Удовлетворяя требования истцов о взыскании с администрации Свердловского района Орловской области задолженности по выплате пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что введение моратория на выплату кредиторской задолженности по выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований и не распространяется на обязательства, возникшие до его введения.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из вышеприведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Частями 2 и 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, решение Свердловского районного Совета народных депутатов от 27.09.2018 № 18/135 «О внесении изменений в районный бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», которым введен мораторий (временное приостановление) на выплату кредиторской задолженности по выплате пенсий за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, было опубликовано в районной газете «Сельская Новь» 05.10.2018 и вступило в силу с момента официального опубликования (ст. 48 Устава Свердловского района Орловской области).
В порядке административного судопроизводства вышеуказанное решение Свердловского районного Совета народных депутатов от 27.09.2018 №18/135 недействующим не признано.
При таких обстоятельствах, законных оснований для взыскания с ответчика задолженности по выплате муниципальной пенсии у суда не имелось, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Юровой С.В., Крупновой Л.В. к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
апелляционную жалобу администрации Свердловского района Орловской области удовлетворить.
Решение Свердловского районного суда Орловской области от 30.10.2018 отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Юровой Светланы Валентиновны, Крупновой Лидии Васильевны к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии отказать.
Председательствующий
Судьи