Дело № 2-1771/15 ....
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саров 25 августа 2015 г.
Саровский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Шалятовой Л.А.
при секретаре Айвазян Ю.М.,
с участием пом. прокурора ЗАТО г. Сарова Егорышева А.В.,
представителя заявителя Дыльдаева А.И., по доверенности, представителя Территориальной избирательной комиссии г. Сарова Аверина Р.О., по доверенности, заинтересованного лица Смирнова С.М., представителя заинтересованного лица Смирнова С.М. - Горбунова С.М., по ч. 6 ст. 53 ГПК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Саровского городского суда гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты Городской Думы г. Сарова шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Власова А.А. о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 12 о регистрации кандидатом в депутаты Городской думы г. Саров шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Смирнова С.М.,
Установил:
Власов А.А., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Городской Думы г. Сарова шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12, обратился в суд с данным заявлением и просит признать незаконным и отменить решение от 06 августа 2015 г. окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Городской Думы г. Сарова шестого созыва по одномандатному округу № 12 о регистрации Смирнова С.М. кандидатом в депутаты.
В обосновании заявления указывает, что в нарушение положений ст. 27 Федерального закона «О политических партиях» окружная избирательная комиссия не была извещена Партией «Единая Россия» о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты.
В ходе судебного заседания 24 августа 2015 г. заявитель, действуя через своих представителей, увеличил основания заявленных требований и указал, что в нарушение положений ст. 27 ч. 5 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. № 108-З Смирновым С.М. не было представлено решение о создании избирательного объединения «Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» в г. Сарове Нижегородской области. Кроме того, решение о выдвижении кандидатов в депутаты Городской Думы г. Сарова принимается Конференцией (Общим собранием) местного отделения Партии «Единая Россия» в г. Сарове. Принятие такого решения Местным политическим советом Местного отделения партии «Единая Россия» в г. Сарове не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях». Поскольку Смирновым С.М. было представлено две выписки из протокола Местного политического совета местного отделения Партии «Единая Россия», содержание которых противоречит друг другу, полагает, что избирательным объединением было допущено нарушение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях». Также Смирнов С.М. в заявлении о согласии баллотироваться не принял на себя обязательство прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.
В судебное заседание заявитель не явился по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя Дыльдаев А.И. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Председатель ОИК № 12 в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя комиссии, о чем подал письменное заявление. Также из письменного отзыва следует, что с заявленными требованиями не согласны, полагаю, что нарушения законодательства при регистрации Смирнова С.М. не было допущено; по информации ТИК г. Сарова комиссия была извещена Местным отделением ВПП «Единая Россия» о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своего кандидата; присутствующий на заседании ОИК № 12 член ТИК подтвердил данную информацию.
Представитель Территориальной избирательной комиссии г Сарова Аверин Р.О. возражал против удовлетворения заявленного требования, пояснив, что с учетом положений п.п.1.2, 6.7 Устава ВПП «Единая Россия» Смирновым С.М. представлен документ, подтверждающий создание местного отделения ВПП «Единая Россия». С учетом положений Федерального Закона «О политических партиях» и Устава партии местный политический совет Саровского местного отделения Партии «Единая Россия» правомочен выдвигать кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований. Заявление Смирнова С.М. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты соответствует требованиям закона. В соответствии с требованиями Федерального закона «О Политических партиях», Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 г. № 108-З, поскольку проводятся выборы в Городскую Думу г. Сарова, о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты должна была извещаться ТИК, а не окружная избирательная комиссия. Фактически ТИК была извещена.
Смирнов С.М. и его представитель Горбунов С.М. возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что все документы, в том числе заявление, были оформлены правильно. Поскольку проводятся выборы в Городскую Думу г. Сарова политическим советом Саровского местного отделения ВПП «Единая Россия» правомерно была извещена ТИК о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов в депутаты
Представитель Администрации г. Сарова в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, о чем представили письменное заявление..
Прокурор в заключение полагал, что заявление Власова А.А. не подлежит удовлетворению, поскольку окружной избирательной комиссией № 12 нарушения законодательства при регистрации Смирнова С.М. кандидатом в депутаты не допущено.
Заслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Решением Городской Думы г. Саров Нижегородской области от 19 июня 2015 года № 62/5-гд, выборы депутатов городской Думы г. Саров шестого созыва назначены на 13 сентября 2015 года.
Власов А.А. оспаривает решение ОИК № 12 от 06 августа 2015 года о регистрации Смирнова С.М. кандидатом в депутаты Городской Думы г. Сарова шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 12.
В силу положений статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
В обосновании заявленных требований Власов указывает, что в нарушение положений ст. 27 Федерального закона «О политических партиях» окружная избирательная комиссия не была извещена Партией «Единая Россия» о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты.
Частью 2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Для кандидатов, выдвинутых политической партией, несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", является основанием отказа в регистрации кандидата (пункт "б" части 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ).
Как видно из материалов дела, выдвижение тайным голосованием списка кандидатов в депутаты Городской Думы г. Сарова шестого созыва по одномандатным избирательным округам, в том числе Смирнова С.М., по одномандатному избирательному округу N 12, произведено решением местного политического совета местного отделения ВПП «Единая Россия» г. Саров.
Избирательное объединение на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" обязано извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Следовательно, уровень комиссии должен соответствовать уровню проводимых выборов: на федеральных выборах - представители ЦИК РФ или по ее письменному поручению любой нижестоящей комиссии; на региональных выборах - представители комиссии субъекта Федерации или по ее письменному поручению - любой нижестоящей комиссии; на муниципальных выборах - представители муниципальной избирательной или территориальной комиссии.
Согласно представленным документам ВПП «Единая Россия» в лице местного отделения в г. Сарове известила Территориальную избирательную комиссию г. Сарова о времени и месте прохождения заседания, на котором будет рассмотрен вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты.
Ссылки заявителя на обязанность Партии известить именно окружную избирательную комиссию № 12 г. Саров, не основан на законе, поскольку закон обязывает известить в данном случае избирательную комиссию соответствующего уровня. В рассматриваемом случае избирательной комиссией соответствующего уровня по проведению выборов в представительный орган местного самоуправления является территориальная избирательная комиссия г. Саров.
Доводы стороны заявителя о том, что в нарушение положений ст. 27 ч. 5 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 г. № 108-З Смирновым С.М. не было представлено решение о создании избирательного объединения «Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» в г. Сарове Нижегородской области не состоятельны.
Заявитель указывает, что представленная выписка из протокола заседания регионального политического совета Нижегородского регионального отделения Всероссийской Партии «Единство и Отечество - Единая Россия» от 27 мая 2002 г. № 1 не является документов, подтверждающим создание местного отделения ВПП «Единая Россия» в г. Сарове Нижегородской области.
Суд не может согласиться с данной позицией.
Нижегородское региональное отделение Всероссийская политическая партия «Единая Россия» зарегистрировано в качестве некоммерческой организации 01 апреля 2002 г.
27 мая 2002 г. Региональным политическим советом Нижегородского регионального отделения Всероссийской Партии Единство и Отечество - «Единая Россия» было принято решение о создании местных отделений Партии «Единая Россия» на территории органов местного самоуправления Нижегородской области, в том числе в г. сарове.
Согласно п. 1.2 Устава (в редакции от 05.10.2013 г.) ВПП «Единая Россия» создана путем преобразования в политическую партию Общероссийской общественной организации «Союз «Единство» и «Отечество».
Пунктом 6.7 Устава предусмотрено, что наименование первичных, местных и региональных отделений Партии устанавливаются решениями об их создании, в которые могут вноситься изменения. Полное наименование первичных, местных и региональных отделений Партии включает полное наименование Партии с указанием территориальной принадлежности. Сокращенное наименование первичных, местных и региональных отделений включает сокращенное наименование Партии с указанием территориальной принадлежности.
Обязанность региональных и местных отделений партии, созданных до переименования партии во ВПП «Единая Россия», по принятию решений о переименовании местного отделения Уставом не предусмотрена.
Кроме того, на заседании Местного политического совета местного отделения Партии «Единая Россия» 23 июля 2015 г. было принято решение об установлении краткого наименования объединения местного отделения Партии «Единая Россия» г. Сарова для использования в избирательных документах на выборах депутатов Городской Думы шестого созыва г. Сарова Нижегородской области : Саровское местное отделение Партия «Единая Россия».
Также не может быть принят и довод заявителя о том, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты Городской Думы г. Сарова принимается Конференцией (Общим собранием) местного отделения Партии «Единая Россия» в г. Сарове, и принятие такого решения Местным политическим советом Местного отделения партии «Единая Россия» в г. Сарове не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях».
Частью 2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Для кандидатов, выдвинутых политической партией, несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", является основанием отказа в регистрации кандидата (пункт "б" части 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 11.07.2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним (часть 1).
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (пункт "и" части 2).
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочиями принятия решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительного органа местного самоуправления на уровне регионального отделения политической партии обладает конференция или общее собрание такого отделения, а при выдвижении списка кандидатов иными структурными подразделениями партии - иной орган подразделения, предусмотренный уставом политической партии.
Как видно из материалов дела, выдвижение тайным голосованием списка кандидатов в депутаты Городской Думы города Сарова шестого созыва по одномандатным избирательным округам, в том числе Смирнова С.М. по одномандатному избирательному округу N 12, произведено решением Местного политического совета Местного отделения Партии «Единая Россия» в г. Сарове.
В соответствии с Уставом Всероссийской политической партии "Единая Россия" местное отделение Партии является структурным подразделением Партии и осуществляет свою деятельность, как правило, в пределах территории соответствующего муниципального образования: муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения, входящих в состав одного субъекта Российской Федерации (пункт 14.1).
Высшим руководящим органом местного отделения Партии является конференция (общее собрание) (пункт 14.5).
К компетенции Конференции (Общего собрания) относится выдвижение тайным голосованием по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета в случае, установленном п. 13.9.10.14 Устава, кандидатов (списков кандидатов) в депутаты или на иные выборные должности в органах местного самоуправления, за исключением кандидатов (списков кандидатов) в депутаты представительных органов и глав муниципальных образований административных центров соответствующих субъектов Российской Федерации при наличии в этом административном центре нескольких местных отделений Партии (пункт 14.6.5.1).
Местный политический совет является постоянно действующим коллегиальным политическим руководящим органом местного отделения Партии (пункт 14.7.1).
Местный политический совет в соответствии с законодательством Российской Федерации выдвигает тайным голосованием по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета в случае, установленном п. 13.9.10.14 Устава, кандидатов (списков кандидатов) в депутаты или на иные выборные должности в органах местного самоуправления (если иной порядок не установлен настоящим Уставом) (пункт 14.7.14.1).
Таким образом, Уставом Всероссийской политической партии "Единая Россия" право выдвижения кандидатов в депутаты органов местного самоуправления от местного отделения партии предоставлено как конференции (общему собранию), так и его постоянно действующему органу - Местному политическому совету.
Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов (списков в кандидаты) в депутаты иным органом, предусмотренным уставом политической партии, а уставом Всероссийской политической партии "Единая Россия" в качестве такого органа указан Местный политический совет, то данный орган обладает соответствующими полномочиями по выдвижению кандидатов (списка кандидатов) в депутаты.
При таком положении оснований считать выдвижение Смирнова С.М. кандидатом в депутаты Местным политическим советом Местного отделения партии «Единая Россия» в г. Саров противоречащим закону у суда не имеется.
Несостоятелен и довод заявителя о том, что избирательным объединением было допущено нарушение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», поскольку Смирновым С.М. было представлено две выписки из протокола Местного политического совета местного отделения Партии «Единая Россия», содержание которых противоречит друг другу.
Действительно, формулировка п. 1 повестки дня Местного политического совета местного отделения партии «Единая Россия» в представленных выписках незначительно отличается, при этом суть вопроса, по которому принималось решение не изменена, а именно обсуждался вопрос о выдвижении тайным голосованием кандидатов в депутаты Городской Думы шестого созыва г. Сарова Нижегородской области.
При этом, необходимо отметить, что в одной выписке указано решение о выдвижение кандидатом в депутаты только Смирнова С.М., и итоги голосования по его кандидатуре, а во второй списке - решение о согласовании и выдвижении списка кандидатов.
Представление двух выписок из протокола местного политического совета местного отделения партии «Единая Россия», в которых указаны решения о выдвижении списка кандидатов и конкретного одного кандидата, в силу положений статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Также не может быть принят доводы заявителя о том, что Смирнов С.М. в заявлении о согласии баллотироваться не принял на себя обязательство прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, что является основанием для отказа в регистрации.
Частью 2 ст. 33 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным Законом, иным Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В заявлении о согласии баллотироваться Смирнов С.М. указал, что в случае избрания депутатом он обязуется сложить с себя обязанности, несовместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования.
Вместе с тем, в силу абз. 5 ч. 5 ст. 84 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", депутаты представительных органов местного самоуправления обязаны прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа местного самоуправления. В случае невыполнения указанных требований, полномочия этих депутатов прекращаются досрочно в судебном порядке.
Таким образом, в случае избрания Смирнова С.М. депутатом он, в силу Закона, обязан будет прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. А иная формулировка вышеуказанного обязательства в силу положений ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ " не является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
В силу части 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата для кандидатов, выдвинутых политической партией, являются несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (пункт "б"), отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (пункт "в").
Учитывая, что таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не установлено, решение окружной избирательной комиссии от 06.08.2015 года о регистрации Смирнова С.М. кандидатом в депутаты Городской Думы г. Сарова шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 является правомерным.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд
Решил :
Заявление кандидата в депутаты Городской Думы г. Сарова шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Власова А.А. о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 12 о регистрации кандидатом в депутаты Городской думы г. Саров шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Смирнова С.М. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 5 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
П/п Председательствующий - Л.А.Шалятова.
...
Судья Л.А.Шалятова.